Проблема международного сепаратизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

В идеологических войнах, которые ведут между собой проправительственные и сепаратистские политические силы, противники апеллируют к таким глубоко небезразличным для любого человека понятиям, как национальное возрождение, этническое равенстве, угроза проявления шовинизма. Четкое понимание механизмов возникновения и развития сепаратизма способно уменьшить его разрушительное воздействие, открывает возможности своевременного прогноза появления новых его очагов, способствует поиску оптимальных путей выхода из конфликтных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 148.28 Кб (Скачать файл)

РАТС помимо оперативного информирования с целью задержания или ликвидации террористических групп, «проводит информирование государств-членов ШОС о новых тенденциях в терроризме, формах и методах деятельности террористических и сепаратистских организаций, представляющих угрозу безопасности государств-членов ШОС; о мерах, принимаемых за рубежом, по противодействию терроризму и  т. п. В соответствии с решениями  Совета РАТС ШОС Исполнительным комитетом  РАТС выпускаются ежеквартальный и  полугодовой бюллетени «О состоянии, тенденциях развития обстановки, связанной  с проявлениями терроризма, сепаратизма  и экстремизма в государствах-членах ШОС», которые направляются в компетентные органы государств-членов ШОС. Также  составляются другие многочисленные аналитические  документы[47].

Развивая правовое обеспечение  своей деятельности, РАТС разработал и принял несколько Соглашений, в  том числе и «Решение Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепара-измом и экстремизмом на 2007-2009 годы» в планах которого проведение совместных учений, обмен информацией (в том числе и секретной), общий банк данных по терроризму, подписанное на юбилейном саммите ШОС в Шанхае 15 июня 2006г. Там же были подписаны ещё два важных документа: «Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности» и «Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС»[48].

В условиях когда современный  терроризм идёт на любые меры, способные, привести к многочисленным жертвам, в том числе среди мирного  населения, дестабилизировать обстановку не только в отдельно взятой стране, но и во всём регионе, охрана и опыт обороны потенциально опасных радиоактивных, химических и биологических объектов становятся как никогда необходимыми и важными. Значит, в дальнейшем антитеррористическим силам ШОС необходимо будет повторять  подобные учения по быстрому реагированию и защите подобных объектов.

За последние пять лет, ежегодно проводились совместные оперативно-стратегические учения: «Бастион-Антитеррор-2008», «Волгоград-Антитеррор-2008», «Атом-Антитеррор-2008», в Казахстане, "Мирная миссия-2007", «Иссык-Куль –  Антитеррор-2007», «Атом-Антитеррор-2006», "Каспий-антитеррор – 2005", "Тянь-Шань - № 1 – 2006 г.", "Восток – антитеррор - 2006", "Рубеж - 2004"[49].

Таким образом, совместные антитеррористические учения не ограничиваются только борьбой, поиском и нейтрализацией террористических групп на какой то территории, проводятся также мероприятия по освобождению заложников, защите государственных  объектов представляющих потенциальную  опасность. РАТС предпринимает различные  меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как через антитеррористические учения, так и в целом, через  выполнения задач, поставленных перед  ней соответствующим соглашением  стран участниц и отдельно Шанхайской организацией сотрудничества и её хартией. Большой спектр действий в борьбе с терроризмом позволяет сделать  вывод о хорошем будущем этой деятельности в рамках ШОС.

Как уже было отмечено, в  ШОС ведётся активная работа по разработке соответствующих соглашений и документов. Проблема остаётся пока только в приведении законодательства шести стран к  одному знаменателю.

На состоявшайся в Москве научно-практической конференции Деятельность Шанхайской организации сотрудничества по противодействию новым вызовам  и угрозам в сфере обеспечения  региональной безопасности" было высказано  мнение, что: «в ближайшее время прогнозируется повышение активности деятельности глобальных и региональных террористических сетей, ставящих целью создание так  называемого всемирного халифата. Экстремисты  сегодня расширяют географию  своих действий, все больше координируют их, используют новейшее оружие, самые  современные электронные средства. Поэтому, "Опираясь на данные, свидетельствующие  об активном использовании террористами в своих целях передовых информационных технологий, нельзя исключать вероятность  осуществления ими кибератак  на электронные сети государственных  структур и частных компаний, связанных  с управлением объектов кризисной  инфраструктуры"».[50]

Также в апреле 2009 года[51], в Москве прошло седьмое заседание генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, на которой было отмечена важность обеспечения эффективного взаимодействия прокуратур государств – членов ШОС в борьбе с экстремизмом, в том числе при противодействии различным религиозным экстремистским организациям.

