Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области русского языка (речь-говорение, восприятие речи аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума.

Содержание

Введение
I. Организация учебно-воспитательного процесса в школе
1.1 Развивающее обучение в школеи формы сотрудничества в ней
1.2 Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе
II.Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку
2.1 Роль уроков русского языка в обучении и воспитании школьников
2.2 Особенности усвоения школьниками русского языка и возникающие в процессе обучения трудности
2.3 Создание необходимых педагогических условий организации эффективного обучения школьников русскому языку
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения русскому языку.docx

— 77.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

I. Организация учебно-воспитательного процесса в школе

1.1 Развивающее обучение в школе и формы сотрудничества в ней

1.2 Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе

II.Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку

2.1 Роль уроков русского языка в обучении и воспитании школьников

2.2 Особенности усвоения школьниками русского языка и возникающие в процессе обучения трудности

2.3 Создание необходимых педагогических условий организации эффективного обучения школьников русскому языку

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.

Умения и навыки в области русского языка (речь-говорение, восприятие речи аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Учителям отводится немаловажная роль в подготовке школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Основной проблемой учебного сотрудничества является не столько неспособность школьника к адекватной оценке действий учителя и собственных способностей. Проблемой здесь является то, что ребенка не только не учат вступать в учебное сотрудничество со взрослым и учиться самому принимать решения и оценивать, но оформившаяся на сегодня система образования предполагает принятие ребенком учителя и его оценок, действий в качестве единственного, идеального образа. Работа в создавшейся «учебно-дисциплинарной» модели обучения автоматически способствует росту авторитарности учителя и пассивности ребенка.

Деятельность ребенка и взрослого на основе подлинного учебного сотрудничества возникает, когда взрослый строит свои отношения с ребенком не на основе волевого воздействия на него (при котором собственная точка зрения ребенка игнорируется или преодолевается), а на основе продуктивного взаимодействия с ним, когда взрослый стремится координировать свою точку зрения ребенка.

В настоящее время в современных школах существует множество различных систем обучения. Но не каждое из них предполагает сотрудничество и взаимодействие учителя с учащимися. Таким образом, актуальность работы заключается в определении такой системы обучения, при которой усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется через учебное сотрудничество.

Обучение невозможно и теряет всякий смысл без мотивов. Следовательно, это требует изменений в построении обучения и форм общения учителя с учеником. Поэтому фактическая значимость работы заключается в подборе заданий и упражнений с разными формами взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения русскому языку.

Таким образом, можно сказать, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.

Итак, теперь можно определить цель в данной курсовой работе: выявить влияние учебного сотрудничества учителя и учащихся на процесс обучения младших школьников русскому языку.

Задачи:

    • вооружить  учащихся  прочными   знаниями.
    • подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. 

Гипотеза исследования: организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку будет способствовать эффективному усвоению ЗУН по предмету

Объектом исследования: обучение младших школьников русскому языку.

Предмет исследования: педагогические условия организации учебного сотрудничества на уроках русского языка начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Организация  учебно-воспитательного процесса  в школе

 

    1. Развивающее обучение в школе и формы сотрудничества в ней

 

Школа как элемент традиционного образования направлена  на  решение  двух  основных  задач.  Во-первых,  она  должна  вооружить  учащихся  прочными   знаниями,   во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки.  Таким  образом, в традиционным курсе обучения, развитие долгое время отодвигалось на  второй план. Эта проблема волновала как зарубежных, так и отечественных  педагогов. Выход из сложившейся ситуации нашли в развивающем обучении.

Идея развивающего обучения впервые была сформулирована Л.С.  Выгодским. Он  ввел  два  уровня  развития  ребенка.  Первый-это  уровень   актуального развития.  Второй  уровень  Выготский  назвал  зоной  ближайшего   развития. «Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в том  случае, его можно признать хорошим».

Развивающее  обучение   –   это   целостная   педагогическая   система, альтернативная  традиционной   системе   начального   обучения.   Это

ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка  и  на их реализацию. Цель развивающего обучения состоит в том,  чтобы  воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть  человека,  способного самостоятельно  ставить  перед  собой  те  или  иные   задачи   и   находить оптимальные средства и способы их решения.

Первым, кто в период советской  школы  совместил  решение  практических

задач с теоретическим исследованием, был ученик  Л.С.  Выготского  известный педагог , психолог Л.В. Занков (1901-1977).

Развитие детей в данной системе понимается не в узком  смысле,  не  как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображение и  тому  подобное,

а как общее развитие личности. Общее развитие Л.В. Занков рассматривает  как целостное движение психики.Каждое новообразование в психике  в  ходе  общего развития возникает как следствие взаимодействия и  ума,  и  воли,  и  чувств ребенка, как следствие их целостного, нерасчлененного единства.

Система отличается верой в  каждого  ребенка,  в  его  силы.  При  этом

учитывается,  что  развитие  каждого  ребенка   идет   неравномерно   –   то

замедленно,  то  скачкообразно  –  в  зависимости  от   его   индивидуальных

особенностей, от особенностей  высшей  нервной  системы,  его  опыта  и  так

далее. «Система принимает ребенка  таким,  каков  он  есть,  видя  в  каждом

взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера».

