Особенности развития правовой системы Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

Специфика темы контрольной работы обусловила применение материалов по общей теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран.
Объектом исследования данной работы является история развития государства и права Великобритании в XXвеке.
Цель работы – рассмотреть и изучить основные изменения в государственном строе и особенности развития правовой системы в Великобритании в XX веке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития государственно-монополистического капитализма,
- исследовать основные аспекты эволюции партийной системы,
- проанализировать основные изменения в государственном строе,

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..…4

1. Особенности развития государственного устройства в Великобритании в XX веке…………..5

1.1 Государственно-монополистический капитализм……………………………………………5

1.2 Эволюция партийной системы………………………………………………………………....6

1.3 Основные изменения в государственном строе………………………………………...…….8

1.4 Британская колониальная империя……………………………………………………………9

2. Особенности развития правовой системы Великобритании…………………...………………10

2.1 Характеристика правовой системы Великобритании в XXвеке…………….…………….10
2.2 Кабинет министров………………………………………………………………………...…12

2.3 Судебные и полицейские органы. Армия…………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………………………...16

Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая контрольная.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

2 Особенности развития правовой системы Великобритании 
 
2.1 Характеристика правовой системы Великобритании в XX веке 
 
        Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющих обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского парламента и издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. 
         К ХХ веку были созданы с целью упорядочения правового регулирования отдельные консолидированные акты, хотя и применительно лишь к отдельным правовым институтам - законы о семейных отношениях 1857г., о партнерстве 1890г., о продаже товаров 1893г., и др. В результате законодательство стало во многих отношениях важным источником права, нежели нормы сформулированные в прецедентах. Но и ХХ веке судебный прецедент остается важным и полноценным источником английского права, поскольку сохраняются институты, непосредственно регулируемые нормами общего права или даже права справедливости. 
      Великобритания не знает одновременно, созданного, единого акта в качестве  конституции. По форме британская Конституция и в ХХ веке имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права. Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была "записана" в одном акте.  
Писаная часть включает в себя статутное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи законы парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Выражение "писаный" закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин "неписаный" закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему "общего права", они затрагивают, главным образом, права и свободы граждан, отношения различных государственных органов. Наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций. К неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие важнейшие вопросы государственной жизни9.  
       Своеобразная форма британской Конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Конституция, таким образом, относится к числу гибких т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, т.к. невозможно сопоставить издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже действующими парламентскими законами и судебными решениями. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически незафиксированным. В 1865 г. была создана правовая комиссия для Англии (одновременно для Шотландии), которой было поручено готовить проекты крупных консолидированных актов с тем, чтобы в перспективе "провести реформу всего права вплоть до его кодификации". Но и в настоящее время ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью. В связи с этим особый интерес вызывает правовое регулирование, сложившееся в отдельных отраслях права.  
       Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Еще Закон о завещаниях 1857 г. придает обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей.  
       Семейные отношения регулируются довольно подробно различными законодательными актами: Закон о браке 1949г. в основном посвящен заключению брака, Законы о реформе семейного права 1969 и 1987гг. уточнили законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и об обязанностях родителей таких детей, Закон о признании брака недействительным 1971 г.     

