Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью выпускной работы является исследование современного состояния международного туризма в Кыргызской Республике, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения  следующего комплекса задач:
исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
раскрыть значение международного туризма в экономике Кыргызской Республики;
исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны
Франция и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место, несмотря на сокращение в 6,7% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место, он подтверждает важность данной отрасли, ростом в 11%.
По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 миллиардов долларов, несмотря на спад в 20% по сравнению с 2000 годом. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 миллиардов долларов. Наиболее прогрессивными по сравнению с предыдущим годом являются Гонконг (Китай), Китай и Австрия (Таблица 1.2).
С 60-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма приобретает широкий размах, с числом международных туристических посещений, превышающих 50 млн., а после 60-70-х годов, для которых характерен массовый туризм на мировом уровне, рост международного туризма приобретает захватывающие темпы (Таблица 1.3).
Первые десять стран мира по доходам от туризма (международные туристские поступления) в 2002г.  | ||||
Таблица 1.2  | ||||
Позиция  | 
  Страна  | 
  Доход от туризма, млрд. долл.  | 
  Соотношение доходов (%) 2002/2001  | 
  Доля от общемирового уровня(%)  | 
| 
   
 В мире  | 
  
   
 474  | 
  
   
 3.2  | 
  
   
 100  | |
1.  | 
  США  | 
  66,5  | 
  -7,4  | 
  14,0  | 
2.  | 
  Испания  | 
  33,6  | 
  2,2  | 
  7,1  | 
3.  | 
  Франция  | 
  32,3  | 
  7,8  | 
  6,8  | 
4.  | 
  Италия  | 
  26,9  | 
  4,3  | 
  5,7  | 
5.  | 
  Китай  | 
  20,4  | 
  14,6  | 
  4,3  | 
6.  | 
  Германия  | 
  19,2  | 
  4,0  | 
  4,0  | 
7.  | 
  Великобритания  | 
  17,8  | 
  9,5  | 
  3,8  | 
8.  | 
  Австрия  | 
  11,2  | 
  11,1  | 
  2,4  | 
9.  | 
  Гонконг (Китай)  | 
  10,1  | 
  22,2  | 
  2,1  | 
10.  | 
  Греция  | 
  9,7  | 
  3,1  | 
  2,1  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  Сентябрь 2003г.  | |||
Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000 увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1.4). Среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000 год 4,3%, отражают жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими колебаниями.
Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2002гг.
Таблица 1.3
Число прибытий, млн. человек  | 
  Изменения, %  | 
  Поступления, млрд. долл.  | 
  Изменения, %  | |
1960  | 
  69,2  | 
  -  | 
  6,86  | 
  -  | 
1970  | 
  159,6  | 
  130,4  | 
  17,9  | 
  163,2  | 
1980  | 
  284,8  | 
  78,3  | 
  102,3  | 
  471,9  | 
1990  | 
  459,2  | 
  61,2  | 
  264,7  | 
  158,5  | 
2000  | 
  687,3  | 
  49,6  | 
  473,4  | 
  78,8  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  ||||
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 1.5).
                    
Диаграмма 1.4                 
Возрастающее значение 
туризма в экономическом 
Международный туризм оказывает 
значительное влияние на решение 
проблемы занятости населения, обеспечения 
рабочих мест на временной и постоянной 
основе. По данным Всемирного совета по туризму 
и путешествиям(WTTC), в 2004 году в мировом 
туризме будет занято 8,1% всех работающих, 
то есть в сфере туризма будет занят каждый 
двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, 
что в 2014 году число работающих в туризме 
составит 8,6% всего занятого населения 
в мире. В США, согласно национальной статистике, 
туристская индустрия обеспечивает более 
16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 
% от общего количества рабочих мест в 
стране.8 
Вклад туризма в занятость населения и 
открытие новых рабочих мест определяют 
социально-экономическое значение данного 
сектора.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Увеличение объемов 
капитальных инвестиций в туризм 
также свидетельствует об экономическом 
значении этой области на мировом 
уровне. Так, в 2004 году ожидается, что доля туризма в общем объеме инвестиций 
в мире составит 9,4% или 802,3 млрд. долларов. 
В общем числе туристических поездок в 
мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 
30% - деловые поездки.
Согласно прогнозам 
ВТО, развитие международного туризма 
будет постоянно возрастать. Так, средние темпы роста 
международных туристских посещений 4,2% 
до 2010 года и 4,5% в период с 2010 по 2020 год. 
 Международный туризм способствует экономическому 
и социальному развитию в мировом масштабе. 
Приведенные данные еще раз подтверждают, 
что международный туризм занимает важное 
и значимое место в мировой экономике.
 
1.2..Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира
Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО), выделяет пять основных регионов мира:
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.9
Каждый регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь представлены составляющими их странами (Таблица 2.1).
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия. 10
| 
   Во-первых, страны с положительным 
  балансом по поступлениям от туризма, 
  например США, Испания, Португалия, Греция, 
  часто имеют отрицательный  Состав регионов мира  | ||
Таблица 2.1  | ||
Регион  | 
  Субрегион  | 
  Страны региона  | 
Америка  | 
  Северная Америка Страны Карибского бассейна Центральная Америка Южная Америка  | 
  США, Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Аргентина, Бразилия  | 
Африка  | 
  Северная Африка Западная Африка Центральная Африка Восточная Африка Южная Африка  | 
  Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова  | 
Азиатско-Тихоокеанский регион  | 
  Северо-Восточная Азия Юго-Восточная Азия Океания Южная Азия  | 
  Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань, Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы  | 
Европа  | 
  Северная Европа Западная Европа Центральная/Восточная Европа Южная Европа Восточное-Средиземноморье  | 
  Франция, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды  | 
Ближний Восток  | 
  -  | 
  Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Ирак  | 
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития (Таблица 2.2).
За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:
• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
• некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;
• растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.
Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Международные прибытия и доходы от туризма в Европе  | ||||||||
Таблица 2.2  | ||||||||
Страна  | 
  Международные туристские прибытия  | 
  Доходы от международного туризма  | ||||||
1000  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | 
  Млн. долл.  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | |||
2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | ||
Европа  | 
  399,759  | 
  -0,5  | 
  2,3  | 
  100  | 
  240,490  | 
  -1,7  | 
  6,5  | 
  100  | 
Австрия  | 
  18,611  | 
  1.1  | 
  2.4  | 
  4.7  | 
  11,237  | 
  1.9  | 
  11.1  | 
  4.7  | 
Бельгия  | 
  6,724  | 
  -0.1  | 
  4.2  | 
  1.7  | 
  6,892  | 
  4.7  | 
  -0.2  | 
  2.9  | 
Хорватия  | 
  6,944  | 
  12.2  | 
  6.1  | 
  1.7  | 
  3,811  | 
  20.9  | 
  14.3  | 
  1.6  | 
Франция  | 
  77,012  | 
  -2.6  | 
  2.4  | 
  19.3  | 
  32,329  | 
  -2.5  | 
  7.8  | 
  13.4  | 
Германия  | 
  17,969  | 
  -5.9  | 
  0.6  | 
  4.5  | 
  19,158  | 
  -0.3  | 
  4.0  | 
  8.0  | 
Греция  | 
  14,180  | 
  7.3  | 
  0.9  | 
  3.5  | 
  9,741  | 
  2.4  | 
  3.1  | 
  4.1  | 
Венгрия  | 
  15,870  | 
  -1.5  | 
  3.5  | 
  4.0  | 
  3,273  | 
  9.4  | 
  -13.2  | 
  1.4  | 
Ирландия  | 
  6,476  | 
  -4.4  | 
  1.9  | 
  1.6  | 
  3,089  | 
  7.0  | 
  10.7  | 
  1.3  | 
Италия  | 
  39,799  | 
  -3.9  | 
  0.6  | 
  10.0  | 
  26,915  | 
  -6.2  | 
  4.3  | 
  11.2  | 
Нидерланды  | 
  9,595  | 
  -5.0  | 
  1.0  | 
  2.4  | 
  7,706  | 
  -6.8  | 
  14.6  | 
  3.2  | 
Польша  | 
  13,980  | 
  -13.8  | 
  -6.8  | 
  3.5  | 
  4,500  | 
  -21.1  | 
  -6.5  | 
  1.9  | 
Португалия  | 
  11,666  | 
  0.6  | 
  -4.1  | 
  2.9  | 
  5,919  | 
  4.2  | 
  7.5  | 
  2.5  | 
Россия  | 
  7,943  | 
  5.3  | 
  7.3  | 
  2.0  | 
  4,188  | 
  3.8  | 
  17.6  | 
  1.7  | 
Испания  | 
  51,748  | 
  4.6  | 
  3.3  | 
  12.9  | 
  33,609  | 
  4.5  | 
  2.2  | 
  14.0  | 
Швейцария  | 
  10,000  | 
  -1.8  | 
  -7.4  | 
  2.5  | 
  7,628  | 
  -3.5  | 
  4.4  | 
  3.2  | 
Турция  | 
  12,782  | 
  12.5  | 
  18.5  | 
  3.2  | 
  9,010  | 
  -3.3  | 
  22.0  | 
  3.7  | 
Украина  | 
  6,326  | 
  31.4  | 
  9.2  | 
  1.6  | 
  2,992  | 
  23.5  | 
  9.8  | 
  1.2  | 
Великобритания  | 
  24,180  | 
  -9.4  | 
  5.9  | 
  6.0  | 
  17,591  | 
  -16.7  | 
  8.0  | 
  7.3  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  Сентябрь 2003г.  | |||||||
Информация о работе Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане