Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью выпускной работы является исследование современного состояния международного туризма в Кыргызской Республике, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения  следующего комплекса задач:
исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
раскрыть значение международного туризма в экономике Кыргызской Республики;
исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.
Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.
Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг(Китай), Корея, Тайвань и Сингапур(Таблица 2.3).
Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе  | ||||||||
Таблица 2.3  | ||||||||
Страна  | 
  Международные туристские прибытия  | 
  Доходы от международного туризма  | ||||||
1000  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | 
  Млн. долл.  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | |||
2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | ||
Азиатско-Тихоокеанский регион  | 
  131,295  | 
  5,1  | 
  8,4  | 
  100  | 
  94,697  | 
  1,2  | 
  7,7  | 
  100  | 
Австралия  | 
  4,841  | 
  -1.5  | 
  -0.3  | 
  3.7  | 
  8,087  | 
  -9.8  | 
  6.1  | 
  8.5  | 
Китай  | 
  36,803  | 
  6.2  | 
  11.0  | 
  28.0  | 
  20,385  | 
  9.7  | 
  14.6  | 
  21.5  | 
Гонконг (Китай)  | 
  16,566  | 
  5.1  | 
  20.7  | 
  12.6  | 
  10,117  | 
  5.0  | 
  22.2  | 
  10.7  | 
Индия  | 
  2,370  | 
  -4.2  | 
  -6.6  | 
  1.8  | 
  2,923  | 
  -4.0  | 
  -3.9  | 
  3.1  | 
Индонезия  | 
  5,033  | 
  1.8  | 
  -2.3  | 
  3.8  | 
  –  | 
  -5.9  | 
  –  | 
  –  | 
Япония  | 
  5,239  | 
  0.3  | 
  9.8  | 
  4.0  | 
  3,499  | 
  -2.1  | 
  6.0  | 
  3.7  | 
Корея  | 
  5,347  | 
  -3.3  | 
  3.9  | 
  4.1  | 
  5,277  | 
  -6.4  | 
  -17.2  | 
  5.6  | 
Макао (Китай)  | 
  6,565  | 
  12.4  | 
  12.4  | 
  5.0  | 
  4,415  | 
  16.8  | 
  17.9  | 
  4.7  | 
Малайзия  | 
  13,292  | 
  25.0  | 
  4.0  | 
  10.1  | 
  6,785  | 
  39.7  | 
  6.4  | 
  7.2  | 
Новая Зеландия  | 
  2,045  | 
  6.9  | 
  7.1  | 
  1.6  | 
  2,918  | 
  4.2  | 
  25.0  | 
  3.1  | 
Филиппины  | 
  1,933  | 
  -9.8  | 
  7.6  | 
  1.5  | 
  1,741  | 
  -19.3  | 
  1.0  | 
  1.8  | 
Сингапур  | 
  6,996  | 
  -2.8  | 
  4.0  | 
  5.3  | 
  4,932  | 
  -15.6  | 
  -2.9  | 
  5.2  | 
Тайвань  | 
  2,726  | 
  -0.3  | 
  4.2  | 
  2.1  | 
  4,197  | 
  6.7  | 
  5.2  | 
  4.4  | 
Таиланд  | 
  10,873  | 
  5.8  | 
  7.3  | 
  8.3  | 
  7,902  | 
  -5.5  | 
  11.7  | 
  8.3  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  Сентябрь 2003г.  | |||||||
В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.
В Американском регионе также было зарегистрировано сокращение (-1%), причем Северная Америка явилась единственным субрегионом, в котором сокращение (-5%) происходило третий год подряд, главным образом по причине слабой экономической конъюнктуры в сочетании с беспокойством по поводу безопасности после событий 11 сентября. В Карибском субрегионе (+8%) и Южной Америке (+12%) произошел энергичный подъем на фоне отрицательных показателей двух прежних лет, который был вызван улучшением экономической ситуации в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия, что способствовало росту внутрирегиональных путешествий.
Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм (Таблица 2.4).
Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям (44 и 64% соответственно) являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.
Международные прибытия и доходы от туризма в Америке  | ||||||||
Таблица 2.4  | ||||||||
Страна  | 
  Международные туристские прибытия  | 
  Доходы от международного туризма  | ||||||
1000  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | 
  Млн. долл.  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | |||
2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | ||
Америка  | 
  114,855  | 
  -6.1  | 
  -4.4  | 
  100  | 
  114,255  | 
  -8.4  | 
  -6.5  | 
  100  | 
Аргентина  | 
  2,820  | 
  -9.9  | 
  7.6  | 
  2.5  | 
  –  | 
  -10  | 
  –  | 
  –  | 
Бразилия  | 
  3,783  | 
  -10.2  | 
  -20.7  | 
  3.3  | 
  3,120  | 
  -12  | 
  -16  | 
  2.7  | 
Канада  | 
  20,057  | 
  0.3  | 
  1.9  | 
  17.5  | 
  9,700  | 
  -0.6  | 
  -10.0  | 
  8.5  | 
Чили  | 
  1,412  | 
  -1.1  | 
  -18.0  | 
  1.2  | 
  733  | 
  -2.6  | 
  -8.2  | 
  0.6  | 
Коста-Рика  | 
  1,113  | 
  4.0  | 
  -1.6  | 
  1.0  | 
  1,078  | 
  -10.9  | 
  -1.6  | 
  0.9  | 
Куба  | 
  1,656  | 
  -0.3  | 
  -4.6  | 
  1.4  | 
  1,633  | 
  -2.6  | 
  -3.5  | 
  1.4  | 
Доминиканская Республика  | 
  2,811  | 
  -3.0  | 
  -2.5  | 
  2.4  | 
  2,736  | 
  -2.2  | 
  -2.2  | 
  2.4  | 
Ямайка  | 
  1,266  | 
  -3.5  | 
  -0.8  | 
  1.1  | 
  1,209  | 
  -7.5  | 
  -1.9  | 
  1.1  | 
Мексика  | 
  19,667  | 
  -4.0  | 
  -0.7  | 
  17.1  | 
  8,858  | 
  1.3  | 
  5.4  | 
  7.8  | 
Порто Рико  | 
  3,087  | 
  6.3  | 
  -13.1  | 
  2.7  | 
  2,486  | 
  14.2  | 
  -8.9  | 
  2.2  | 
США  | 
  41,892  | 
  -11.9  | 
  -6.7  | 
  36.5  | 
  66,547  | 
  -12.8  | 
  -7.4  | 
  58.2  | 
Уругвай  | 
  1,258  | 
  -3.9  | 
  -33.5  | 
  1.1  | 
  318  | 
  -14.0  | 
  -43.3  | 
  0.3  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  Сентябрь 2003г.  | |||||||
Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким образом, рост числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие (Таблица 2.5).
Ведущим звеном остается Южная Африка с ростом международных туристских прибытий в 11 %.
Правительства стран 
данного региона стали 
Туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа. Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20% числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний.
Международные прибытия и доходы от туризма в Африке  | ||||||||
Таблица 2.5  | ||||||||
Страна  | 
  Международные туристские прибытия  | 
  Доходы от международного туризма  | ||||||
1000  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | 
  Млн. долл.  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | |||
2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | ||
Африка  | 
  29,136  | 
  3,2  | 
  2,8  | 
  100  | 
  11,785  | 
  7,8  | 
  1,0  | 
  100  | 
Алжир  | 
  998  | 
  4.1  | 
  10.7  | 
  3.4  | 
  133  | 
  4.2  | 
  33.0  | 
  1.1  | 
Ботсвана  | 
  1,037  | 
  -5.0  | 
  -1.1  | 
  3.6  | 
  309  | 
  -4.2  | 
  3.0  | 
  2.6  | 
Гана  | 
  483  | 
  10.0  | 
  10.1  | 
  1.7  | 
  520  | 
  16.1  | 
  16.1  | 
  4.4  | 
Кения  | 
  838  | 
  -6.5  | 
  -0.4  | 
  2.9  | 
  297  | 
  11.6  | 
  -3.6  | 
  2.5  | 
Мавритания  | 
  682  | 
  0.6  | 
  3.2  | 
  2.3  | 
  612  | 
  15.1  | 
  -1.9  | 
  5.2  | 
Марокко  | 
  4,193  | 
  2.7  | 
  -0.7  | 
  14.4  | 
  2,152  | 
  23.8  | 
  -14.8  | 
  18.3  | 
ЮАР  | 
  6,550  | 
  -1.5  | 
  10.9  | 
  22.5  | 
  2,719  | 
  -0.5  | 
  8.7  | 
  23.1  | 
Танзания  | 
  550  | 
  9.2  | 
  9.8  | 
  1.9  | 
  730  | 
  -1.9  | 
  0.7  | 
  6.2  | 
Тунис  | 
  5,064  | 
  6.5  | 
  -6.0  | 
  17.4  | 
  1,422  | 
  7.3  | 
  -11.4  | 
  12.1  | 
Замбия  | 
  565  | 
  7.6  | 
  14.8  | 
  1.9  | 
  –  | 
  5.4  | 
  –  | 
  –  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  Сентябрь 2003г.  | |||||||
Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в Африку. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию.
Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил 10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по доходам от международного туризма (Таблица 2.6).
В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.
Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке  | ||||||||
Таблица 2.6  | ||||||||
Страна  | 
  Международные туристские прибытия  | 
  Доходы от международного туризма  | ||||||
1000  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | 
  Млн. долл.  | 
  Изменение, %  | 
  Доля, %  | |||
2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | 
  01/00  | 
  02/01  | 
  2002  | ||
Ближний Восток  | 
  27,594  | 
  -1,3  | 
  16,7  | 
  100  | 
  12,963  | 
  -5,2  | 
  10,0  | 
  100  | 
Бахрейн  | 
  3,167  | 
  15.2  | 
  13.6  | 
  11.5  | 
  –  | 
  9.9  | 
  –  | 
  –  | 
Египет  | 
  4,906  | 
  -14.8  | 
  12.6  | 
  17.8  | 
  3,764  | 
  -12.5  | 
  -0.9  | 
  29.0  | 
Иордания  | 
  1,622  | 
  3.6  | 
  9.8  | 
  5.9  | 
  786  | 
  -3.0  | 
  12.3  | 
  6.1  | 
Ливан  | 
  956  | 
  12.9  | 
  14.2  | 
  3.5  | 
  956  | 
  12.8  | 
  14.2  | 
  7.4  | 
Саудовская Аравия  | 
  7,511  | 
  2.1  | 
  11.7  | 
  27.2  | 
  –  | 
  –  | 
  –  | 
  –  | 
Сирия  | 
  2,809  | 
  -6.9  | 
  –  | 
  10.2  | 
  1,366  | 
  –  | 
  –  | 
  10.5  | 
ОАЭ  | 
  5,445  | 
  5.8  | 
  31.7  | 
  19.7  | 
  1,328  | 
  5.1  | 
  24.8  | 
  10.2  | 
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  | 
  Сентябрь 2003г.  | |||||||
Основные туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.
Постоянные колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны.
Основными туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма и общие доходы Ближнего Востока от туризма.
Рассматривая страны 
с переходной экономикой можно отметить, 
что в настоящее время 
Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.
В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г.
Информация о работе Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане