Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа
Специфика темы контрольной работы обусловила применение материалов по общей теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран. 
            Объектом исследования  данной работы является история развития государства и права Великобритании в XXвеке. 
            Цель работы – рассмотреть и изучить основные изменения в государственном строе и особенности развития правовой системы в Великобритании в XX веке. 
            Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть особенности развития государственно-монополистического капитализма, 
- исследовать основные аспекты эволюции партийной системы, 
- проанализировать основные изменения в государственном строе,
Введение……………………………………………………………………………………………..…4
 
1. Особенности развития государственного устройства в Великобритании в XX веке…………..5 
 
    1.1 Государственно-монополистический капитализм……………………………………………5
 
    1.2 Эволюция партийной системы………………………………………………………………....6
 
      1.3 Основные изменения в государственном строе………………………………………...…….8
 
    1.4 Британская колониальная империя……………………………………………………………9
 
  2. Особенности развития правовой системы Великобритании…………………...………………10 
 
       2.1 Характеристика правовой системы Великобритании в XXвеке…………….…………….10 
     2.2 Кабинет министров………………………………………………………………………...…12
 
     2.3 Судебные и полицейские органы. Армия…………………………………………………..14
 
Заключение…………………………………………………………………………………………...16
 
Список использованных источников………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Особенности развития государственного 
устройства в Великобритании в XX веке…………..5 
 
    1.1 Государственно-
    1.2 Эволюция партийной системы……………………………………………………………
1.3 Основные изменения в государственном строе………………………………………...…….8
    1.4 Британская колониальная 
империя……………………………………………………………
  2. Особенности развития правовой 
системы Великобритании…………………...………………
 
       2.1 Характеристика правовой 
системы Великобритании в XXвеке…………….…………….10 
     2.2 Кабинет министров………………………………………………………
2.3 Судебные и полицейские органы. Армия…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
            
Актуальность исследования 
            
Специфика темы контрольной работы обусловила 
применение материалов по общей теории 
государства и права и истории государства 
и права зарубежных стран. 
            Объектом 
исследования  данной работы является 
история развития государства и права 
Великобритании в XXвеке. 
            Цель 
работы – рассмотреть и изучить основные 
изменения в государственном строе и особенности 
развития правовой системы в Великобритании 
в XX веке. 
            Для 
достижения поставленной цели необходимо 
решить следующие задачи: 
- рассмотреть особенности развития государственно-
- исследовать основные аспекты эволюции 
партийной системы, 
- проанализировать основные изменения 
в государственном строе, 
- изучить основные этапы преобразования 
Британской колониальной империи, 
- охарактеризовать правовую и судебную 
системы Великобритании в XX веке. 
          Основными 
источниками при написании 
 
           Эволюция 
мировой модели капитализма в 
последней четверти XIX в. оказала большое 
влияние на положение Великобритании 
в мире и развитие ее политической 
системы. В этот период Великобритания, 
которая раньше была "мастерской мира", 
потеряла мировое первенство в промышленном 
производстве. В конце XIX - начале XX в. основой 
английского капитализма стала не промышленная 
и торговая, а колониальная монополия. 
           Трудности, 
связанные с утратой промышленной монополии 
и упадком традиционных отраслей промышленности 
особенно обострились в результате мирового 
экономического кризиса 20-х - начала 30-х 
гг. Тяжелые последствия кризиса заставили 
правящие круги расширить государственное 
вмешательство в экономику и в сферу социальных 
отношений в целях ее стабилизации. 
            Наиболее 
радикальный шаг в этом направлении был 
сделан после второй мировой войны, когда 
правительство лейбористов осуществило 
национализацию ряда ведущих отраслей 
промышленности: угольной, сталелитейной, 
энергетической, а также транспорта, связи, 
гражданской авиации. Значительную долю 
государственной собственности составили 
жилой фонд и объекты здравоохранения. 
Государственный сектор охватил 20% хозяйства 
страны. В результате этого в британском 
государственном аппарате была создана 
разветвленная система специальных подразделений, 
связанных с регулированием экономики. 
Среди них особое место заняли публичные 
корпорации, которые создавались главным 
образом в национализированных отраслях. 
Эти учреждения подчинялись общему руководству 
со стороны соответствующих министерств, 
но управлялись особым правлением и отличались 
административной и финансовой самостоятельностью 
в оперативной деятельности (Британское 
железнодорожное управление, Лондонское 
транспортное управление, Почтовое ведомство 
и др.). Значительное распространение получили 
и смешанные органы, в руководство которых 
входили как должностные лица государственного 
аппарата, так и представители крупнейших 
компаний, а иногда и представители руководства 
тред-юнионов (Национальный совет экономического 
развития, Финансовая корпорация по делам 
промышленности и др.)1. 
             
На рубеже 80-х гг. правительство консерваторов 
одним из первых в мире осуществило радикальную 
переориентацию экономической политики, 
направленную на сокращение вмешательства 
государства в экономику в пользу "свободного 
рыночного хозяйства" и "личной инициативы", 
максимально возможную приватизацию экономики 
и ослабление влияния профсоюзов. Основной 
формой денационализации или приватизации 
в Великобритании стала открытая продажа 
акций. Такая политика получила название 
"народного" или "рабочего" капитализма. 
Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в 
английской промышленности сократилась 
по сравнению с 1979 г. практически наполовину, 
а число мелких акционеров утроилось. 
             
Программа превращения англичан в "нацию 
домовладельцев и акционеров" должна 
была способствовать, по мнению ее авторов, 
укреплению социальной стабильности в 
стране. Но они не учли негативных последствий 
этих радикальных нелиберальных реформ, 
приведших к резкой концентрации богатства 
и влияния в руках достаточно узкой элитной 
группы. Своеобразным ответом на это стал 
приход к власти в 1997 г. после длительного 
бессменного руководства страной консерваторов, 
правительства лейбористов. Не отказываясь 
в целом от наследия консерваторов, лейбористское 
правительство стремится найти новые 
формы сохранения регулирующей роли государства 
в условиях свободного развития рынка 
и общемировых интеграционных процессов.
1.2 
Эволюция партийной системы 
 
               
Партийная  система  претерпела  значительные  
изменения.  Консервативная партия начала 
превращаться в партию крупных промышленных 
и финансовых собственников. Либеральная 
партия, в основном состоящая из средних 
слоев, постепенно лишалась своей социальной 
базы и теряла политические позиции, что 
ускорило образование новой партии - лейбористов. 
               
Лейбористская партия возникла как результат 
подъема европейского социал-демократического 
движения и появления в Англии социалистических 
групп и организаций (Социал-демократической 
федерации, Фабианского общества и др.). 
Первоначально роль центра движения сыграл 
Комитет рабочего представительства, 
включивший в себя на правах коллективного 
членства тред-юнионы, общество фабианцев 
и ряд других организаций. Главной целью 
Комитета была борьба за обеспечение рабочего 
представительства в парламенте. В 1906 
г. на базе Комитета была создана "трудовая" 
(лейбористская) партия. 
             
