Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема внешней задолженности является одной из наиболее острых и актуальных проблем современного мирового хозяйства. Возникновение этого явления уходит вглубь истории развития мировых хозяйственных связей, но именно на нынешнем этапе мировое хозяйство приобрело достаточно выраженный характер долговой экономики, и лидирующее место в этом процессе занимают «локомотивы» мировой экономической системы (как, например, США, Япония, Германия).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности 8
1.1.Причины образования государственного внешнего долга и критерии управления внешней задолженностью. 8
1.2.Влияние состояния мировой экономики на рост внешней задолженности 16
1.3. Регулирование долговых проблем на международном уровне: субъекты и инструменты внешней задолженности. 18
Глава 2. Современные тенденции формирования суверенного долга Российской Федерации. 26
2.1. Возникновение и первоначальное накопление суверенного внешнего долга России. 26
2.2. Переходный этап в долговой политике России конца 1998 — начала 2001 г. 28
2.3. Современный этап эволюции долговой политики России. 30
Глава 3 Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса. 61
3.1. Долговая политика в аспекте экономической безопасности России. 61
3.2. Проблемы улучшения качества управления государственным долгом. 76
3.3. Формирование единой системы финансового контроля и мониторинга в условиях современной политики государственных внешних заимствований России. 80
3.4. Методы регулирования внешнего долга стран при изменяющихся экономических условиях. 86
Заключение 99

Вложенные файлы: 1 файл

165 ноя.doc

— 1,009.00 Кб (Скачать файл)

Гособязательства, предназначенные для покупки населением, влияют на процесс правильной организации сбережений, а также инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. ГЦБ - один из надежных источников вложения денежных средств, покупая их, физические лица получают удобный способ организации своих сбережений, а юридические лица - высоколиквидные активы, приносящие доход. Благодаря использованию долговых обязательств государство может влиять на денежное обращение в стране. Внутренние госзаимствования сопряжены с перераспределением средств между хозсубъектами, государством, частными институтами. Процесс перераспределения ресурсов носит название аллокативного. Использование госдолга как инструмента аллокативного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки выплат по гособязательствам. В этом случае госдолг представляет собой средство перераспределения богатства следующего поколения налогоплательщиков (которому придется платить повышенные налоги) в пользу нынешнего поколения (которое платит меньшие налоги); т.е. государство вмешивается в экономику с целью оптимизации распределения ресурсов, в результате происходит прямое госинвестирование / создание госсектора. Особый акцент делается на наиболее важные отрасли, которые “несут” на себе экономическое развитие и для инновационного развития и модернизации которых необходимы финансовые ресурсы, как собственные, так и заимствованные.

В результате новых кредитов и займов внешний госдолг в процентах к ВВП увеличится с 2,9% в 2009 г. до 4% в 2013 г. В абсолютных цифрах объем внешнего госдолга составит к концу 2011, 2012 и 2013 гг., соответственно: 55,6 млрд., 65,2 млрд. и 75,6 млрд. долл. В федеральном законе “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов” от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ установлено, что к началу 2013 г. внешний госдолг достигнет 104,3 млрд.долл., что свидетельствует о необходимости корректировки данных по внешним госзаимствованиям. В данной связи, несмотря на то что мнения об успехах долговой политики расходятся, экономисты утверждают, что положительные сдвиги от долговой политики проявляются не сразу, а лишь по истечении определенного периода времени, который, как правило, колеблется от 5 до 10 лет. Поэтому о каких-либо глобальных успехах в данной области говорить пока рано, тем более что долг как экономическая категория несет в себе противоречиво-двоякий потенциал и оказывает существенное влияние на экономическую безопасность России.

3.2. Проблемы улучшения качества  управления государственным долгом.

Проблема снижения государственного долга является многогранной, комплексной, требует исследования совокупности причин и факторов; связанных с денежно-кредитной, валютной, бюджетной, экспортно-импортной политикой государства, учетом- многогранных аспектов глобализации, процессов, связанных с мировым экономическом кризисом.

Анализ состояния внешнего долга стран с переходной экономикой в 1990-х и начале 2000-х гг. показал, что имеют место следующие особенности и тенденции: темпы роста внешнего долга стран с переходной экономикой были ниже темпов роста ВВП этих стран в этот период времени, что свидетельствует о некотором снижении внешней долговой нагрузки на экономику этих стран в целом;

- не произошло  существенных сдвигов в части  улучшения кредитоспособности этой группы стран, так как снижение темпов роста внешнего долга, происходило при увеличении внутреннего долга, характеризующегося более краткосрочной временной структурой по сравнению с внешним долгом.

- существенные  изменения коснулись структуры  внешних заимствований. Доля внешних  заимствований в форме государственных рыночных бумаг увеличилась за счет снижения доли банковских кредитов.

Исследование показало, что именно ссудный капитал, а не прямые иностранные инвестиции стали основной формой долговой политики стран-кредиторов в отношении заемщиков.

Усилились все риски, которые связаны с процессом внешнего кредитования, а именно: имеет место большая доля краткосрочных заимствований, недостаточно обеспеченных обязательствами в иностранной валюте и сильной за-кредитованностью частного сектора.

Особенностью долговой политики России является то, что ее содержание в основном определяется благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей в настоящее время и в будущем. С учетом последних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке вероятно цена нефти« будет значительно выше.

Выявлено, что специфика государственного долга России заключается* в том; что он аккумулирует как прежние долги бывшего СССР, так и новые долги Российского государства. При этом особенностью является то, что при общем снижении в абсолютном выражении государственного« долга РФ, меняется его структура и факторы его формирующие. Вызывает опасение увеличение корпоративного долга, который, в конечном счете, принимает форму государственного, так как корпорации, в большинстве случаев, не способны самостоятельно погасить долги. А так как эти корпорации являются системообразующими в экономике России, то, чтобы не допустить потери экономической безопасности страны, государство вынуждено перекладывать на себя их долговое бремя. В системе внешнего корпоративного долга происходят структурные изменения - доля банков повышается, доля нефинансовых предприятий снижается. В связи с этим необходимо отметить, что одним из сдерживающих причин невозможности формирования системы- управления именно корпоративным долгом является нечеткое определение правового и финансового статуса существующих государственных корпораций. Финансовые корпорации должны помогать государству осуществлять эффективно крупные капитальные вложения в экономику России, то есть государство передает им на реализацию одну из своих основных функций - функцию воспроизводства на новой инновационной основе базиса экономики — основных фондов. Недостатком существующих корпораций является широкое применение ими системы вторичного «аутсорсинга», который связан и с госзакупками и с финансовыми потоками, что в условиях недостаточной юридической проработки ряда законов, в части Закона о госзакупках, приводит к расширению коррупции и непроизводительных затрат. Особенностью является то, что финансовые ресурсы и государственные активы госкорпораций выводятся из-под процедур анализа и контроля Счетной палаты РФ. Сложившаяся система контроля за деятельностью госкорпораций сохраняет риски неэффективного использования их основных активов,и денежных средств.

В' ходе исследования выявлено отсутствие прямой зависимости- между изменением у банка или организации реального, сектора экономики имеющихся объемов ресурсов, включая оказанную государственную финансовую поддержку, и изменением величины их внешней задолженности. К числу основных причин такого положения следует отнести, в первую очередь, возможность самостоятельного определения хозяйствующими субъектами приоритетов использования имеющихся ресурсов, поскольку оказание государством финансовой поддержки, как правило, не связывалось с обязательностью осуществления расчетов по внешней задолженности (за исключением ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Газпром»), а также необходимостью проведения указанных расчетов с учетом срочности обязательств.

Расширение экономической самостоятельности субъектов Федерации также приводит к тому, что в отдельных случаях, растет их долговое бремя, что, в конечном счете, также увеличивает долговые обязательства Российской Федерации. Выявлено, что региональные бюджеты требует все больших трансфертов, в силу неэффективности региональных экономик. В большинстве регионов имеет место депрессия, ситуация улучшается крайне медленно. Поэтому долговые обязательства регионов пока не могут быть существенно снижены.

Исследование также показало, что проблемы внешней задолженности России связаны и с оттоком капитала. При внешней задолженности России происходит одновременный отток капитала. Поэтому необходим комплекс мер по снижению оттока капитала из России. Кроме этого, России необходимо проведение сбалансированной экспортно-импортной политики государства. При превышении экспорта над импортом по отдельным государствам и товарным позициям реальную внешнюю задолженность России можно было бы корректировать в сторону уменьшения, принимая во внимание величину товарного кредита со стороны России отдельным странам. Такой подход требует совершенствования учета внешнеторговых операций и разработки соответствующих нормативно-методических материалов, а также проведение работы по корреляции внешней задолженности России отдельным странам с экспортно-импортной политикой России по отношению к этим странам.

Необходимо повышенное внимание уделять косвенным обязательствам Российской Федерации и ее уполномоченных органов. Данная категория обязательств включает в себя внешние обязательства российских нефинансовых и кредитных организаций. В последние годы именно объемы этой категории долга росли наиболее быстрыми темпами. Несмотря на то, что косвенные обязательства не относятся непосредственно к суверенным обязательствам страны, их объемы учитываются при оценке общей кредитоспособности страны.

Исследование показало, что приток в экономику России финансовых средств, которые, принимают форму внешней задолженности, слабо связаны с увеличением валового внутреннего продукта страны. Лишь отдельные долговые финансовые ресурсы приводят к увеличению ВВП. Экономико-математический анализ показал, что увеличение всего российского долга очень незначительно влияет на увеличение ВВП. Отдельные факторы более значительно влияют на увеличение ВВП, в частности факторы задолженности в форме ценных бумаг в иностранной валюте и задолженность прочим кредиторам. Увеличение кредитов от международных финансовых организаций, заимствования органов государственного управления, задолженность органов денежно-кредитного регулирования отрицательно сказываются на увеличении ВВП России. Исследование показало, что предлагаемый способ определения связи различных форм заимствования с изменением ВВП позволяет определить приоритетные направления в которых необходимо действовать при проведении работы по снижению внешнего долга Российской Федерации. К таким направлениям, как следует из проведенного анализа, следует отнести первоочередное снижение задолженности международным финансовым организациям, а также снижение задолженности федеральных органов управления и задолженности субъектов РФ, задолженности органов денежно-кредитного регулирования.