Регулирующую  и  направляющую  роль  в  системе   имеют   дидактические

принципы, сформулированные Л.В. Занковым:

1. «обучение на  высоком уровне трудности;

2. продвижение вперед  быстрым темпом;

3. осознание школьниками  процесса учения;

4.  целенаправленное,  систематическая  работа  над  общим   развитием   как

  сильных, так  и слабых учащихся;

5. ведущая роль теоретических знаний».

Идеи Л.С. Выготского были также разработаны  в  рамках  психологической

теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин  ,  А.В.  Запорожец),

которая не только подтвердила  реалистичность  и  плодотворность  идей  Л.В. Занкова,  но  в  конечном   счете   привела  к   кардинальному   пересмотру традиционных  представлений  о  развитии  и  его  соотношении  с  обучением. Включение этих процессов в контексты деятельности фактически означало  отказ от сведения развития ребенка к развитию познавательных функций и  выдвижение на первый план его становления  как  субъекта  разнообразных  видов  и  форм человеческой деятельности.

Этот подход был сформулирован в начале 60-х годов Д.Б. Элькониным, который,  анализируя  учебную   деятельность   школьников,   усматривал   ее

своеобразие и сущность не в усвоении тех или  иных  знаний  и  умений,  а  в

самоизменении ребенком самого себя как субьекта.

Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований,

осуществленных в 60-80 годах под общим руководством  Д.Б. Эльконина  и  В.В. Давыдова.

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин считают, что каждому  возрасту

соответствует определенная  ведущая  деятельность,  которая  осваивается  на соответствующей  возрастной  ступени  и  присваивается  как   индивидуальная способность, как психическое новообразование.

Исходя из этой периодизации для  младшего  школьного  возраста  ведущей

является  учебная  деятельность,   а   соответствующее   новообразование   –

теоретическое  сознание  и  мышление   и   соответствующие   способности – рефлексия, анализ, мысленное планирование. Все другие педагогические  задачи в  этом  возрасте  могут  решаться  лишь  на базе   оформляющейся   учебной деятельности и именно она определяет и развитие воображения,  и  становление эмоциональной сферы и тому подобное.

В традиционной школе всё содержание  учебных  дисциплин  базируется  на

эмпирических знаниях, эмпирическом общении. Ребенок  формально  –  логически или с помощью внешних ассоциаций и аналогий расчленяет, классифицирует  мир.

В.В.  Давыдов говорит,   что   для   построения   искусственного

педагогического действия, обеспечивающего глубокое проникновение  ученика в учебное содержание, надо помочь ребенку  сделать  содержательно-генетическое обобщение, когда, анализируя конкретное явление, мы вычленяем его  сущность, «выступающую  как  всеобщее  отношение»,  а  затем,   анализируя,   мысленно экспериментируя с этой сущностью, мы строим новые её конкретные  проявления. Данный  путь  есть  интерпретация  особого  пути  познания  известного   как

«восхождение от абстрактного к конкретному».

Разворачивание предметного материала представляет собой  разворачивание

во  времени  системы  теоретических  понятий.   Ребенок   в   результате   в

специально выстроенном  обучении  должен  узнать  его  происхождение.  Такое получение ребёнком знаний (понятий) как  всеобщего  способа  (принципа)  для конкретного явления и  называется  В.В.Давыдовым  процедурой  содержательно-генетического обобщения.

В  системе  развивающего  обучения  меняется  сам  урок.  Дидактическом

стержнем урока является деятельность  учащихся.  Ученики  не  просто

решают, обсуждают,  а  наблюдают,  сравнивают,  классифицируют,  группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их  действия  с  учебным  материалом носят преобразующий характер.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между  деятельностью

учителя, ученика, классного  коллектива.  Сотрудничество,  взаимодействие  с другим человеком–это единственный способ освоения, присвоения  культуры.  Но культура  многоуровнева,   разнородна.   И   столь   же   разнородны   формы сотрудничества,  погружаясь  в  которые  ребенок  осваивает  различные  слои культуры.  Наиболее  точно  отношение   культурного   содержания   и   формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый  тип  обобщения  требует нового типа общения».

Будучи  дошкольником,   ребенок   был   вовлечен   в   развитие   формы сотрудничества (младенческие, детские, игровые).  Однако,  переступив  порог школы,  ему  предлагается  освоить   еще   одну   совершенно   новую   форму сотрудничества - учебное сотрудничество.

Учебное сотрудничество следует отличить от предшествующих - дошкольных, доучебных  форм   сотрудничества   ребенка   и   взрослого.

Следует отметить, что ни одна из освоенных ребенком форм сотрудничества

не умирает с окончанием собственного возраста, а продолжает существовать  на протяжении всей человеческой жизни. Дошкольные  формы  сотрудничества являются  необходимым,  но  недостаточным  условием  освоения   специального содержания учебной деятельности - системы научных понятий.

Учебное сотрудничество направлено  на  общие  для  всех  людей  способы

мышления и действия, а не на  уникальную  неповторимость  каждого  человека. Учебное сотрудничество  направлено  на  результат,  а  результатом  являются новые способы действия, освоенные ребенком.

Чтобы  обеспечить  условия  рефлексивного  развития  сознания   младших

Информация о работе Организация и создание условий для эффективного обучения русскому языку