По итогам заседания генеральные  прокуроры, основываясь на положениях Хартии Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайской конвенции о борьбе с  терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также других международных  договоров, приняли решение активизировать сотрудничество с целью обмена опытом по защите прав граждан и противодействию  правонарушениям в экономической  сфере в условиях мирового финансового  кризиса. Стороны также обязались  принять необходимые меры для  повышения эффективности и усиления координирующей роли прокуратур государств – членов ШОС в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Следует отметить определенную эволюцию уйгурской проблемы как  в Китае, так и в странах  ЦА. Если до 2001 г. китайские власти закрывали  всю информацию по так называемому  «уйгурскому вопросу», то в настоящее  время есть определенное взаимодействие между спецслужбами стран ШОС, опубликованы списки террористических организаций  и лиц, казахстанские и кыргызские власти выдали Китаю ряд уйгурских  боевиков[52]. По мнению многих правозащитных организаций, Китай намеренно подталкивает руководство центральноазиатских государств к проведению жесткой политики в отношении уйгурского меньшинства для подавления любых проявлений стремления к самоопределению. Как известно, уйгуры, относящиеся к тюркским народам, исповедуют ислам суннитского толка и по своей культуре и языку довольно тесно связаны с другими титульными этносами центральноазиатских республик. В этой связи Китай пытается использовать структуры ШОС как дополнительный инструмент для осуществления своей политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР).

Кроме Шанхайской организации  сотрудничества, Китай принимает  участие в ряде региональный организаций, направленных на поддержание мира и  безопасности во всем мире, и в Азиатском  регионе в частности. Одной из таких организаций является форум  Совещания по взаимодействию и мерам  доверия в Азии. Идея Совещания  по взаимодействию и мерам доверия  в Азии (СВМДА) была выдвинута Президентом  Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым  в 1992 году на 47-й сессии Генассамблеи ООН. Декларированная цель Совещания  – создание общеазиатского диалогового  форума для решения ключевых региональных проблем и развития сотрудничества между странами-участниками. Членами  СВМДА являются[53]

20 государств: Азербайджан,  Афганистан, Египет, Индия, Иран, Израиль,  Иордания, Казахстан, Китай, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские  Эмираты, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Республика Корея. В качестве  наблюдателей участвуют 10 стран,  включая США, Японию, Украину,  а также представители ООН  и ОБСЕ. Действующий Председатель  СВМДА – Республика Казахстан.

По итогам первого саммита  СВМДА в 2002 году были приняты Алматинский  Акт, а также Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу  между цивилизациями.

Второй саммит СВМДА, в  котором приняли участие главы  государств и правительств 10 стран (остальные страны-члены были представлены полномочными представителями лидеров), состоялся 17 июня 2006 г. в Алма-Ате[54]. По итогам встречи в верхах была принята Декларация. В рамках саммита было также подписано Соглашение о создании Секретариата СВМДА в качестве постоянно действующего рабочего органа Совещания с сугубо административно-техническими функциями. Секретариат расположен в г. Алма-Ате[55].

К настоящему времени определены конкретные направления взаимодействия стран-участниц по практической реализации мер доверия в экономической, экологической, гуманитарной областях и в сфере новых вызовов  и угроз. Государствам – членам предложено выступить в роли координаторов  по конкретным направлениям взаимодействия. Казахстанская сторона взяла  на себя функции координатора сотрудничества по мерам доверия в гуманитарном измерении и разработала соответствующие  проекты Концепции и Плана  действий, которые были рассмотрены  на Специализированной встрече экспертов  в Астане в июне 2007 года (принимал участие представитель Минкультуры  России). Аналогичные экспертные встречи  состоялись также в Тегеране в  декабре 2007 года (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), в 2008 году в Анкаре (по противодействию новым угрозам  и вызовам), в Тель-Авиве (по сельскому  хозяйству), в Душанбе (по сотрудничеству в области туризма). В планах работы Совещания – проведение встреч экспертов  стран-участниц по реализации мер доверия  в области информационных технологий (Республика Корея) и по развитию сотрудничества в сфере транспорта (Азербайджан).В  рамках этого форума были приняты  несколько деклараций, направленных на борьбу с сепаратизмом и экстремизмом: Декларация встречи Министров иностранных  дел СВМДА[56], где говорится о том: «Мир, развитие и сотрудничество являются основными тенденциями, но угрозы миру и безопасности, такие как терроризм во всех его формах и проявлениях, воинственные проявления сепаратизма и экстремизма, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки и возможность его попадания в руки террористов, незаконный оборот наркотиков, региональные конфликты и споры, иностранная оккупация, экономические и социальные проблемы, особенно бедность, торговля людьми, незаконная торговля легким и стрелковым оружием продолжает существовать. Эти угрозы и возможности носят глобальный характер и для их эффективного устранения необходимы многосторонние усилия международного сообщества.»

