Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области русского языка (речь-говорение, восприятие речи аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума.

Содержание

Введение
I. Организация учебно-воспитательного процесса в школе
1.1 Развивающее обучение в школеи формы сотрудничества в ней
1.2 Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе
II.Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку
2.1 Роль уроков русского языка в обучении и воспитании школьников
2.2 Особенности усвоения школьниками русского языка и возникающие в процессе обучения трудности
2.3 Создание необходимых педагогических условий организации эффективного обучения школьников русскому языку
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения русскому языку.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

Задача формирования учебной деятельности очень важна, но она не является единственной задачей начального обучения русскому языку. Задача формирования учебной деятельности в процессе обучения языку не только включает в себя задачу формирования навыков письма и чтения (орфографических навыков), но и создает для ее решения значительно благоприятные условия.

Анализ и содержательное обобщение свойств слова, определяющих принцип построения орфографического действия, позволяет решить образовательные задачи русскому языку, который выступает перед учениками как целостная система: задача формирования учебной деятельности определяет содержание обучения навыкам письма. Обучение письму должно быть направлено на формирование развернутого, осознанного во всех звеньях орфографического действия (умение ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить способы их решения, осуществлять контроль и оценку письма, формирование прочных навыков грамотного письма в ходе формирования орфографического действия ученики овладевают обобщенным способом выделения орфограмм.

Создаются предпосылки для осуществления орфографической ориентировки в печатном тексте. Развивается орфографическая зоркость -восприимчивость к орфографическим нормам языка. А с другой стороны -создаются предпосылки для эффективного овладения этими нормами за счет непроизвольного запоминания.

При организации обучения на основе фонематического принципа письма природная грамотность может формироваться направленно.

Как специальная задача обучения русскому языку в начальных классах в развивающем обучении должно рассматриваться формирование орфографической ориентировки в тексте и развитие орфографической зоркости.

Таким образом, традиционная задача формирования навыков чтения и письма, включенная в формирование учебной деятельности, предполагает решение трех конкретных задач.

У учеников в процессе начального обучения русскому языку должно быть сформировано орфографическое действие, опирающееся на понимание фонематического принципа письма должно быть обеспечено формирование орфографических навыков, охватывающих широкий круг орфограмм разных типов необходимо сформировать навыки осмысленного чтения.

На начальном этапе обучения грамоте, в период овладения звуковым (фонемным) анализом слова ребенок открывает для себя понятие языкового знака (лингвистическое понятие). Затем обнаруживает его лексическое и грамматические значения. Затем от нерасчлененного представления о слове как "имени вещи" приходят к полноценному лингвистическому понятию слова как сложной системы значений, их носителей (морфем) и фонетических единиц как средства отождествления и различения морфем.

Логика развертывания учебных действий со словом приводит к представлению о языке как целостной системе. Формирование такого представления должно рассматриваться как самостоятельная задача начального обучения языку.

Она вытекает из задачи формирования учебной деятельности, но полностью решена быть не может. При системном подходе к изучению языка возникает проблема отбора минимума сведений, усвоение которых необходимо для достижения намеченной цели. Так, для понимания системных связей на уровне лексических значений мы знакомим учеников с явлением многозначности слова, с синонимией. Демонстрируем историческую изменчивость лексических значений и их связей.

Понятие о частях речи вводится в качестве особого предмета усвоения проанализировано на теоретическом уровне. В начальной школе дети должны овладеть принципами анализа частей речи на примере нескольких основных изучений, предположений и словосочетаний. Изучение не может быть исчерпывающим, но оно должно быть содержательным, чтобы дети могли осмыслить их место и функции в системе языка.

Развитие речи всегда рассматривалось как одна из важнейших задач школьного обучения русскому языку.

Решая проблемы речевого развития школьников, необходимо учитывать, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с трудовой (предметно-продуктивными), исследовательской ,художественной, игровой и другими видами деятельности. Они то и определяют мотивы и содержание общения. Расширяется кругозор учащихся, развивается их способность эмоционально воспринимать, анализировать, обобщать, оценивать окружающий мир.

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время, когда задача развития личности,  индивидуальности  и

творческой   активности   становится   одной    из    центральных    проблем современности, настоятельной необходимостью жизни,  проблема  педагогической разработки  круга  вопросов  по  организации учебного  процесса  становится исключительно актуальной.

Кооперация в малых группах является эффективным условием обучения  всех младших школьников, причем коллективная  форма  обучения  более

эффективна при работе в системе развивающего обучения. Использование  коллективной формы организации  учебно-воспитательного  процесса на  уроке  положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся  высказываться,  находить  верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме  организации  учебного  процесса  повышается  мотивация

обучения,    формируются     коллективистские     отношения.     Развивается

самостоятельность.  Коллективная  форма   дает   возможность   высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность   и   самостоятельность   школьников    выражается    и    в

психологическом  настрое  их  деятельности:  сосредоточенности,   внимании, мыслительных  процессах,  в  интересе  к  совершаемой  деятельности,  личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач,  заданий,  которые ставят ученики в группах, стремление принять участие  в  ответах  товарищей, дополнить  их,  внести  коррективы   –   все   это   значительные   критерии познавательной самостоятельности и активности,  показывающие,  что  школьник становится   субъектом   учебно-познавательной   деятельности,    то    есть осуществляется развивающее обучение.