Становлению лейбористской партии способствовала 
дальнейшая демократизация избирательного 
права. В 70-80-х гг. была принята серия законов, 
в том числе о введении тайного голосования 
(1872), о наказании за подкуп избирателей 
(1883). Особое значение имели законы 1884 и 
1885 гг., которые составили третью по счету 
в XIX в. избирательную реформу. Реформа 
1884 г. увеличила избирательный корпус 
с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный 
ценз был отменен, а в графствах право 
участвовать в выборах приобрели мелкие 
арендаторы, а также все налогоплательщики, 
проживающие в округе 6 месяцев. Вместе 
с тем сохранялся "двойной вотум" 
- право голосовать не только по месту 
проживания, но и по месту нахождения недвижимой 
собственности. 
          С 1916 г. у 
власти в Великобритании находилось коалиционное 
правительство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее 
из либералов, консерваторов и лейбористов. 
На очередных выборах 8 декабря 1918 г. консерваторы 
и либералы вновь составили единый блок2. 
Лейбористские лидеры за несколько дней 
до выборов вышли из правительственной 
коалиции и выступили со своей программой, 
в которой содержались заверения, что 
в случае прихода к власти лейбористы 
добьются немедленного вывода интервенционистских 
войск из России, национализации земли, 
ведущих отраслей промышленности, свободы 
для Ирландии и Индии и т. д. Выборы с подавляющим 
перевесом выиграла консервативно-либеральная 
коалиция. Ведущее место в парламенте 
заняли консерваторы, получившие большинство 
мандатов. Лейбористы провели в парламент 
60 депутатов. 
        Выборы показали, 
что либеральная партия, стоявшая у власти 
почти 100 лет, находится в состоянии упадка. 
На выборах 1918 г. она потеряла около сотни 
депутатских мест. Партия заметно поредела. 
Часть либералов перешла к консерваторам, 
часть — к лейбористам, влияние которых 
возросло. Отныне либералы перестали быть 
одной из основных партий страны, уступив 
это место лейбористам.3 
       До 1922 г. у власти находилось 
сформированное во время войны коалиционное 
правительство консерваторов и либералов. 
Однако еще в годы войны старая двухпартийная 
система в результате раскола либеральной 
партии оказалась значительно подорванной. 
Одновременно с ослаблением либеральной 
партии в условиях послевоенной социальной 
борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. 
Сразу же после первой мировой войны была 
проведена реорганизация партии, приняты 
изменения в уставе и партийной программе, 
в которой провозглашалась необходимость 
построения нового общества, установления 
"системы народовластия". Основным 
методом достижения этой цели должно было 
стать постепенное преобразование капиталистического 
общества, его трансформация. 
       После распада коалиционного 
правительства в 1922 г. на досрочных выборах 
1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного 
большинства мандатов. В этой ситуации 
предпринимательские круги сочли возможным 
приход к власти лейбористской партии4. 
         Ни первое (1924 г.), 
ни второе (1929- 1931 гг.) лейбористское правительство      
межвоенного периода, вопреки первоначальным 
опасениям, не нарушили "правила игры" 
и принципов политического консенсуса, 
благодаря чему после выборов 1923 г. лейбористы 
прочно заняли место официальной оппозиции 
в парламенте.  
        В 1924г. лидер лейбористов 
Р. Макдональд сформировал первое лейбористское 
правительство, в которое вошли представители 
правого крыла партии. Поскольку лейбористы 
не имели большинства в парламенте, кабинет 
Макдональда зависел от поддержки либеральной 
партии. Либералы обещали оказать поддержку 
при условии, что лейбористы будут осуществлять 
только ту часть программы, которая не 
расходилась с требованиями либеральной 
партии. Правительство Макдональда провело 
некоторые прогрессивные мероприятия, 
однако большую часть своих обещаний не 
выполнило. Второе лейбористское правительство 
было сформировано в1929г.  Однако окончательное 
становление двухпартийной системы в 
том виде, в каком она действует в Великобритании 
в настоящее время, произошло лишь после 
выборов 1945г. и крупной победы на них партии 
лейбористов. 
        В 1997 г., после восемнадцатилетнего 
правления консерваторов, правительство 
вновь сформировала победившая на парламентских 
выборах партия лейбористов. Новым лидерам 
в условиях кризиса мирового социалистического 
движения удалось реформировать устаревшую 
партийную структуру и программу, ставшую 
образцом для социал-демократов других 
стран Западной Европы. "Новые" лейбористы 
ориентируются в основном на средние слои 
населения ("белые воротнички"), а 
их решительный отказ от лозунгов всеобщей 
национализации и тотального вмешательства 
государства в социальные отношения (при 
усилении роли "закона и порядка" 
и при ослаблении роли профсоюзов в партии) 
обеспечил им поддержку и части крупного 
капитала.5 
          Итак, в 
XX в. в Англии сохраняется двухпартийная 
система, сущность которой заключается 
в господстве на выборах двух основных 
партий. До 1923 г. это были консерваторы 
и либералы, с 1923 г.— консерваторы и лейбористы. 
Двухпартийная система не исключает существования 
других политических партий. Основным 
средством сохранения существования двухпартийной 
системы является избирательная система, 
в основе которой лежит принцип избрания 
одного депутата от каждого избирательного 
округа. В результате представители малых 
партий оказываются в невыгодном положении, 
им трудно получить место в парламенте.
1.3 
Основные изменения в государственном 
строе 
 