         Трудовые отношения регулируются законодательством и прецедентным правом, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров. В некоторых отраслях производства важнейшее условие труда (ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени, условия труда и др.) закрепляется в коллективных договорах; в других отраслях производства существует лишь индивидуальные трудовые соглашения, для которых особое значение приобретают общие предписания, содержащиеся в парламентских актах.   
      Важные изменения в ХХ веке претерпели нормы уголовного права Англии, хотя и сейчас подавляющую часть составляют акты, принятые в ходе реформы 1830-1880 гг. (старейший - закон о государственной измене 1351г.). Но современное законодательство охватывает почти все основные институты общей части и юридически значимые признаки, характеризующие конкретные виды преступлений. К числу важнейших действующих законов могут быть отнесены: Закон об уголовном праве 1967 г.; Закон о преступном покушении 1981 г.; Закон о компетенции уголовных судов 1973 г.; Закон об исправлении правонарушителей 1974 г.; Закон об убийстве 1957г.; Закон о преступлениях против личности 1861 г. и д.р.  
    Система наказаний - лишение свободы, пробация ("испытание", условное осуждение до трех лет) и штраф. В качестве дополнительных наказаний используется лишение прав на вождение автомобиля, на занятие определенной деятельностью, приказ о выполнении работ в общественных интересах от 40 до 240 часов и др. Смертная казнь, которая по Закону об убийстве 1957 г., могла назначаться только за несколько видов тяжкого убийства, в 1965 г. была отменена временно, а в 1969 г. постоянно, поскольку выяснилось, что временная отмена смертной казни привела к росту тяжких убийств. Но в Англии продолжают действовать статусы, предусматривающие смертную казнь за государственную измену, пиратство и поджог королевских домов, но смертные приговоры по тем уже на протяжении нескольких десятилетий не выносятся. С 1948 г. отменены каторжные работы.  
      Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат, прежде всего, законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоустройства. К их числу относятся законы о Верхнем суде 1982 г., о магистратских судах 1980 г., Закон о судах графств 1984 г., о присяжных 1974 г., Закон о преследовании за преступления 1985 г., Закон об отправлении правосудия 1985 г., Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г., Закон о судах и юридических услугах 1980 г. и др.  
     Прецедентное право служит тут основой толкования законодательных предложений и устраняет пробелы в законодательстве.10  
      Английский уголовный процесс строится на основе принципа состязательности: функция обвинения (возбуждение уголовного дела, собирание обвинительных доказательств, поддержка обвинения в суде); функция защиты (собирание оправдательных доказательств, защита в суде); функция суда (обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания). В гражданском процессе суд выступает арбитром между двумя сторонами - истцом и ответчиком.  
В Северной Ирландии используется не только британское законодательство, но и акты ирландского парламента, принятые до 1921г. Решения шотландских судов имеют силу лишь  "убеждающего", а не "обязывающего" прецедента.

  •   2.2 Кабинет министров

  •  

           Внутренние изменения в государственном строе и политической системе Великобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. В предшествующий период акты органов исполнительной власти, издаваемые с разрешения парламента (делегированное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнительным органам право издавать акты и по таким вопросам, которые ранее составляли исключительную прерогативу палаты общин. Так, например, в 30-х гг. правительству было предоставлено право издавать общеобязательные постановления по вопросам денежного обращения. Акты "делегированного законодательства" в сотни раз стали превосходить по численности акты парламента. Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась и теперь он предусматривает предоставление правительству исключительных полномочий в любых чрезвычайных условиях. 
         Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10-20 раз11
           После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система "правления кабинета" трансформировалась в систему "правления премьер-министра", так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Свертывание коллективных форм в работе правительства привело к неофициальному образованию так называемого внутреннего кабинета, в заседаниях которого участвует лишь 4-5 наиболее доверенных главе правительства министров, а также к появлению разветвленной системы комитетов. Такие комитеты кабинета по поручению премьер-министра рассматривают основные вопросы текущей политики и могут докладывать о своих решениях исключительно премьер-министру. В период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер была отмечена дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра, установление "президентциалистского" стиля руководства партией и государством. 
            Говоря об общей тенденции усиления органов исполнительной власти (и прежде всего лично премьер-министра), было бы неправильным утверждать, что палата общин британского парламента перестала играть заметную роль в политической жизни страны. Английский

    парламент обладает таким средством  воздействия, как финансовый контроль над правительством, вотирование бюджета. Любой правительственный законопроект проходит три чтения в палате общин, в процессе которых он тщательно анализируется в комиссиях и комитетах палаты с участием оппозиции. Только путем одобрения в парламенте важнейшие мероприятия правительства могут быть представлены как выражение "воли нации". Менее заметную роль в реальном осуществлении государственной власти играют старинные британские учреждения - корона и палата лордов. Однако они остаются необходимым элементом государственного устройства и их роль нельзя свести к чисто декоративной. 
             Корона по-прежнему считается символом стабильности "старой, доброй Англии" и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к "праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать. Кроме того, королева остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании. Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры. 
             В 1999 г. был восстановлен парламент в Шотландии, полномочия которого ограничиваются рамками относительной автономии. Соответственно вопросы международной и военной политики находятся вне его компетенции. Но в главном сохраняется основное направление в развитии государственного строя Великобритании в XX в. Оно в конечном счете сводится к усилению исполнительной власти. Основные предпосылки этого были заложены в конце XIX в., а события XX в. способствовали реализации данного направления. В этом плане к числу важнейших последствий первой мировой войны относится новое расширение законодательных полномочий и фактической власти правительства. В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества. В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества.

           В 1999 г. проведена очередная реформа палаты лордов. Отныне место в палате лордов не могут занимать представители высшей аристократии, основываясь лишь на праве наследования. Теперь членами этой палаты могут быть лица, получившие звание лорда за заслуги.  В настоящее время в Великобритании усиливается движение в пользу реформирования некоторых сторон ее политической системы, растет число сторонников принятия писаной конституции12.

