Проблема выбора внешнеполитического курса Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:08, статья

Краткое описание

Современная Грузия переживает непростой исторический период: неопределенность в отношениях с ЕС и НАТО, еще большая неопределенность в отношениях с Россией, а не то и враждебность,  открытой раной для страны все еще являются вопросы Южной Осетии и Абхазии,  к тому же социально-экономическое состояние внутри страны оставляет желать лучшего.

Вложенные файлы: 1 файл

1Проблема выбора внешнеполитического курса Грузии.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Российский Университет  Дружбы Народов

Факультет гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

 

Аналитическая записка  на тему: Проблема выбора внешнеполитического  курса Грузии

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Мельникова Дарья

Дисциплина: Внешняя политика СНГ

Преподаватель: Курылёв  Константин Петрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

Современная Грузия переживает непростой исторический период: неопределенность в отношениях с ЕС и НАТО, еще  большая неопределенность в отношениях с Россией, а не то и враждебность,  открытой раной для страны все еще являются вопросы Южной Осетии и Абхазии,  к тому же социально-экономическое состояние внутри страны оставляет желать лучшего.

Не  так давно в ходе парламентских  выборов партию "Национальное демократическое  движение" во главе с Михаилом Саакашвили, пришедшую к власти в итоге  "оранжевой революции", сменяет партия "Грузинская мечта". 

Темой моей аналитической записки является проблема внешнеполитической ориентации Грузии. Выбор этой темы детерминирован тем, что в связи с недавним приходом новой политической партии к власти в Грузии, неизвестно, как лягут карты в вопросе внешнеполитической ориентации грузинской дипломатии в связи с перекройкой политического ландшафта Грузии. Целью данной аналитической записки является рассмотреть взгляды различных политических деятелей на возможное развитие событий, а также позиции по это вопросу основных международных акторов, чьи интересы пересекаются с выбором будущего внешнеполитического курса Грузии, и в итоге я попытаюсь  проанализировать возможный расклад во внешнеполитическом курсе страны под предводительством Бидзины Иванишвили.

Основная  часть:

Думаю, для начала стоит сказать несколько  слов о новой партии, победившей на парламентских выборах, и о  ее главе- Бидзины Иванишвили. Бидзин Иванишвили- грузинский предприниматель, который обладает большой популярностью среди народа и, что немало важно, внушительными финансовыми ресурсами и имеющий, как мне кажется, немалый кредит доверия со стороны грузинских избирателей,- сумел собрать в своей партии практически всю оппозицию: в партию "грузинская мечта" вступили  представители оппозиционной партии " свободные демократы" - республиканцы, Нино Бурджанадзе, Созар Субарию и другие.

Многие, а конкретно зарубежные СМИ, говорили о правительстве Иванишвили как  о строго пророссийском правительстве. Но, на мой взгляд, эти не проверенные заявления зарубежных СМИ основаны всего лишь на пропаганде Михаила Саакашвили: во время предвыборной гонки, правительство Михаила Саакашвили, вопреки нормам закона, практиковало пропаганду с целью демонизации оппонента, говоря о "грузинской мечте" как о пророссийской партии, с целью уменьшить число потенциальных избирателей , готовых отдать свои голоса за "грузинскую мечту".

На  мой взгляд, тезис "пророссийское  правительство" Иванишвили- некорректен . Иванишвили определил свою внешнеполитическую программу как курс на урегулирование отношений с Россией с сохранением ориентации на Запада, которая предполагает интеграцию в НАТО. Новое правительство как бы отказывает от тезиса "анти-", то есть новый внешнеполитический курс не будет носит ни антиросиийскую, ни антинатовскую направленность- он будет иметь характер некого баланса между двумя силами- Россией и Западом.  

Саакашвили  передал страну с Иванишвили с  тяжелым грузом впридачу: разрыв дип  отношений с Москвой, война 2008 года, признание Россией Южной Осетии и Абхазии- все это станет тяжелым бременем в нормализации двухсторонних отношений. С другой стороны, Правительство Иванишвили оладает некоторыми преимуществами относительно правительства Саакашвили: сама фигура Саакашвили препятствовала решению российско- грузинских проблем, так как в Москве президент зарекомендовал себя как человек, который не держит свое слово; что же касается Иванишвили, то у него отсутствует негативный опыт общения с российской стороной]6 к тому же, Иванишвили хорошо известен в российских кругах, так как свое состояние миллиардер заработал в России в 90-е годы и, в связи с эти, имеет обширные связи с российской политической элитой.

К тому же, на данном этапе  ситуация с отношениями России и Грузии, точнее с их отсутствием, настолько патока, что даже малейший положительный сдвиг в сторону улучшения двухсторонних отношений  будет большим прорывом. 

