Проблема международного сепаратизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

В идеологических войнах, которые ведут между собой проправительственные и сепаратистские политические силы, противники апеллируют к таким глубоко небезразличным для любого человека понятиям, как национальное возрождение, этническое равенстве, угроза проявления шовинизма. Четкое понимание механизмов возникновения и развития сепаратизма способно уменьшить его разрушительное воздействие, открывает возможности своевременного прогноза появления новых его очагов, способствует поиску оптимальных путей выхода из конфликтных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 148.28 Кб (Скачать файл)

На основании закона тибетцы  пользуются демокра-тическими правами  как хозяева своего района. Согласно Конституции КНР, китайские граждане, достигшие 18 лет, имеют избирательное  право и право быть избранным, независимо от национальной и расовой  принадлежности, пола, рода занятий, происхождения, вероисповедания, уровня образования и срока проживания в данном районе. За годы существования ТАР тибетцы активно пользуются избирательным правом и правом быть избранным, предусмотренными Конституцией КНР и другими законами, принимают участие в выборах Собраний народных представителей разных ступеней и через своих депутатов участвуют в управлении делами государства и местными делами. В прямых выборах 2002 года, проходивших на уровнях района, округов (городов), уездов, волостей и поселков, процент избирателей, участвовавших в выборах уездных органов власти, составил 93,09%, в некоторых местах 100%. Пропорция лиц тибетской национальности и других нацменьшинств среди избранных составила более 80% (на районно-окружном (городском) уровне) и более 90% на уездно-волостном (поселковом) уровне[73].

Руководящие работники тибетской  национальности и других нацменьшинств  сегодня составляют главную силу в кадровой армии ТАР, в полной мере выявляя свои права хозяев района. Согласно Конституции КНР в районах  национальной автономии на постах председателей (или его заместителей) Постоянных комитетов собраний народных представителей должны находиться выходцы из той  национальности, от имени которой  осуществляется национальная районная автономия; на постах председателя правительства  автономного района, автономного  округа, автономного уезда должны находиться граждане той национальности, от имени которой осуществляется национальная районная автономия. За годы существования ТАР всего на посту  председателя ПК СНП Тибета находилось 6 (включая работающего сегодня) избранных, и 7 (включая продолжающего оставаться на указанном посту) председателей  народного правительства. Все они  были лицами тибетской национальности. Считая с 1959 г., когда при Народном Политическом Консультативном Совете Китая был учрежден Комитет по делам Тибета, в Тибете на посту  председателя НПКСК всего сменилось 5 человек, Все они тибетцы. По статистике в настоящее время процент  лиц тибетской (и других нацменьшинств) национальности среди председателей  и заместителей председателя Постоянного  комитета СНП составляет 87,5%, среди  членов Постоянных комитетов СНП 69,23%, среди председателей (и их заместителей) ТАР 57%, среди членов Постоянных комитетов  НПКСК и рядовых членов НПКСК  соответственно 90,42% и 89,4%. Лица тибетской  национальности и других нацменьшинств  составляют 77,97% в кадровом контингенте  трех уровней: районном, окружном (городском) и уездном, 69,82% и 82,25 % среди работников народных судов и народных прокуратур указанных уровней.[74]

Согласно «Закону о  национальной районной автономии»[75] ТАР имеет право при проведении в жизнь решений, постановлений, директив и указаний вышестоящих органов поступать с учетом обстановки в своем районе. В случае, если администрация ТАР найдет указанные директивы, противоречащие реальной обстановке, она может заявить о своем мнении вышестоящим органам власти и после того, как будет получена санкция свыше, в претворении указанных директив внести изменения или вообще приостановить их претворение в жизнь.

Согласно Конституции  КНР[76] и Закону КНР о национальной районной автономии ТАР полномочен при условии ненарушения Конституции и соответствующих законов государства предпринимать, исходя из своих реалий, особые политические установки и гибкие меры, нацеленные на ускорение хозяйственного и культурного развития; полномочен, в согласии с наметками государственного плана и с учетом местных специфики и нужд разрабатывать курсовые установки, политику и планы хозяйственного строительства; полномочен самостоятельно организовывать и управлять местным социально-хозяйственным развитием и строительством; полномочен управлять, охранять и использовать в приоритетном порядке местные природные ресурсы; полномочен самостоятельно управлять местными финансами, намечать направления использования местных бюджетных доходов; полномочен самостоятельно развивать национальные просвещение и культуру, управлять делами в области просвещения, научного исследования, культуры, здравоохранения и спорта; полномочен пользоваться льготами, введенными государством в сфере финансов, кредита и налогов.

В 2008 году состоялось новое  обострение, самое крупное с 1989 года. В годовщину тибетских дел 1959 и заодно по случаю протеста против задержания предыдущей осенью монахов, праздновавших вручение Далай-ламе медали конгресса США, состоялась конфронтация между монахами монастыря Сера и  силовиками, блокировавшими три крупнейших монастыря Лхасы заблаговременно[77]. Демонстрация, состоявшая к тому моменту почти из одних монахов, была остановлена полицией, тогда к делу присоединились местные жители в массовом порядке, и за этим последовали крупные беспорядки Председатель совета автономии заявил, что оружие на поражение не применялось, и при разгоне погибло, по версии "Синьхуа" и прокурора КНР, порядка 10 чел., в т.ч. два работника отелей, два владельца магазинов; в израильском онлайн-издании цитировано сообщение "правительства в изгнании" о примерно 100 погибших, с оговоркой, что данные не проверены. Ответственность за беспорядки в официальной печати КНР возлагают на Далай-ламу, который всецело все это отрицает.

Историческое заявление  прозвучало 25 октября в городе Дхарамсала на севере Индии[78]. Выступая перед сторонниками, Далай-лама сообщил, что отказывается от борьбы за большую автономию Тибета под управлением Китая. При этом уходить в отставку 73-летний лауреат Нобелевской премии мира не собирается.

Пекинское правительство  в ноябре 2008 года, заявило, что диалог с руководством Тибета, возможен только в случае «если Далай-лама вернется на патриотическую позицию, то двери  для диалога всегда открыты и  в будущем также будут открыты. Что касается стремления к "независимости", «полунезависимости» или "видоизмененной независимости Тибета", двери  для диалога никогда не были и  не будут открыты[79]».

Динамика этнополитического  конфликта в Тибете показывает, что  основными причинами и факторами  сепаратизма этого региона КНР  выступают[80]:

— исторические причины, связанные  с длительным существова 
нием в Тибете государственности и с тем, что даже в периоды 
пребывания в вассальной зависимости от Китая Тибет обладал значи 
тельной автономией и полным самоуправлением;

— внешний фактор развития конфликта, представляющий собой 
попытки вмешательства иностранных держав — Великобритании и 
США — в дела КНР, комплексную поддержку с их стороны тибет 
ских сепаратистских сил за пределами Китая, поскольку территория 
Тибета имеет для них военно-стратегическое и геополитическое значение для контроля границ и тыла Китая;

— политические причины, связанные  с предыдущими факторами состоящие  в противоречии между стремлением  тибетского правительства в изгнании восстановить прежний полунезависимый  статус Тибета, аналогичный его статусу  в Китайской империи, и стремлением  правительства КНР сохранить  над этой территорией полный контроль, не переходить к фактически конфедеративным  отношениям Лхасы и Пекина, которые  предлагает далай-лама.

Будучи многонациональным  государством, КНР, подобно многим другим странам мира, стремится к решению  национальных вопросов через предоставление национальным меньшинствам автономии  и самоуправления. В Конституции  КНР заложены фундаментальные принципы автономии и самоуправления, которые  полностью согласуются с потребностями  и чаяниями тибетского народа. Региональная национальная автономия позволяет  избежать как ущемления прав национальных меньшинств, так и возможных проявлений сепаратизма, отвергая одновременно ханьский шовинизм и местный национализм. Такая автономия способна обеспечить сохранение культуры и самобытности национальных меньшинств через предоставление им возможности самостоятельно вести  свои внутренние дела.

В связи с событиями  в Косово, и признание его независимости, проблема Тибета обострилась, и решение  еще не найдено. Международное сообщество не пришло к единому мнения, потому что с одной стороны говорится  о защите прав человека, с другой стороны, речь идет о целостности  государства. Выход из данной ситуации возможен только на мирной основе. Поэтому  переговорный процесс между двумя  сторонами должен продолжаться при  любых условиях.

2.2 Проблема сепаратизма  в Синьцзянуйгурском автономном  районе

Уйгуры – тюркоязычный этнос, проживающий на территории КНР, исторически называемой Восточным  Туркестаном. Восточный Туркестан ( Синьцзян – Уйгурский Автономный район КНР) занимает приблизительно 1.6 млн кв км в самом сердце Азии. Регион граничит с Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном, Монголией, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Китаем[81].