          Государственный 
строй Великобритании в XX в. изменялся 
как в результате некоторых реформ конституционного 
характера, так и главным образом путем 
модификации прежних конвенций неписаной 
конституции. 
          Для Великобритании 
характерна стабильность политических 
институтов и учреждений, являющаяся результатом 
не только консенсуса ведущих политических 
сил, но и предпочтения эволюционного 
пути развития резким "историческим 
поворотам", более гибких изменений 
во взаимоотношениях государственных 
органов. Британская политическая элита 
сумела также сохранить и использовать 
в своих интересах учреждения феодального 
происхождения - монархию и палату лордов. 
            Изменения, 
внесенные непосредственно в конституционное 
законодательство Великобритании, имели 
в большинстве случаев демократический 
характер. Среди них следует выделить 
очередную серию реформ избирательного 
права, а также реформу парламента. В XX 
в. было принято несколько избирательных 
законов, демократизировавших избирательное 
право. 
          Первая 
избирательная реформа была проведена 
непосредственно после первой мировой 
войны, в 1918—1919 гг., новый избирательный 
закон вводил всеобщее мужское и частичное 
женское избирательное право.  
         Накануне парламентских 
выборов 1929 г. консервативное правительство 
осуществило еще одну реформу избирательного 
права, предоставив женщинам равные с 
мужчинами избирательные права. Новый 
этап в демократизации избирательного 
права отмечен после второй мировой войны. 
Акт о народном представительстве 1948 г., 
принятый лейбористским правительством, 
внес изменение в распределение избирательных 
округов и, что более важно, отменил двойной 
вотум. Отныне никто не мог голосовать 
более чем в одном округе. На конец, в 1969 
г. лейбористское правительство приняло 
Акт о народном представительстве, которым 
возрастной ценз был снижен с 21 года до 
18 лет6. 
       Реформа парламента. 
В конце XIX - начале XX в. английский парламент 
превратился в орудие правительства, располагавшего 
большинством в палате общин. Организационная 
структура и партийная дисциплина, выработанные 
главными партиями применительно к британской 
системе парламентаризма, предопределили 
подчинение депутатов каждой партии своему 
лидеру. 
Известно, что некоторые английские государствоведы (У. Бейджхот) уже во второй половине XIX в. начали подмечать складывающиеся новые взаимоотношения парламента и кабинета, указывая, что исполнительная власть начинает контролировать палату общин. В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет. В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей.
Местное управление. В области местного управления усилился контроль центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах. Постепенно эти органы лишались наиболее важных полномочий в проведении независимой от бюрократического надзора местной политики. , Контроль за местным управлением осуществляет Министерство охраны окружающей среды, а по отдельным вопросам (образование, здравоохранение, финансы и т. п.) - и другие министерства. Утверждению вышестоящих властей подлежат акты муниципалитетов, содержащие императивные предписания, акты о застройке населенных пунктов, о местных налогах.
1.4 
Британская колониальная империя 
 
    В годы первой мировой войны 
доминионы Британской империи были важной 
опорой страны, являясь поставщиками сырья 
и людских ресурсов. За это время значительно 
усилилась экономика доминионов, окрепла 
национальная буржуазия, которая стала 
все решительнее добиваться предоставления 
доминионам большей самостоятельности. 
В 1917 г. на очередной имперской конференции 
за доминионами был признан статус автономных 
государств Британской империи. 
    В период после первой мировой 
войны доминионы расширили свою автономию. 
Нередко они вели вполне независимую от 
метрополии политику, хотя взаимные экономические 
финансовые связи побуждали и буржуазию 
доминионов, и буржуазию метрополии к 
компромиссам с целью сохранения сложившихся 
форм отношений. 
    На состоявшейся в 1923 г. очередной 
имперской конференции Великобритания 
была вынуждена признать за доминионами 
право самостоятельно заключать договоры 
с иностранными государствами, а также 
определять в каждом отдельном случае 
свое участие или неучастие в международных 
договорах, заключенных Великобританией. 
      После первой мировой 
войны большой остроты достигла борьба 
ирландского народа за освобождение. Результатом 
этой борьбы стал Англо-ирландский договор, 
заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал 
создание доминиона Британской империи 
Ирландское свободное государство, но 
6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих 
наиболее развитую в промышленном отношении 
часть Ирландии, отторгались от нее и оставались 
в пределах Великобритании. Английское 
правительство сохраняло в новом доминионе 
свои военные и военно-морские базы. Ирландские 
крестьяне по-прежнему вносили в английскую 
казну выкупные платежи за землю. Ирландия 
была расчленена, Ирландское государство 
осталось в рамках Британской империи, 
и английская буржуазия в значительной 
степени сохранила там свои экономические 
позиции. 
      В 1931 г. был принят Вестминстерский 
статут, закрепивший объединение английских 
доминионов в Британское содружество 
наций и определивший взаимоотношения 
его членов. Согласно статуту ни один акт 
парламента Соединенного Королевства 
не является обязательным для доминиона, 
если только доминион сам не просит об 
утверждении такового и не согласится 
на таковой.  
       После второй мировой 
войны в результате активизации национально-освободительного 
движения статус доминиона получили некоторые 
британские колонии, в частности Индия.  
Индия была расчленена по религиозному 
признаку на два государства, которые 
остались в составе Британской империи 
в качестве доминионов. Тем не менее Индийский 
Союз и Пакистан перестали быть колониями 
и получили, хотя и ограниченную, государственную 
независимость. Независимость и статус 
доминиона получил также Цейлон7. 
     Еще сложнее становилась 
обстановка в колониях Британской империи. 
В результате колониальных войн в 1957 г. 
добились независимости колонии Золотой 
Берег (Гана) и Малайская Федерация. В 1959—1960 
гг. стали независимыми Кипр и Нигерия. 
Однако колониальная империя Великобритании, 
особенно ее владения в Африке, все еще 
сохраняла значительные размеры, и процесс 
ее крушения развернулся со всей силой 
в последующие годы8.
Информация о работе Особенности развития правовой системы Великобритании