Нужно сказать и о принципиально  новом отношении к сближению  с Россией в политических кругах Грузии: теперь политиков  и экспертов, открыто высказывающихся о необходимости налаживания контактов с Россией уже на назовут " российскими шпионами", как практиковали называть таких людей политические деятели, преданные режиму Саакашвили. Таким образом,  с приходом к власти нового правительства, на мой взгляд, можно говорить об окне возможностей, которое открылось в диалоге между Россией и Грузией.

И, кстати, хочу сказать, что первый миллиметровый  шаг, дабы показать свои намерения, Иванишвили уже сделал: уже в первые дни после выборов был закрыт грузинский телеканал ПИК, который был известен в том числе благодаря своим нелицеприятными высказываниям в сторону России.

Два самых животрепещущих вопроса во внутренней политики Грузии, на сегодняшний  день, это вопросы восстановления экономической стабильности страны, а также решение социальных проблем. И восстановление отношение с Россией могло бы очень этому поспособствовать: возвращение грузинских товаров народного потребление, а также грузинской рабочей силы необходимо для поднятия грузинской экономики , как следствие, для улучшения положения грузинского среднего класса.

Теперь  обратимся к вопросу второго  геополитического направления внешней  политики нового правительства, а конкретно  к вопросы интеграции в ЕС и  НАТО.

Парламент Грузии подтверждает свою преемственность  курсу по интеграции в НАТО и ЕС, а также говорит  о своих дальнейших намерениях по участию в миротворческих операциях НАТО. Хотя у Грузии есть несколько препятствий на пути вступления НАТО: не решенность абхазского и южно-осетинского конфликтов ( страна, на территории которой существуют не урегулированные территориальные конфликты, не имеет права вступать в альянс), к тому же руководящие круги НАТО не высказывают конкретики в вопросе вступления Грузии в НАТО. Также, нужно заметить позицию грузинского народа по отношению к вопросу вступления Грузии в НАТО: опросы показывают, что электорат " грузинской мечты" не высказывает единодушной симпатии к Североатлантическому альянсу и неодобрительно высказываются в отношении вопроса отправки грузинских солдат на территорию Афганистана, а некоторые из опрошенных и вовсе оценивают НАТО как агрессивный блок.

Изучая  данный вопрос,  я пришла к выводу, что представителей партии "" грузинская мечта" на основе разного понимания внешнеполитического курса Грузии можно разделить  на две группы: первая группа поддерживает неизменность курса на вступления в евроатлантические структур; вторая же группа придерживается того мнения, что решение территориальных вопросов Грузии возможно лишь в том случае, если Грузия будет находится на одинаковой дистанции как от России, так и от НАТО.

Но  каким образом Россия будет реагировать  на попытки Грузии восстановить торговые отношения в условиях непрекращающихся попыток теперь уже и нового грузинского правительства интегрироваться в Североатлантический альянс? Конечно, эти шаги грузинского руководства могут стать немалой помехой уже на ранних этапах потепления грузино- российских отношений. Ведь иначе это будет противоречить внешнеполитическим приоритетам Росии, которые содержать в себе тезисы о неприемлемости нахождения южнокавказских стран в составе НАТО, дабы это может содержать в себе угрозу государственным границам.

На  мой взгляд, для потепления российско- грузинских отношений достаточно будет  прекращения муссирования темы вступления в НАТО грузинскими властями- столь болезненного вопроса для России.

Перед внешнеполитическим ведомством Грузии стоят непростые задачи, прежде всего  это связано с тем, в каком  состоянии страна досталась нынешнему  руководству: существует потребность решения множества проблем, но решение одной проблемы цепляется за не решенность другой или же курс на достижение  одной цели мешает достижению другой- все это требует от грузинской дипломатии максимального профессионализма и дальновидности.

Известный английский социолог Зигмунт Бауман сказал: "Современный мир- это  среда, в которой изменения- единственная константа, а неизвестность- единственная определенность." В столь непредсказуемой  обстановке, на мой взгляд, единственным адекватно рациональным выбором Грузии может быть укрепление политического, экономического, культурного и военного потенциалов и медленное и продуманное урегулирование существующих проблем.

Использованные  источники

1. http://ng.ru/ideas/2004-10-13/1_burdzhanadze.html

2. http://www.regnum.ru/news/1044177.html

3. http://ria.ru/world/20081202/156333769.html

4. http://geurasia.org/rus/1328/saqartvelos-axali-sagareo-politika.html

5. http://kavpolit.com/kurs-vneshnej-politiki-gruzii-raspisali-v-14-ti-punktax/?print


Информация о работе Проблема выбора внешнеполитического курса Грузии