А также указывается что[57] «Государства-члены обмениваются информацией о борьбе с террористической, сепаратисткой, экстремистской деятельностью и организованными преступными группировками, и, в случае необходимости, будут разрабатывать механизмы для борьбы с их деятельностью. С этой целью государства-члены могут также обмениваться информацией о своих национальных ведомствах в правоохранительной сфере и содействовать установлению и укреплению контактов между этими органами.»

В Алматинском акте, принятом на встрече глав правительств и стран  участниц, было заявлено, что[58] «Сепаратизм является одной из основных угроз и вызовом безопасности, стабильности, суверенитету, единству и территориальной целостности государств. Государства-члены не будут поддерживать на территории другого государства-члена любые сепаратистские движения и организаций и, если таковые появятся, не будут устанавливать с ними политических, экономических и других отношений, позволять использовать территории и коммуникации государств-членов вышеупомянутыми движениями и организациями или оказывать им какую-либо экономическую, финансовую и другую поддержку. Мы подтверждаем право народов, живущих под иностранной оккупацией, на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и международным правом.». А также что страны участницы[59]«Мы отвергаем использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей. Мы также отвергаем все формы экстремизма и будем проводить работу по воспитанию терпимости среди наших стран и народов.»

В современном мире угрозы и вызовы не только не исчезают, но усложняются  и дифференцируются, что само по себе порождает новые тренды в  области борьбы с трансграничной преступностью, наркотрафиком, терроризмом  и экстремизмом. По оценке российских экспертов, ШОС де-факто является важной частью центральноазиатской  системы безопасности. Признавая приоритет военно-политических блоков в этом вопросе, представители российской военной науки выступают за продолжение сотрудничества в военной сфере в рамках ШОС, видя в этом залог эффективного развития организации.

Борьба с сепаратизмом является неотъемлемой частью внутренней политики большинства стран, так  как на политической карте мира ни осталось ни одного государства, на территории которого проживали бы представители  только одной нации. События 2008 года, и признание рядом государств независимости Косово, создали опасный  прецедент для других стран.

Так как в большинстве  случаев, этнический сепаратизм перерастает  в экстремизм, и сепаратистские группировки  не редко используют террористические методы для давления на руководство  своих стран, проблема сепаратизма  выходит на международный уровень. Государства не в силах справится  с возникающими проблемами самостоятельно. Китай является ярким примером. Усиление уйгурского сепаратизма, вынудило правительство  КНР подписать соглашения ШОС.

Для КНР пример ШОС беспрецедентен во всей политической истории: до вступления в ШОС Китай не вступал в  политический альянс ни с одним государством мира. Решение пограничных вопросов с сопредельными государствами  заняло всего 7 лет, а созданная организация  стала решать и другие задачи. Появилась  возможность использовать механизмы  функционирования организации для  борьбы с терроризмом, национальным сепаратизмом и экстремизмом (так  называемые «три зла»). Китай начал  участвовать во всемирном антитеррористическом движении, хотя ранее предпочитал  решать подобные вопросы в одностороннем  или двустороннем порядке.

международный сепаратизм китай

 
2 Роль Китая в  решении проблемы международного  сепаратизма (на примере Тибета, Синьцзян уйгурского автономного  района, и Тайваня) 

 

2.1 Проблема сепаратизма  в Тибете, правовой аспект

Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное  государство[60]. Из более чем 1,3 млрд. его населения (оценка 2007 года) около 92% составляют ханьцы (китайцы), но оставшиеся 8% – это еще 55 национальностей, из которых тибетцев около 5,5 млн. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.

Информация о работе Проблема международного сепаратизма