Парламент в зарубежных странах (США, Франция, Германия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 08:05, контрольная работа

Краткое описание

Парламент – высший общенациональный представительный орган государства. Термин «парламент» происходит от латинского слова «parlare» что значит «говорить, разговаривать»1.
Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромисов2.

Содержание

1. Понятие, социальные функции парламента
2. Общая характеристика компетенции парламента
3. Структура парламента и организация его палат
4. Специальные парламентские процедуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная конст.зар. моя.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

Тема: «Парламент в зарубежных странах (США, Франция, Германия)»

 

 

 

Выполнил:

         Проверил:

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2007

 

 

 

План работы

Стр.

 

1. Понятие, социальные функции парламента

2. Общая характеристика компетенции парламента

3. Структура парламента и организация его палат

4. Специальные парламентские процедуры

Заключение

Литература

 

 

3

5

9

13

15

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, социальные функции парламента

 

Парламент – высший общенациональный представительный орган государства. Термин «парламент» происходит от латинского слова «parlare» что значит «говорить, разговаривать»1.

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромисов2.

Парламент – это общенациональный, представительный выборный коллегиальный орган государства, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей3.

Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах, но тогда они были лишь совещательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Следовательно, можно считать, что парламенты в их современном значении возникли в буржуазном государстве. Расцвет парламента и парламентаризма связан с концом XVIII-началом XX вв. Кризис парламентаризма связан с началом XX века, в период, когда органы исполнительной власти усиливали свое влияние в различных областях общественной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разнообразных методов воздействия на парламент. Крайним средством во многих государствах была ликвидация парламента. Ослабление роли парламентов характерно для периода кризисов в экономической и социально-политической жизни страны, в период войн (вторая и первая мировая война).

В настоящее время в большинстве стран мирового сообщества парламент занимает важное место в государственном механизме, представляя законодательную ветвь власти. Источником власти в демократическом государстве, является народ, который через своих представителей (депутатов) в парламенте осуществляет руководство делами государства. В ст.3 онституции Франции прямо провозглашено: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума». В ст.38 конституции Германии установлено, что депутаты являются представителями своего народа, не связаны наказами и указаниями, и подчиняются лишь своей совести. Раздел 1 конституции США гласит: «Все законодательные полномочия предоставляются конгрессу Соединенных штатов, который состоит из сената и Палаты представителей».

Занимая законодательную нишу в системе разделения властей парламент тесно взаимодействует с исполнительной властью, которая стремиться ограничить его полномочия. Теперь такую привилегию как законотворчество парламенту приходится делить с правительством. При этом парламент ущемляют в его законодательных правах следующими путями:

- увеличивающаяся монополизация правительством права законодательной инициативы;

- прямое наделение правительства правом издания нормативных актов имеющих силу закона (делегированное законодательство). Например в соответствии со ст. 38 конституции Франции правительство имеет право просить парламент о разрешении в течении ограниченного срока путем издания ордонансов осуществлять мероприятия, которые отнесены к сфере закона;

- фактическое ограничение круга вопросов по которым может законодательствовать парламент;

- принятие «законов-рамок», которые правительство в дальнейшем дорабатывает и зачастую изменяет смысл законов. В Германии конституция в соответствии со ст.81 предусматривает состояние «законодательной необходимости», когда федеральное правительство принимает закон при одобрении Бундесрата если Бундестаг его отклонит дважды. При чрезвычайном положении права парламента передаются его узкому по составу органу, в который входят 33 члена.

Важным средством воздействия на правительство, является способность парламента выразить ему недоверие, однако сам парламент становится под угрозой роспуска (а именно его нижняя палата).

Парламент играет важную роль в формировании правительства. В Германии (парламентская республика) федеральный Канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению федерального президента, однако кабинет министров формируется федеральным Президентом по предложению федерального Канцлера (ст.63 конституции). В США (президентская республика) в соответствии со ст.2 разделом 2 конституции Президент назначает должностных лиц государства по совету и с согласия Сената. Во Франции (полупрезидентская республика) Президент формирует правительство без согласия парламента.

Необходимо также сказать о существенной тенденции к усилению воздействия на парламент различных групп давления, представляющие, как правило, интересы различных группировок внутри правящих классов. Эти группы преследуют цель принятия парламентом решений в свою пользу, в частности корпорации занимающиеся производством вооружений в США стремятся к проведению через парламент законопроектов предусматривающих выделение крупных ассигнований на национальную безопасность.

Таким образом парламент является не просто законодательным органом, а государственной структурой через которую выражается не только воля народа в целом, а также правящих классов и капитала.

 

2. Общая характеристика компетенции парламента

 

Важное значение для определения места парламента в системе государственных органов имеет его компетенция. Компетенция парламента зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил. По характеру закрепленной в конституции законодательной компетенции парламенты принято делить на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией.

Парламент США входит в группу парламентов с относительно ограниченной компетенцией. Это характерно для федеративных государств, чьи конституции четко разграничивают права федерации и ее субъектов. Она включает право устанавливать и взимать федеральные налоги, пошлины, подати, чеканить монету, делать займы, регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами и т.д. Данный перечень, содержащийся в разделе 8 ст. 1, в принципе является исчерпывающим, так как поправка X все полномочия, прямо не отнесенные Конституцией к компетенции федеральных властей, оставляет за штатами и за народом. В разделе 9 ст. 1 конституции США установлен круг вопросов, по которым конгресс не может принимать законы в частности: «…Действие привилегий приказа habeas corpus не должно приостанавливаться, если только того не потребуют общественная безопасность в случаях восстания и вторжения. Не должны приниматься билли об опале или законы, имеющие обратную силу….».

Парламент Германии также входит в группу парламентов, также как и США, с относительно ограниченной законодательной компетенцией. Ст. 70 конституции Германии гласит: «(1)Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации. (2) Разграничение компетенции Федерации и земель определяются согласно предписаниям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции». В ст.ст.71-75 конституции Германии установлены перечни прав и вопросов исключительной и конкурирующей законодательной компетенции Федерации и земель. Парламент в Германии не имеет четко выраженных рамок ограничения законодательной компетенции. В Германии идет конкуренция в законотворчестве федерации и ее земель, но здесь земли осуществляют законотворчество в прописанных конституцией сферах жизни общества, причем, если федерация не воспользовалась законодательным преимуществом в данной сфере.

К группе парламентов с абсолютно ограниченной компетенцией относится Франция, что характерно для унитарных государств. В ст. 34 конституции Франции установлен перечень вопросов, по которым может законодательствовать парламент. Причем установлены области жизни общества, где парламент может принимать конкретные законы, например «Закон устанавливает нормы, касающиеся: гражданских прав и основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод; обязанностей, налагаемых в случае национальной обороны на граждан лично и на их имущество….». В отличие от США установлены сферы жизни общества, где парламент принимает законы, устанавливающие общие принципы, например в социально экономической сфере (ст.34 конституции: «Законы о финансировании социального обеспечения определяют общие условия денежного баланса…».

Сравнивая парламенты предложенных стран по законодательной компетенции можно их расположить в следующей последовательности: США – строго разграничены законодательные права Конгресса и штатов, а также для Конгресса установлен перечень вопросов по которым он не может принимать законы; Германия – законодательная компетенция федерации и ее земель подвижна; Франция – здесь прописаны законодательные права парламента, а также сферы жизни общества, где парламент устанавливает общие принципы;

Кроме законодательных полномочий парламенты обладаю рядом других, в частности полномочия: в финансовой сфере, сфере международных отношений, в сфере безопасности и обороны, сфере формирования государственных органов и учреждений, судебные, парламентского контроля, а также делегирование части своих полномочий, как правило, правительству.

В области финансовых полномочий парламенты рассматриваемых государств устанавливают налоги, акцизы и сборы. Во Франции и США финансовые законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента. Правительство Франции может начать сбор налогов с разрешения парламента если финансовый закон не принят в срок. В ФРГ правительство имеет право в случае непредусмотренной и неотложной потребности производить сверхбюджетные и внеплановые расходы с одобрения не парламента а федерального министра финансов.

В области контрольных полномочий в США само по себе требование согласия сената при назначении должностных лиц государства президентом, является своеобразной формой контроля. В Германии члены правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность пред бундестагом, бундестаг может сместить федерального канцлера путем выражения ему вотума недоверия, причем все правительство уходит в отставку. Во Франции парламентский контроль над деятельностью правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Таким образом, парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рассматриваемых странах довольно сильный, что позволяет уравновесить исполнительную и законодательную власть.

В области внешней политики парламенты имеют право ратификации и денонсации международных договоров и соглашений. В США парламентом ратифицируются и денонсируются все договора и соглашения. Во Франции (ст.53 Конституции) и ФРГ только наиболее важные. Относительно обороны и национальной безопасности конгресс США имеет право объявления войны ст.1 раздел 8. В Германии в Бундестаге имеются комитет по иностранным делам и обороне, а также уполномоченный бундестага по обороне, также действия вооруженных сил следует прекратить, если этого требует Бундестаг. В Германии бундестаг с одобрения бундесрата констатирует состояние обороны ст.115а. Во Франции право объявления войны принадлежит парламенту ст.35 (сходство с США).

Президент США с согласия сената назначает послов, консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц ст.2 конституции США, что позволяет парламенту активно участвовать в формировании органов исполнительной власти. Во Франции парламент участвует в формировании Конституционного совета. Который состоит из девяти членов: три назначаются президентом, три – председателем Национального собрания, три -председателем Сената ст.56 конституции. Также парламент Франции участвует в формировании высокой палаты правосудия избираемой из представителей сената и национального собрания ст.67. В Германии федеральный президент избираются федеральным собранием без прений ст.54 конституции. Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента ст.62. Таким образом, парламенты США и Германии участвуют активно в формировании ведущих органов исполнительной власти в отличие от Франции.

Конституционное право Франции содержит институт делегированного законодательства ст.38 конституции. Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии у него программы путем издания специального уполномочивающего закона. Последний должен предусматривать предмет и срок делегирования. В порядке делегирования правительство издает ордонансы по вопросам, входящим в область законодательства. Такие ордонансы нуждаются в обязательном утверждении парламента. В Германии Бундестаг вправе делегировать право издавать акты по вопросам законодательства Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли ст.72 (3). Такая передача возможна на основании (также как и во Франции) делегирующего закона, предусматривающего предмет, цель, объем и срок делегирования. Делегирование полномочий по целому ряду вопросов нуждается в согласии бундесрата. В США делегирование полномочий парламентом конституционно не оформлено и осуществляется на основе практики – «американский вариант».

Информация о работе Парламент в зарубежных странах (США, Франция, Германия)