     

     

     2.3 Судебные и полицейские органы. Армия

     

    Интересна сложившаяся в Великобритании судебная система. Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом, по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам - Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам Шотландии. Дела в суде Палаты лордов от имени всей Палаты рассматривает не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передают в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями.

    Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения:

    апелляционный суд,

    высокий суд,

    суд короны.

    Апелляционный суд рассматривает апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд-главный судья, и до 18 лордов - апелляционных судей.

    Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер, другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи (входят в суд адмиралтейства и коммерческий суд) занимается рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистрацких судов по уголовным делам. Канцлерское отделение (входит Патентный суд) рассматривает в качестве первой инстанции дела, связанные с управлением имуществом, деятельностью компаний, банкротством... Семейное отделение занято рассмотрением жалоб на решение магистратских судов по всем вопросам семейных отношений: развода, опеки, алиментов...

    Суд короны, созданный в 1971г., взамен ряда прежних судебных учреждений рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных заседателей (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т.е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. В качестве судей выступают судьи Высокого суда, окружные судьи и рекордеры - юристы, исполняющие обязанности судей "по совместительству"13.

    Низшие суды в Англии и Уэльсе, суды графств и магистратские  суды. Суды графств (свыше 350) - основные органы гражданского правосудия, рассматривающие  дела (около 90 % по первой инстанции в зависимости от категории иска (до 5 тыс. фунтов стерлингов по искам из договоров и деликтов).

    Магистратские суды рассматривают  в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98 % в год). Они могут приговаривать  лишь к штрафу либо лишению свободы на

    ледствий; прежде всего, входящие в  срок до 6 месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает  более суровые наказания, они  передают дело на рассмотрения Суда короны. Магистраты (мировые судьи) не являются профессиональными юристами и рассматривают дела лишь в коллегиях из двух-трех человек. Платные магистраты (профессиональные юристы) рассматривают дела единолично.

    Наряду с судами общей юрисдикции, есть и специализированные суды различной  компетенции, некоторые из которых носят название трибуналов (имеют второстепенное значение).

    Промышленные трибуналы (с 1964г. рассматривают  трудовые споры), учреждены в 1956 г. Суд  по рассмотрению жалоб на ограничение  свободы предпринимательства, с 1967 г. учреждена Служба парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсман).

    Судейские должности назначаемы. Судья-юрист  не менее чем с 10-ти летним стажем.

    Адвокаты делятся на барристеров  и солиситеров. Первые наиболее опытные  и выступающие во всех судебных инстанциях, вторые выступают в низших судах, готовят гражданские и уголовные дела к слушанию.

    В Шотландии высшей и окончательной  инстанцией по уголовным делам выступает  Высокий суд юстициариев. В составе  лорд-генеральный судья Шотландии, лорд-судья-клерк и лорды члены суда. Вместе с 15-тью присяжными этого суда слушает дела по первой инстанции о наиболее серьезных преступлениях.

    Высшая судебная инстанция по гражданским  делам - Сессионный суд. В состав входят лорд-президент, лорд-судья-клерк и  сессионные лорды, одновременно являющиеся членами Верховного суда юстициариев.

    Низшее звено - шерифские суды. Шерифы - профессиональные судьи. Выделяют главных  шерифов и шерифов - заместителей, первые рассматривают жалобы на решения, вынесенные вторыми по гражданским  делам, но и те и другие могут рассматривать с участием 15 присяжных дела о преступлениях.

    Низшая инстанция по уголовным  делам - окружные суды, иногда рассматривают  споры семейного характера. В  Шотландии существует развитая система  органов публичного уголовного преследования, которые по своему усмотрению принимают решение о передаче дела в суд. Возглавляет лорд-адвокат.

    Обвинение поддерживают в отличие  от "коронных обвинителей" - прокураторы-фискалы. Защита представлена адвокатами и солистирами ("юридическими агентами").

    Судебная система Северной Ирландии во многом копирует английскую. Высшая апелляционная инстанция для  судов колоний, зависимых территорий и некоторых государств, входящих в Содружество, - судебный комитет  Тайного совета, возглавляемый лордом-канцлером. Его суждение по спорным правовым вопросам, возникающим при рассмотрении конкретных судебных дел, носят характер рекомендаций.

    Информация о работе Особенности развития правовой системы Великобритании