Проблема международного сепаратизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

В идеологических войнах, которые ведут между собой проправительственные и сепаратистские политические силы, противники апеллируют к таким глубоко небезразличным для любого человека понятиям, как национальное возрождение, этническое равенстве, угроза проявления шовинизма. Четкое понимание механизмов возникновения и развития сепаратизма способно уменьшить его разрушительное воздействие, открывает возможности своевременного прогноза появления новых его очагов, способствует поиску оптимальных путей выхода из конфликтных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 148.28 Кб (Скачать файл)

Иначе говоря, право государства  на данную территорию зависит от его  поведения на определенных промежутках  времени, хотя длительность таких промежутков  до сих пор строго не определена в международном праве. При таких  условиях право государства на территорию не является непреодолимым барьером для угнетенных групп. Сецессия может  быть единственным способом избежать уничтожения.

2. Для избежания геноцида  со стороны внешнего агрессора  группа отделяется от государства,  в котором она до сих пор  состояла и которое не осуществляет  аннексию. Необходимость защиты  от геноцида дает группе моральное  право на особую территорию, которое  выше прав ее прежних властителей.  Но в отличие от агрессора  это государство не лишается  права на территорию, поскольку  само подвергается агрессии.

Дискриминация в распределении  обусловлена многими формами  внешней и внутренней колонизации. В этом случае государство проводит экономическую политику, которая  наносит систематический вред одним  группам и территориям ради пользы других (повышенные налоги без компенсации, регламентация неравномерного развития экономики отдельных регионов и  т.п.). Лидеры сепаратизма обычно ссылаются  на дискриминацию в распределении  и провозглашают необходимость  сецессии. Указанная дискриминация  играет роль главного аргумента за отделение.

Аргументы против права на сецессию[31]:

Для создания теории сецессии надо рассмотреть аргументы не только за, но и против отделения. Наиболее популярны два: преодоление анархии; избежание политических торгов, подрывающих  принцип большинства.

Преодоление анархии —  главный аргумент против отделения. Обычно руководители государств выступают  и применяют силу против сепаратизма, поскольку считают сецессию причиной хаоса. Тем самым они сводят право  сецессии к абсурду, подразумевая под  анархией превращение в "мою крепость" каждой страны, а не дома. Конечно, если признать право сецессии универсальным, то политическое дробление становится бесконечным. Однако ранее показано, что это право эффективно лишь при соблюдении конечного числа  обоснований. Право сецессии не есть общее право всех наций и не вытекает из мнимого права самоопределения. Угроза анархии лишь предварительное  возражение против сецессии. Отделяющаяся сторона должна его опровергнуть при доказательстве обоснованности сецессии.

Такое возражение вкупе с территориальными правами отделяющейся стороны —  элемент теории и обоснования  сецессии. В определенной мере возражение эквивалентно посылке о нерушимости  статус кво. Эта посылка рациональна, если сецессия не разрывает существующие политические обязательства, а предполагает переход территории под новую  юрисдикцию. Но не все авторы с этим согласны: "Требование, согласно которому сепаратисты должны обосновать свои территориальные права, выражает сложившиеся  предубеждения и предрассудки. Если свобода и самоопределение индивидов  — главные политические ценности, то следует исходить из принципа равенства  сторонников и противников сецессии в процессе ее обоснования".

Теория сецессии[32] — часть нормативного институционализма, принципы которого определяются следствиями общего признания того или иного требования политическим правом. Приведенные ранее аргументы за сецессию оценивают ее положительно, но негативная оценка предпочтительнее. Сецессия — болезненный процесс, порождающий предвидимые и непредвидимые конфликты. Если признать стабильность главной ценностью миропорядка, она одновременно выступает основанием отрицательной оценки сецессии.

Обязанность доказать право  сецессии лежит на отделяющейся стороне  и означает относительную ценность сецессии[33]. Это положение более способствует согласию международного сообщества с правом сецессии. Предпочтительнее такая теория сецессии, которая содержит больше вероятности общего согласия как основы теории международного права и дипломатии. Нерушимость территориальной целостности государств — общий принцип международного права и дипломатии. Из него вытекает норма обоснования сецессии, которая доказывает территориальные права отделяющейся стороны и позволяет признать относительность прав конкретных государств на контроль своей территории.

История этнического сепаратизма  не столь уж и продолжительна, а  потому говорить об его эволюции вряд ли имеет смысл[34]. Этнический сепаратизм был и остается крайне радикальным, эгоцентрическим способом разрешения проблем, которые так или иначе возникают в многонациональных обществах, во взаимоотношениях этнического меньшинства с этническим большинством, отдельных территорий с центральной властью (пусть действительно далеко не всегда справедливой и демократичной). Современный сепаратизм сотнями зримых и незримых нитей связан с терроризмом. У них одна «питательная» основа – нестабильность, конфликты, непримиримое разделение мира на «мы» и «они». Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости. Вне всякого сомнения, изменилась роль внешнего фактора. Но это – общая тенденция. Мир просто стал менее управляемым. Система международных отношений в том виде, в котором она существовала после Вестфальских соглашений, разрушена.

Нельзя не отметить и еще  одного обстоятельства. Этносепаратизм сегодня не только не наказывается, но и поощряется. Достаточно вспомнить, с каким энтузиазмом в мире был воспринят распад СССР и СФРЮ. Но здесь можно снова увидеть  политику «двойных стандартов», а об этом в последнее время говорилось много.

Детерминированное общепризнанными  демократическими ценностями стремление народов планеты к обретению  собственной государственности  во второй половине XX века резко изменило политическую карту мира: к настоящему времени на Земле насчитывается  уже более двухсот независимых  суверенных государств.

Вместе с тем, в рамках современных стран существует в  общей сложности несколько тысяч  этнических групп, каждая из которых  потенциально также может рассчитывать на государственный, политический контроль над своей территорией[35]. С другой стороны, а любых — даже экономически преуспевающих государствах — имеют место региональные диспропорции развития. Сплав же этнических и региональных проблем имеет своим результирующим вектором активный всплеск недовольства различных слоев населения проводимой центральным руководством страны политикой и, как следствие,— стремление данного региона к политическому обособлению от государства или к повышению своего правового статуса в нем, что представляет собой суть сепаратизма.

В настоящее время сепаратизм характерен для различных стран  с разными политическими системами  и режимами. О многообразии очагов сепаратизма свидетельствует то, что они наглядно видны и в  самом факте распада коммунистических квазифедераций[36] (Советского Союза, Чехословакии, Югославии), и в образовавшихся на их обломках новых независимых государствах (в России, Украине, Молдове, Грузии, Словакии, Боснии и Герцеговине), и в постколониальных странах (в Шри-Ланке, Мьянме, Индии), и в странах, традиционно именуемых "западными демократиями" (Ольстер в Великобритании, Квебек в Канаде, Баскония в Испании).

Сепаратизм появился в  политической жизни почти тогда  же, когда возникло государство как  основной политический институт общества. Однако, в современную эпоху повсеместной тотальной взаимозависимости происходящих в мире политических процессов, проблемы, связанные с наличием в отдельных  регионах планеты очагов сепаратизма, вызывают глобальное усиление политической и экономической напряженности.

В эпоху всеобщей милитаризации  спутниками сепаратизма являются политический экстремизм и насилие, что приводит к огромным человеческим жертвам  и многочисленным разрушениям. 

 

1.2 Взаимодействие  КНР и международных организаций  в борьбе с сепаратизмом (СВМДА  и ШОС)

Несколько лет назад регион Центральной Азии и его проблемы мало затрагивались в политических науках, теперь же привлекает всё большее  внимание мировой общественности. События 11 сентября 2001 года стали поводом  для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с  Афганистаном стало дестабилизирующим  фактором для безопасности региона.

Террористическая активность и рост наркотрафика потребовали  оперативного решения. Попытка стабилизировать  обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества. Как подчёркивается в Совместной Декларации России и  Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания  мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов  конструкции многополярного мира»[37].

Регион выдвинул перед  образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы обуздания трёх сил зла ( 1) терроризмом, 2) национальным сепаратизмом, 3) религиозным экстремизмом)., но и проблемы предотвращения распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития[38].

За десять лет с момента  образования шанхайской пятёрки  и восемь шанхайской организации  в области безопасности удалось  достичь следующего[39]:

-  в структуре ШОС созданы следующие структуры для координации усилий в сфере безопасности и развития: Совещание руководителей правоохранительных органов, пограничных ведомств, министров обороны, министров иностранных дел, министров по чрезвычайным ситуациям;

-  подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001);

-  создана и приступила к работе Региональная антитеррористическая структура(РАТС) ШОС с исполнительным комитетом в г. Ташкенте (Узбекистан). В РАТС ШОС создан механизм совещаний секретарей Советов безопасности государств членов;

-  создана контактная группа «ШОС - Афганистан» являющаяся ещё одним важным историческим шагом по поддержанию мира и стабильности ... в регионе»;

Исполнительным комитетом  РАТС ШОС[40] осуществляются контакты и обмен информацией с различными международными организациями: с Центром по безопасности и сотрудничеству в Европе в Узбекистане, дипломатическими миссиями, аккредитованными в Республике Узбекистан, ПРООН, с СБ ООН и с комитетом ООН по борьбе с терроризмом, ОБСЕ, Антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ;

- подписано Соглашение  о сотрудничестве в борьбе  с незаконным оборотом наркотических  средств, психотропных веществ  и их прекурсоров.

Таким образом, Шанхайская организация  сотрудничества создала комплекс механизмов и договорённостей, способных к  регулированию процессов безопасности в регионе. Поставив во главу угла борьбу с «тремя силами зла» организация  начала оформляться в структурном  и правовом русле.

Сначала, в 2001 г. была подписана  Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, содержащая чёткие определения соответствующих  терминов[41](терроризм, сепаратизм, экстремизм), направленная на развитие практического взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с указанными проблемами, (Стороны принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области национального законодательства, для обеспечения того, чтобы деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести.)[42]

Китайские и российские власти начали смотреть на ШОС, как на инструмент в борьбе с угрозой исламского экстремизма. В этом аспекте две  точки соприкосновения: с российской стороны - это Чечня, с китайской - «Уйгурстан» или «Восточный Туркестан» (Синьцзян-Уйгурский Автономный Округ). Кроме того, уйгуры активизируются не только внутри Синьцзяна, очень активны  их организации в Казахстане, Киргизии, Узбекистане. Также, уйгурский сепаратизм становится возможной угрозой для  Российской Федерации. По данным ФСБ, в  партизанских действиях на территории Чеченской Республики участвовали  десятки наёмников из КНР.

Как отмечают некоторые узбекские  аналитики[43], «в регионе идёт перераспределение влияния от правительств к неправительственным факторам - значительное воздействие на безопасность в регионе оказывают элиты и клановые группы, ведущие борьбу за власть или влияние на неё, а также отдельные экстремистские и террористические группы, которые используются ими. В Центральной Азии возникла ситуация, когда шансы влияния на политические решения приобретают даже микроскопические экстремистские группировки». Так, в последние годы и без того тяжёлую обстановку в государствах осложняют другие исламские экстремистские группы, главным образом Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), Исламская партия Туркестана, Хизб ут-Тахрир и другие[44].

В 2004 была создана Региональная антитеррористическая структура, поставив основной задачей «сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создания банка данных антитеррористической структуры, разработка предложений и рекомендаций о  развитии сотрудничества» в этой сфере.

Сформировавшись, РАТС приложила  максимум усилий для выполнения задачи по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, по заявлению главы исполкома  РАТС ШОС Вячеслава Касымова, сделанного по завершению знаменательного уже  заседания Совета РАТС 4 апреля 2006 г., за время существования структуры  удалось совместным усилиями локализовать противоправную деятельность как минимум 15 главарей террористических организаций.

За время деятельности структуры, и при ее информации было предотвращено 250 терактов на территории шести стран. В рамках создания общего банка данных по терроризму был утверждён  единый «список лиц объявленных  в международный розыск в связи  с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского  характера»[45]. На базе списка начато формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС»[46].

Информация о работе Проблема международного сепаратизма