 

 

 

Список использованных источников

1. Андреева Г.М. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1992

2. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников. // Вопросы психологии.- 1985

3. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1996

4. Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной школе//Начальная школа. – 1994. - №16

5. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии.- 1984

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1998

7. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - С-П.: Эксперимент.-

8. Львов М. Р. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М, 1983

9. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская – 2-е изд., Перераб. – М.: Просвещение, 1987

10. Соловейчик М. С, Жеден П. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. Соловейчик М. С. -М.: Просвещение. -1993

11. Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1973

12. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. Л. К. Марковой. -М.: Просвещение, 1986

13. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3

14. Шварц И.Е. Педагогика школы: Учебное пособие. Часть I. Общие базы.Дидактика. – Пермь: Просвещение, 1968

Автореферат

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.

Школа как элемент традиционного образования направлена  на  решение  двух  основных  задач.  Во-первых,  она  должна  вооружить  учащихся  прочными   знаниями,   во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки.  Таким  образом, в традиционным курсе обучения, развитие долгое время отодвигалось на  второй план. Эта проблема волновала как зарубежных, так и отечественных  педагогов. Выход из сложившейся ситуации нашли в развивающем обучении. Идея развивающего обучения впервые была сформулирована Л.С.  Выгодским. Он  ввел  два  уровня  развития  ребенка.  Первый-это  уровень   актуального развития.  Второй  уровень  Выготский  назвал  зоной  ближайшего   развития. «Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в том  случае, его можно признать хорошим». Развивающее  обучение   –   это   целостная   педагогическая   система, альтернативная  традиционной   системе   начального   обучения.   Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка  и  на их реализацию. Цель развивающего обучения состоит в том,  чтобы  воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть  человека,  способного самостоятельно  ставить  перед  собой  те  или  иные   задачи   и   находить оптимальные средства и способы их решения. Первым, кто в период советской  школы  совместил  решение  практических задач с теоретическим исследованием, был ученик  Л.С.  Выготского  известный педагог , психолог Л.В. Занков (1901-1977). Развитие детей в данной системе понимается не в узком  смысле,  не  как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображение и  тому  подобное, а как общее развитие личности. Общее развитие Л.В. Занков рассматривает  как целостное движение психики. Каждое новообразование в психике  в  ходе  общего развития возникает как следствие взаимодействия и  ума,  и  воли,  и  чувств ребенка, как следствие их целостного, нерасчлененного единства.

Для проведения эксперимено-исследовательской работы были выбраны два класса Новоалександровской основной школы из классов (3 «а») был обозначен как экспериментальный, второй (3 «б») – контрольный.

Перед проведением экспериментальной работы, был проведён контрольный срез, цель которого заключалась в проверке сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку, учащихся 3 класса общеобразовательной Новоалександровской основной школы . Учащимся было предложено написать диктант и выполнить грамматические задания к нему.

Цель диктанта была следующая: проверить умение писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы по основным темам:

• Большая буква в именах и кличках животных;

• Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

• Мягкий знак в середине и конце слова;

• Безударные гласные в словах;

• Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.

Цель грамматических заданий: проверить умение использовать теоретические сведения в практической работе.

При проверке работ мы руководствовались следующими критериями оценки письменных работ:

• Отметка «5» ставилась за диктант, в котором нет орфографических ошибок и все грамматические задания выполнены правильно;

• Отметка «4» - за диктант, в котором допущены 1-2 орфографические ошибки и 1 ошибка в грамматических заданиях;

• Отметка «3» - за диктант, в котором допущены 2-5 орфографические ошибки и 2 ошибки в грамматических заданиях;

• Отметка «2» - 6-8 ошибок и грамматическое задание не выполнено.

После проверки работ были получены следующие результаты.

В экспериментальном (3«а») классе оценку «5» получили -3 человека, что составило 11% от общего количества учащихся, «4» - 10 человек (36 %), «3» - 13 человек ( 46 %), «2» - 2 человека ( 7%)

При анализе работ были выделены основные группы и количество ошибок, допущенных на каждое правило.

Для легкости обозначили каждое правило римской цифрой:

(I) - большая буква в  именах и кличках животных;

(II) - сочетания чу-щу, жи-ши, ча-ща;

(III) - мягкий знак в середине  и конце слова;

(IV) - безударные гласные;

(V) - парные звонкие и  глухие согласные в конце слова.

На правило I допустили ошибки 10 человек (36%)

На правило II - 10 человек (36%)

На правило III - 17 человек (61%)

На правило IV - 19 человек (68%)

На правило V - 15 человек (53%).

Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся слабо сформированы навыки по основным орфографическим правилам. На удовлетворительном уровне усвоены правила I и II, хуже правило IV.

Проанализировав выполнение грамматического задания, было определено, что учащиеся чаще всего затрудняются в заданиях, связанных с «орфографической зоркостью», так как в задании «подчеркнутые места, где можно допустить ошибки», подчеркнули все гласные и половину согласных более половины учащихся.

Многие из учащихся с заданием не справились вообще.

При проведении работы в контрольном классе (3 «б»), были получены следующие результаты:

Оценку «5» получили - 2 человека, что составило 7% от всех учащихся класса, «4» - 9 человек (36%), «3» - 14 человек (50%), «2» - 2 человека (7%)

В диктанте были допущены следующие ошибки:

На правило I допустили ошибки 11 человек (39%)

На правило II - 12 человек (43%)

На правило III - 15 человек (53%)

На правило IV - 17 человек (57%)

На правило V - 16 человек (57%).

При анализе выполнения грамматического задания, было установлено, учащиеся 3 «б», контрольного класса допустили схожие ошибки, справились с заданием на том же уровне, что и учащиеся 3 «а», экспериментального класса.

Информация о работе Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку