Правовая система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:13, доклад

Краткое описание

Романо-германская модель права была реципирована Японией в конце XIX столетия. В течение сотен лет японское государство сознательно проводило политику изоляции от остального мира. Япония испытала сильное китайское влияние в идеологии, религии, культуре. В V в. в Японию пришла китайская письменность, а затем и буддизм. Японские правители VII-XIII вв. были поклонниками китайской культурно-духовной жизни. Они были хорошо знакомы с китайской литературой и искусством, восприняли буддийскую религию и реорганизовали государственно-правовую жизнь по китайскому образцу. Ранние японские законы имели большое сходство с законами танской династии. Наиболее подходящей социальной философией для японского общества с иерархической структурой было конфуцианство, получившее широкое распространение в период правления династии Токугава (1603-1868 гг.). В стране была создана также судебная система, гражданские споры, как и в Китае, решались преимущественно с помощью внесудебных примирительных процедур.

Содержание

Введение
1. Становление правовой системы Японии. Вестернизация японского права
2. Послевоенное развитие японского права. Влияние американского права
3. Особенности правопонимания японцев. «Живое право»
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Система Японииъ.docx

— 20.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Становление правовой  системы Японии. Вестернизация японского права

2. Послевоенное развитие  японского права. Влияние американского  права

3. Особенности правопонимания японцев. «Живое право»

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Современное право Японии - интересный объект для сравнительного правоведения. В нем переплетаются  живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами  и процессуальными нормами, которые  создавались по образцам сперва французского и немецкого права, а после Второй мировой войны - американского права.

Сегуны династии Токугава в течение нескольких веков стремились как можно полнее изолировать страну от внешнего мира: ни один японец не мог покинуть страну, ни один иностранец, за редким исключением, не мог проникнуть в нее. Ситуация стала меняться ко второй половине XIV в., и этот процесс завершился революцией Мэйдзи («просвещенного правления»). Развитие Японии по капиталистическому пути потребовало и модернизации права. Оно шло в основном путем рецепции европейского права.

Романо-германская модель права  была реципирована Японией в конце XIX столетия. В течение сотен лет  японское государство сознательно  проводило политику изоляции от остального мира. Япония испытала сильное китайское  влияние в идеологии, религии, культуре. В V в. в Японию пришла китайская письменность, а затем и буддизм. Японские правители VII-XIII вв. были поклонниками китайской культурно-духовной жизни. Они были хорошо знакомы с китайской литературой и искусством, восприняли буддийскую религию и реорганизовали государственно-правовую жизнь по китайскому образцу. Ранние японские законы имели большое сходство с законами танской династии. Наиболее подходящей социальной философией для японского общества с иерархической структурой было конфуцианство, получившее широкое распространение в период правления династии Токугава (1603-1868 гг.). В стране была создана также судебная система, гражданские споры, как и в Китае, решались преимущественно с помощью внесудебных примирительных процедур.

 

1. Становление  правовой системы Японии. Вестернизация японского права

Коренные преобразования японского общества начались в эпоху  так называемой революции Мэйдзи, когда в 1868 г. была ликвидирована власть военных правителей страны - сегунов, образовано императорское правительство и в короткий промежуток времени была осуществлена серия реформ в различных сферах общественной жизни. В ходе реформ были отменены привилегии японских дворян - самураев, провозглашено юридическое равенство четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев), за крестьянами признавалось право собственности на землю. Правительство предпринимало разнообразные и энергичные усилия для развития рыночных отношений, в том числе путем заимствования достижений западных стран в области промышленности, образования, торговли. Но эти европейские по своей направленности и по существу преобразования оказались непоследовательными, они сопровождались консервацией ряда средневековых институтов.

Местное японское право было абсолютно не приспособлено для  решения новых задач. Было решено целиком модернизировать правовую систему страны. Единственным способом быстрой перестройки права являлась рецепция западноевропейских правовых систем. В период с 80-х годов XIX в. до начала XX в. японское правительство ввело в действие ряд важных законодательных актов, составленных по образцу французских и германских кодексов.

Правовым идеалам японского  правительства больше импонировало право кайзеровской Германии с ее сильной императорской властью, ограничением свобод подданных и  сохранением привилегий помещиков-юнкеров. Процесс рецепции в японском праве  переместился от французского права к германскому. К концу первой четверти XX в. германское влияние стало основным и оставалось таким до капитуляции Японии во Второй мировой войне. Другими словами, в японском праве можно было узнать точное отображение немецкой юридической науки.

По образцу Конституции  Пруссии 1850 г. была составлена первая Конституция  Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи). Германская модель легла в основу Гражданского кодекса 1898 г., Торгового кодекса 1899 г., Уголовного кодекса 1907 г., Гражданско-процессуального кодекса 1890 г. Что касается уголовного процесса, то и в этой отрасли права возобладало (правда, несколько позже, чем в других сферах) германское влияние. В 1922 г. принимается новый Уголовно-процессуальный кодекс, разработанный по образцу УПК Германии.

Таким образом, в очень  короткий срок в Японии было создано  новое право, почти совершенно не связанное с ранее действовавшей  правовой системой.