Уйгуры являются одним  из самых древних народов, населяющих территорию нынешнего СУАР и проживающих  крупными диаспорами в ряде стран  Центральной Азии. Первое уйгурское  государственное образование –  Уйгурский каганат, был основан  в VIII веке и просуществовал около 100 лет. В более поздний период уйгуры еще несколько раз создавали  свои государства, которые не отличались прочной государственностью и долголетием. В XVII веке уйгурами было основано очередное  образование под названием Восточный  Туркестан. Однако в 1760 году под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей независимости, а  регион был окончательно включен  в состав китайской империи и  стал называться Синьцзяном, по-китайски – «новая граница»[82].

С момента присоединения  Синьцзяна к Китайской империи, проживающие на данной территории коренные этносы, в первую очередь самый  многочисленный – уйгурский, постоянно  боролись за независимость, используя  для этого как внутренние ресурсы, так и помощь извне. В XIX веке в  национально-освободительной борьбе уйгуров против китайских властей  самое активное участие принимали  представители различных этнических групп Центральной Азии – жители Коканда, Бухары, Хивы и Бадахшана.

Уже в XX веке уйгурам при  поддержке других народностей, населяющих Синьцзян, дважды удавалось провозглашать  независимость от китайских властей: 1933 год – создание Исламской Восточно-Туркестанской  республики, 1944 год – просоветской Восточно-Туркестанской республики (просуществовала вплоть до 1949 года), активную помощь которой оказывал Советский  Союз. В середине 40-х годов советское  руководство даже рассматривало  вопрос о создании на территории Казахской  ССР Уйгурской автономной области, которая должна была служить своего рода тыловой базой для провозглашенной  уйгурами на части Синьцзяна Восточно-Туркестанской  Республики и противостояния правящему  тогда в Китае правительству  Чан Кайши (Национальная партия «Гоминьдан»).

После того, как к власти в Китае в 1949 году пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, Пекин, благодаря поддержке Москвы, полностью  восстановил утраченные позиции  в Синьцзяне, а с 1955 года данный регион приобрел статус Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Однако, проводимая впоследствии китайским руководством в СУАР политика, нередко вызывала протест со стороны проживающих в Синьцзяне этносов, в первую очередь уйгуров, что зачастую принимало форму вооруженного противостояния с властями[83].

Пекину в целом удавалось  держать ситуацию под контролем, однако сепаратистские выступления  вызывали у руководства Китая  достаточно серьезную обеспокоенность. Данная озабоченность усиливалась  еще и опасением возможного повторения исторических прецедентов разыгрывания «уйгурской карты» и поддержки национального  сепаратизма со стороны ближайших  соседей, в том числе и СССР. В начале 60-х годов, когда наступило  охлаждение советско-китайских отношений, по решению ЦК КПСС в восточных  районах Казахстана было создано  несколько поселений для уйгуров  из СУАР, которые затем привлекались соответствующими структурами для  ведения антикитайской пропаганды.

Во второй половине 80-х  годов, на фоне начавшейся в Советском  Союзе «перестройки» и определенной либерализации внутриполитической обстановки в самом Китае, в Синьцзяне  стала отмечаться заметная активизация  деятельности уйгурских сепаратистов, направленная на выход из состава  КНР и провозглашение независимого государства Восточный Туркестан.

Согласно последним официциальным  китайским данным население региона  составляет около 16 млн. чел., из которых  уйгуры составляют 7,2 млн., а китайцы 6,4 млн. Помимо этого проживают также  казахи, киргизы, монголы, таджики и  другие народы.[84]

Распад СССР и появление  в Центральной Азии новых независимых  государств явились своего рода катализатором  очередного всплеска сепаратистских настроений в СУАР. Сам факт обретения суверенитета и создания национальных государств этнически и религиозно близких  народов ЦА оказал значительное влияние  на настроения местного населения Синьцзяна, прежде всего уйгуров, которые восприняли события на постсоветском пространстве как наглядный пример в деле достижения национальной независимости.

Это не могло не вызывать тревогу у Пекина, особенно, с  учетом наличия в центральноазиатских  странах (Казахстане, Кыргызстане и  Узбекистане) достаточно многочисленной уйгурской диаспоры, насчитывающей, по различным оценкам, от 300 до 500 тысяч  человек. Тем более, что в начале 90-х годов, в условиях формирования государственности и во многом объективной  слабости правоохранительных структур постсоветских республик Центральной  Азии, на территории Казахстана и Кыргызстана  активизировался ряд уйгурских  организаций националистического  толка, в частности «Международный комитет освобождения Туркестана» (бывший «Национальный фронт Восточного Туркестана»), «Организация освобождения Туркестана», «Объединенная ассоциации уйгуров», которые начали помогать своим соплеменникам в СУАР с  целью воссоздания независимого государства «Уйгурстан».

Информация о работе Проблема международного сепаратизма