Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной работы является исследование современного состояния международного туризма в Кыргызской Республике, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
раскрыть значение международного туризма в экономике Кыргызской Республики;
исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

До недавнего времени  в аппарате Премьер-министра существовал  отдел туризма и предпринимательства, который курировал вопросы туристической отрасли. После очередной структурной реорганизации в Правительстве осенью 2002 г. этот отдел был упразднен, и туризм был передан в отдел социально-культурного развития, куда в числе других секторов входит и сектор науки, образования, культуры, туризма и спорта.20 Туризмом, этой производственной отраслью стало заниматься в Правительстве подразделение социальных вопросов. Как говорится, комментарии излишни.

Из анализа структуры  законодательных и управляющих отраслью институтов видно, что отношение у государства к туристическом отрасли не как к производственной отрасли экономики, а как к отрасли социальной направленности. Если бы это было иначе, туризмом бы занимались подразделения и специалисты отраслей материального производства. Это одна из причин пробуксовки отраслевых планов и программ. В свое время мы много иронизировали по поводу того, что в Казахстане, например, туризм находился в министерстве, ведающем нефтью. Представляется, что напрасно иронизировали - «в чужом глазу соринку видно ...». Отношение к туризму у нас в республике, по-видимому, опять меняется в худшую сторону.

Другой важной доставляющей структуры отрасли являются общеобразовательные  институты. Сюда относятся предприятия и организации по подготовке кадров для отрасли. Сегодня в республике их более 15. Ежегодная потребность отрасли составляет около 350 специалистов различного уровня в год. Из них до 10 человек высшего управленческого персонала, около 40 человек среднего управленческого персонала, около 100 человек низового управленческого персонала и около 200 человек исполнительского уровня. Ежегодный выпуск специалистов по республике, составляет около 150 человек. В основном - это средний управленческий персонал. Подавляющая часть выпускников остается невостребованной отраслью из-за несоответствия потребностям производителей турпродукта. Подготовка или переподготовка высшего управленческого персонала не проводится. Низовой управленческий персонал готовится в недостаточном количестве и в ограниченном ассортименте. Исполнительский персонал готовится только для гостиничного хозяйства и не удовлетворяет потребности других отраслей по производству туруслуг. На сегодня система подготовки кадров для отрасли неудовлетворительная. Адаптация деятельности образовательных институтов к потребностям отрасли не осуществляется.

Важную роль в отрасли играют донорские институты. Это разнообразные международные организации, оказывающие помощь в создании инфраструктуры туризма в республике и помогающие в продвижении национального турпродукта на международном рынке Среди наиболее активных организации можно назвать такие, как ГТЦ (GTZ), ТАСИС (ТACIS), Xельветас (Helvetas), ПРАГМА, Фонд Aга Хана и некоторые другие, имеющие представительства в Кыргызстане. Среди иностранных организации, не имеющих представительств в Кыргызстане, но активно оказывающих помощь, можно отметить CBI (Голландия). GTZ (Общество немецкой технической помощи) реализовало за последние восемь лет несколько крупных проектов по туризму, базирующихся на оказании консультативной и технической помощи в области маркетинга и информации. Неоценимую помощь в становлении туристической отрасли республики оказал консультант ГТЦ Макс Хаберштро, проработавший в Кыргызстане с 1994 по 2002г. Первые два года Макс Хаберштро работал с Госкомтурспортом, но с 1997 г. из-за отсутствия понимания и поддержки его инициатив со стороны руководства Госкомтурспорта сконцентрировался на работе с частным сектором. Программа TACIS в последние годы реализовала и реализует несколько проектов в области туризма. При этом сотрудничество идет в основном с производителями туруслуг и их профессиональными объединениями. Усилия Helvetas сосредоточены на развитии туристических услуг среди сельского населения21. Практически все донорские организации концентрируют свою деятельность на кооперации с предпринимательским сектором и очень мало уделяют внимания совершенствованию работы государственных институтов. Причины этого часто лежат в неприятии государственными институтами тех новшеств и идей, которые идут от донорских организаций, как, например, это было в случае с работой Макса Хаберштро. В то же время именно от качества работы государственных институтов, формирующих нормативно-правовое поле отрасли, зависит качество функционирования отрасли в целом.