3.3. Формирование единой системы  финансового контроля и мониторинга  в условиях современной политики  государственных внешних заимствований  России.

Национальная политика государственных внешних заимствований России выступает в качестве исходного и системообразующего фактора, во многом предопределяющего качественные характеристики последующих мероприятий государства в области внешнеэкономического сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Современное реформирование институциональной структуры мировой финансовой системы и изменение ключевых принципов межгосударственного регулирования мирового рынка ссудного капитала повышает значимость целенаправленного подхода к разработке концепции регулирования государственных внешних заимствований России, соответствующей целям государственной экономической политики и внешнеэкономическим приоритетам сотрудничества государства в сфере международных экономических отношений.

По мнению автора, необходимым условием реализации результативной национальной политики государственных внешних заимствований России выступает обеспечение эффективного мониторинга и оперативного управления за:

  • макроэкономической ситуацией в стране в целом, и функционированием национального валютного и финансового рынков в частности;
  • ходом либерализации регулирования валютных операций с национальной валютой в целом, и механизмом регулирования валютного курса национальной денежной единицы (рубля) в частности;
  • процессом регулирования движения потоков капитала через национальные границы, в том числе объемом и структурой притока прямых и портфельных инвестиций в страну;
  • объемом золотовалютных резервов страны, формирующих ликвидные активы государства; 
  • в целом за состоянием платежного баланса страны и др.

Обеспечение  своевременного  мониторинга  обозначенных  элементов необходимо для того, чтобы государство могло предпринимать необходимые меры для урегулирования возможных диспропорций в функционировании национальной экономической системе хозяйствования и своевременную корректировку финансовой политики, в том числе в области государственных финансов и формировании государственных финансовых ресурсов, одним из источников, образования которых могут быть государственные внешние заимствования.

На сегодняшний день в России актуальной также остается разработка и внедрение компьютеризированной национальной системы управления внешним долгом. К сожалению, в настоящее время можно говорить о фрагментарной компьютеризации системы управления долгом отдельных ведомств: Минфина, Внешэкономбанка, Центробанка.

Для успешного управления внешним долгом необходимо решить ряд задач финансового, экономического, политического и институционального характера. В связи с этим основными целями управления государственным долгом Российской Федерации в ближайшие годы автор видит в следующем (относится к совокупному долгу):

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • формирование единой стратегии обслуживания внутреннего и внешнего долга;
  • отказ от бюджетозамещающих займов как неэффективного направления использования ресурсов;
  • увеличение доли рыночных инструментов в структуре долга;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;
  • минимизации стоимости обслуживания государственного долга;
  • улучшение оперативного управления внешним долгом с сохранением за государством контролирующей функции;
  • реформирование системы институтов управления внешним долгом на основе передового зарубежного опыта, но с сохранением специфики и особенностей нашей страны.

Упорядочение системы управления долгом наряду с мерами по стабилизации бюджета является необходимым условием для улучшения кредитного рейтинга страны и активного участия ее на международном финансовом рынке. Необходимо также отметить, что успешное реформирование системы управления внешним долгом будет способствовать снижению долговой нагрузки на бюджет и позволит высвободить часть средств для решения социально-экономических задач, стоящих перед нашей страной.

Одной из основных задач государства является осуществление всестороннего контроля за этими средствами и наилучшем их использовании. Для развития экономики необходимы не столько значительные средства, сколько эффективное их использование, поскольку только оно позволяет достичь нужного эффекта.

Кроме этого, привлечение значительных средств на возвратной и платной основе требует своевременного их погашения и надлежащего обслуживания. В связи с этим существенно возрастает роль контроля за обоснованностью привлечения и эффективным использованием кредитов и займов, предоставляемых, в частности, международными финансовыми организациями, иностранными государствами, компаниями, банками и т.п. Только действенный государственный финансовый контроль в данной области позволит повысить эффективность непосредственно привлеченных средств путем отслеживания на каждом этапе: планирования, оценки обоснованности привлечения, использования заимствований, оценки продуктивности использования средств.

Государственный финансовый контроль за внешним долгом обладает специфическими чертами, которые вытекают из особенностей объекта контроля - государственных внешних заимствований, этим объясняется особое значение и важность государственного финансового контроля за внешними заимствованиями России. Особенности государственного финансового контроля за внешними заимствованиями раскрываются посредством:

Информация о работе Проблемы совершенствования долговой политики России в условиях мирового финансового кризиса