 

Так или иначе, но правовая система, сложившаяся в Японии после  революции Мэйдзи, представляла собой вариант романо-германской правовой семьи. Возникает вопрос: стало ли это законодательство «правом в жизни» или оно осталось «правом в книгах»? Прежде чем ответить ни него, отметим, что после Второй мировой войны сильное влияние на японское право оказали американские образцы. Об этом свидетельствует Конституция Японии 1946 г., а также реформа уголовно-процессуального права 1948 г. Гражданско-процессуальный кодекс был также подправлен в сторону расширения принципа состязательности. Американское влияние сказалось и на законодательстве в сфере экономики (закон о компаниях, антитрестовское законодательство).

2. Послевоенное  развитие японского права. Влияние  американского права

После Второй мировой войны с принятием Конституции 1946 г. было пересмотрено и обновлено гражданское, семейное, трудовое и уголовное право.

Конституция Японии 1946 г. провозгласила  принцип народного суверенитета, император лишался политической власти, он признавался «символом  государства и единства народа», парламент объявлялся «высшим органом  государственной власти и единственным законодательным органом государства». Конституция закрепила также  основные демократические правд  и свободы личности. Статья 9 Конституции  содержит отказ от войны, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных  споров.

В японской Конституции 1946 г. в соответствии с американскими  правовыми взглядами усилена  роль судебной власти и содержится каталог основных прав и свобод граждан, подлежащих непосредственной судебной защите.

Конституционно закреплены положения о, непорушимости, основных прав человека (ст. 11), уважения личности (ст. 13), о равенстве всех перед законом (ст. 14), свободе мысли, совести, вероисповедания, собраний, объединений, слова, печати и других способов выражения мнений (ст. 19-23).

Важное значение имеют  провозглашенные в Конституции  права граждан в сфере уголовного судопроизводства: запрет применения наказаний без соответствующей  правовой процедуры (ст. 31), право на судебное разбирательство любого обвинения (ст. 32), запрет незаконного ареста (ст. 33), право на защиту (ст. 34), запрет незаконных обысков (ст. '35), применения пыток и  жестоких наказаний (ст. 36), право каждого  обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство его дела беспристрастным судом, на бесплатную, если в этом есть необходимость, юридическую помощь (ст. 37) и др.

Текст проекта Конституции Японии 1946 г. был составлен юристами штаба американских оккупационных войск. Естественно, они использовали в качестве образца Конституцию США. Так, в соответствии с американской моделью в Конституции Японии был предусмотрен институт конституционного надзора. Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами, отдельные из которых выносили решения о признании неконституционными даже правительственных постановлений.

Вместе с тем это  влияние права США на японскую правовую систему оказалось все  же не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью  англосаксонского права. Влияние американского  права является все же довольно ограниченным и недостаточно последовательным.

Общность японского права  с правом стран романо-германской семьи проявляется не только в  содержании позитивного права, но и  в системе источников. Японское право  в отличие от общего права является статутной юридической системой. Главный, ведущий источник права  в Японии - это законодательство, причем законодательство кодифицированное. Данное обстоятельство служит основным препятствием для дальнейшего сближения  японского и американского права, определяет границы этого сближения.

В Японии, как, впрочем, и  в других странах романо-германской семьи, наблюдается изменение роли судебной практики, повышение ее значения, превращение ее в фактический  источник права. Но судебные решения  выступают все же как средство конкретизации, толкования норм статутного права.

В целом, однако, сохранилась  прежняя кодифицированная система, костяк которой составляют шесть  кодексов (в них были внесены изменения, вытекающие из Конституции), дополненных  значительным массивом законов и  иных нормативных актов, образующих в совокупности систему источников, сходную с западноевропейской. Прецедент не стал источником японского права.

 

 

3. Особенности  правопонимания японцев. «Живое право»

Если латиноамериканское право отличает дуализм, в смысле сочетания европейского и американского  образцов, при отсутствии сколько-нибудь значительных влияний традиционных норм и институтов прошлого (вытесненных  в период испанского и португальского владычества), то применительно к  правовой системе Японии обнаруживается дуализм иного плана, а именно сочетание и параллельное действие традиционных норм, сложившихся в прошлом и реципированных в конце XIX в. романо-германскими правовыми моделями.

Наличие этих нравственных правил, безусловно, отражается на механизме  реализации права в японском обществе. Скажем, в сфере договорных отношений  контракт обычно определяет лишь наиболее важные моменты взаимоотношений  сторон, все конкретные проблемы, которые  могут возникнуть во время его  действия, на стадии исполнения решаются исходя из гири, т.е. правил взаимоотношений  между знакомыми лицами. Японские цивилисты Сакаэ Вагацума и Тору Ариидзуми, раскрывая понятие сделки, подчеркивают, что «ожидаемый результат достигается в известной мере благодаря действию не правовых норм, а обычаю и морали». И только если с помощью этих средств участник сделки не получает ожидаемого результата, то его можно добиться с помощью судебного решения. Действие гири ограничено кругом лиц, которые имеют постоянное общение между собой, и не распространяется на всех прочих.

Современное японское право  наряду с судебной процедурой предоставляет  тяжущимся также возможность выбрать специальную, закрепленную в Гражданско-процессуальном кодексе (ст. 136) примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создаст по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух или более неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает тяжущиеся стороны, а затем пытается склонить их к полюбовному решению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более, что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет. Число отказов от исков ежегодно составляет 50% общего числа дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 Административное право  зарубежных стран. М., 2008.

 Ансель М. Новая социальная защита: Гуманистическое движение в уголовной политике. М., 2007.

3. Воробьев В.М. Японский  кодекс «Тайхо Ёро рё» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 2008.


Информация о работе Правовая система Японии