Существует несколько  ассоциаций, объединяющих в своих  рядах предпринимательские структуры, связанные с туристической отраслью. Это Кыргызская ассоциация туроператоров, Ассоциация туризма Шелкового пути, Ассоциация экотуристов, Конгресс бизнес-ассоциаций туризма, Кыргызская Ассоциация Туризма, основанного на Сообществах (КАТОС). На стадии формирования находится  ассоциация пансионатов и курортов.

Что отличает их сегодняшнее  состояние? На сколько представители  бизнеса готовы участвовать в реализации программ, определенных Концепцией развития туризма, неважно существующей, или той, которая будет написана?

Небольшие ассоциации, объединяющие, прежде всего посредников на рынке  туристических услуг, предпринимают  попытки консолидироваться … с целью?

Создание различного рода ассоциаций предпринимателей, работающих в сфере туризма, консолидированные  выступления по защите прав туристических  операторов на свободную предпринимательскую  деятельность обнадеживают, но этого  явно недостаточно и не конструктивно.

Складывается впечатление, что представители туристического бизнеса, представленные, прежде всего  посредниками, стоят на позиции просителя, или вернее даже требователя, и требуют  от государства – а создайте-ка нам условия для нашего процветания.

В высказываниях  многих представителей туристических ассоциаций так и слышно – дайте, создайте, обеспечьте, вы обязаны.

Необходим новый подход к формированию  позиции предпринимательства в туризме.

Ассоциации туризма  должны стать теми, кто будет локомотивом продвижения и развития туристической отрасли в Кыргызской Республике.

Бизнес должен участвовать  в формировании нормативной правовой базы, осуществлять инвестиционную деятельность. Предприниматели должны осознать, что  только с их подачи, при их настойчивости, возможны сдвиги в сфере придания туристической деятельности экономических стимулов, позволяющих получать доход и приносить благо государству в целом.

Инициатива должна исходить от предпринимателей. Роль бизнеса  в реализации Концепции является самой существенной. Бизнес должен стать двигателем всех тех программ, которые должны быть  выработаны с их непосредственным участием.

Создание действенной  ассоциации туризма, основанной на профессионализме ее участников, финансируемой за счет поступлений от предпринимательских структур, должно стать приоритетной задачей представителей бизнеса, конечно в том случае, если они готовы.

В качестве примера рассмотрим КАТОС, которая была зарегистрирована в январе 2003 года.22 КАТОС - членская национальная организация, которая продвигает услуги предприятий, занимающихся туризмом, основанным на сообществах, и представляет интересы своих членов. КАТОС поддерживается Проектом поддержки туризма, основанного на сообществах (ППТОС), который был инициирован в мае 2000 г. Данная инициатива нашла поддержку со стороны местного населения, и на сегодняшний день в Кыргызстане активно работают 10 групп развития туризма на основе сообществ.

Своей основной целью Ассоциация ставит повышение жизненного уровня в отдаленных горных регионах посредством развития инфраструктуры и объектов туризма без ущерба для окружающей среды и культуры местных жителей. Ассоциация предоставляет поддержку своим членам - организациям посредством разработки и реализации маркетинговых стратегий, продвижения товаров и услуг, обучения основам туризма и бизнеса, помощи в организационном развитии своих членов, а также путем представления интересов своих членов в разработке политики отрасли на национальном уровне и в переговорах с представителями базовой индустрии туризма.   
КАТОС также проводит активную обучающую и просветительную политику, направленную прежде всего на приобретение практического опыта туритической деятельности членами Ассоциации. Среди методов обучения широко применяются разнопрофильные тренинги, семинары и ознакомительные мероприятия для сельских сервис-провайдеров и партнеров организации. КАТОС содействует созданию дополнительных рабочих мест внутри  Ассоциации через прием новых членов (в настоящее время в Ассоциацию входят 10 НПО - общественные объединения, что составляет более 170 человек), и путем привлечения средств в регионы через туризм, что повышает уровень доходов и самих сельских сервис-провайдеров, и местного населения этих районов.

 

2.2 Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана для развития туристической отрасли

Кыргызстан  издревле входил в зону среднеазиатской  цивилизации и являлся важным узлом на оживленных трассах международных, дипломатических и культурных коммуникаций между Востоком и Западом. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, он впитывал в себя культурные достижения Востока и Запада.

В настоящее  время Кыргызстан становится все  более привлекательным для любителей  экстремального отдыха, бизнесменов, ученых, спортсменов, а также для людей  интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Кыргызстан  обладает уникальными  природными ресурсами, историко-культурными достопримечательностями  мирового масштаба, а также, необходимыми условиями для развития международного туризма.

Опыт развития зарубежных стран показывает, что международный  туризм является крупным источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора внешней  и внутренней торговли.

Значение туризма в  мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

  1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
  2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны;
  3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;
  4. С ростом занятости в сфере туризма, растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

 

В мировой практике въездной туризм считается основным генератором  поступлений иностранной валюты, поэтому необходимо рассмотреть  динамику прибытий и доходов от въездного  туризма в Кыргызстане (Таблица 2.21).

 

Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма в Кыргызстане с 1999 по 2003 г.

Таблица 2.21

Год

Число прибытий, человек

Среднегодовые

изменения, %

Поступления,

мл. долл.

Среднегодовые

изменения, %

1999

48272

-

14,1

-

2000

58756

21,7

15,3

8,5

2001

98558

67,7

24,4

59,4

2002

139589

41,6

35,7

46,3

2003

144100

3,2

30,8

-13,7

Источник: Нацстатком КР

 

 

Согласно данным, представленным в Таблице 2.21,  число прибытий за пять лет возросло почти в 3 раза, и достигло 144100 человек (График 2.21). Поступления за этот же период, возросли более чем в два раза и составили 30,8 миллионов долларов, что составляет примерно 213 долларов за одно туристское прибытие23 (График 2.22). Вышеизложенные данные свидетельствуют о росте, как числа прибытий в Кыргызскую Республику, так и о росте денежных поступлений от туризма.

В 2002 году удельный вес экспорта туристских услуг в  общем объеме экспорта услуг составил 25,8 процента (в 1998г. – 13,4 процентов).24

Прибывающих в Кыргызстан туристов можно разделить на туристов из стран СНГ и туристов из стран вне СНГ. Так в 2002 году Кыргызскую Республику посетило 80,5 тыс. граждан из 11 стран СНГ и 59,1 тыс. граждан из 118 стран мира. Таким образом, в 2002 году число прибытий составило 139589 человек.25

 

              Диаграмма 2.21                                           Диаграмма 2.22

Поступления от экспорта туристических услуг  также делятся  на поступления  из стран СНГ и из стран вне  СНГ. В 2002 году поступления из стран СНГ составили 16,9 миллионов долларов США, а из стран вне СНГ – 18,8 миллионов долларов США. Динамика поступления доходов, как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ имеет положительную тенденцию.26

Итак, объединив вышеназванные два  показателя, то есть число прибытий и доход от экспорта туристских услуг можно получить такой показатель, как средние расходы одного туриста за время пребывания в Кыргызской Республике. Проанализируем средние расходы одного туриста из стран СНГ (Таблица 2.22).

Средние расходы одного туриста из СНГ за время пребывания в КР

Таблица 2.22

Годы

Количество прибывших из стран  СНГ, чел.

Доход, млн. долл. США

Средние расходы одного туриста  за время пребывания в КР, долл. США

1998

1999

2000

2001

2002

42027

31180

40355

68279

80457

2,4

6,0

8,8

14,5

16,9

57,10

192,43

218,06

212,36

210,05

Источник: Нацстатком КР

 

Таким образом, средние расходы одного туриста из стран СНГ за период с 1998 года по 2002 год возросли более чем в 3,5 раза, с 57,1 до 210,05 доллара США.

Рассмотрим  средние расходы одного туриста  из стран вне СНГ (Таблица 2.23).

Средние расходы одного туриста из стран вне СНГ за время пребывания в КР

Таблица 2.23

Годы

Количество прибывших из стран  вне СНГ, чел.

Доход, млн. долл. США

Средние расходы одного туриста  за время пребывания в КР, долл. США

1998

1999

2000

2001

2002

17336

17092

18401

30279

59132

6,0

8,1

6,5

9,9

18,8

346,10

473,90

353,24

326,95

317,93

Источник: Нацстатком КР

 

Информация о работе Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане