Мировой опыт свободных экономическиех зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:10, реферат

Краткое описание

Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономики положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США в 1934 г. для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады, доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все таможенные процедуры.

Вложенные файлы: 1 файл

СЭЗ.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Китай

В 1980 году были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую  планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шенжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан).

Когда экономика Китая стала  открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу  принесла результаты.

Когда стал очевиден положительный  опыт работы первых СЭЗ, аналогичные  благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом  – и в других регионах страны.

Стремительный рост экономики Китая  в последние три с половиной  десятилетия не имеет аналогов в  мире. С тех пор как Китай  принял политику «открытых дверей»  и начал проводить реформы  в 1978 году, ВВП Китая стал расти  в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем  экспорта государства. Значительно  вырос и показатель ВВП на душу населения.

По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая  в общемировом экспорте товаров  составляла 3,86%, а в 1978 году, когда  начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.

Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом  на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том  случае, если бы реформирование было признано неудачным.

СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон  в азиатских странах более  широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение - на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней  торговли, вблизи Гонконга, Макао и  Тайваня.

Открытие свободной экономической  зоны на территории Шенженя стало важным стратегическим решением, так как Шенжень расположен в непосредственной близости от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. И результат оказался крайне позитивным. С самого начала сочетание благоприятных условий для работы и правильно выбранных направлений деятельности вылилось в беспрецедентный рост экономики.

Темпы роста экономики Шенженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шенженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от шенженьского, но также был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шенженя возросла в 4,4 раза, а с 1979 года по 2010 год – в 4 852 раза (в текущих ценах). ВВП Шенженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шенжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.

В 1996 году в Шенжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.

Мексика

Создание в Мексике Макиладорас относится к 60-м годам 20-го века, когда была закрыта «Программа Брасеро», позволявшая мексиканцам легально работать в США в статусе сельскохозяйственных рабочих. Это привело к сильнейшему росту безработицы в приграничных зонах. Чтобы решить эту проблему, мексиканское правительство ввело в действие «Программу Макиладора», условия которой были привлекательны для иностранных предприятий.

Макиладорас - это экспортно-производственные зоны, где инвесторам предоставляется льготный режим предпринимательства. Слово «макиладорас» произошло от испанского «макила», что означало плату, которую мельник взимает за помол зерна. К макиладорас относятся промышленные предприятия, занятые производством товаров и услуг на экспорт на базе переработки материалов из-за рубежа.

Развитие этих предприятий с  самого начала работы программы было очень активным. В 1985 году макиладорас стали приносить Мексике больше валюты, чем туристический бизнес, а создание NAFTA лишь способствовало их дальнейшему развитию. К концу 20-го столетия на макиладорас приходилось 25% ВВП государства и 17% занятого населения страны.

С усилением глобализации, открытием  рынков Китая и созданием СЭЗ  в других государствах, количество макиладорас с начала 2000-х стало сокращаться, инвестиции снизились, но индустрия по-прежнему играла существенную роль в мексиканской экономике. В настоящее время, в связи с тем, что заработные платы занятых на предприятиях работников находятся на низких уровнях, Мексика вновь стала привлекательной для крупных транснациональных компаний США, Европы, Японии, производящих электронику, одежду, мебель и автомобили.

Заработная плата мексиканца составляет 25% от уровня зарплаты американца, обладающего  такой же квалификацией, а рабочая  неделя мексиканца длится 48 часов. Кроме  того, приграничное расположение большинства  макиладорас делает затраты на транспортировку минимальными. Это не может не привлекать инвесторов на мексиканские территории.

Опыт макиладорас успешно используется в настоящее время не только в Мексике, но и в других странах латиноамериканского региона.

Франция

В настоящее время во Франции создается 41 свободная городская зона (СГЗ). Основная декларируемая цель создания СГЗ - помощь неблагополучным в социальном плане районам. 

В целях развития СГЗ государственные учреждения разрабатывают и применяют, путем принятия целевых решений или путем заключения соответствующих договоров, программы действий в слаборазвитых городских зонах. С момента разработки такие программы действий подлежат согласованию с представителем органов по вопросам строительства и проживания, и представителя заинтересованных смешанных экономических обществ.

Льготы и  преимущества

Все льготы в СГЗ предоставляются  на основе принимаемых парламентом законов о годовом государственном бюджете и администрируются местными государственными налоговыми органами. С целью общей координации и стимулирования развития СГЗ из числа местных должностных лиц создаются органы управления СГЗ.

Так, в соответствии с законом  о бюджете на 2004 год в СГЗ  предоставлялись следующие льготы: 

Освобождение  от профессионального налога, налога на прибыль и социальных выплат  (распространяются на предприятия с численностью занятых не более 50 человек). Эти освобождения не применяются к предприятиям автомобилестроения, судостроения, производства искусственных или   синтетических тканей, черной металлургии, наземного грузового транспорта.

Предприятия освобождались от налогов если:

  • Годовой оборот до выплаты налогов и итоговый финансовый результат не должны превышать 10 млн. евро.
  • Менее чем 25 процентов их капитала или прав голоса принадлежит прямо или косвенно одному или нескольким предприятиям, подпадающим под ограничения численности занятых, годового оборота иди финансового результата.

Предприятия освобождаются  от социальных выплат, если:

  • Годовой оборот до выплаты налогов и итоговый финансовый результат не должны превышать 10 млн. евро.
  • Менее чем 25 процентов их капитала или прав голоса принадлежит прямо или косвенно, одному или нескольким предприятиям, с численностью занятых 250 человек и более и либо годовой оборот превышает 50 млн. евро, или финансовый результат - 43 млн. евро.

Для всех предприятий СГЗ  в соответствии с едиными правилами  ЕС максимальная сумма всех льгот не может превышать 100 000 евро на предприятие в течение 36 месяцев.

Освобождение  от профессионального налога, налога на недвижимость, налога на прибыль (не более 61 тыс. евро на одного налогоплательщика), предоставляется в полном объеме на пять лет. Освобождение от социальных выплат предоставляется на 5 лет и включает освобождение от взносов на социальное страхование, в национальный фонд помощи нуждающимся в жилье, транспортного налога в размере, до полутора минимальных зарплат не более чем на 50 занятых. При этом не менее трети работников предприятия должны проживать в районе расположения. Ремесленники, коммерсанты, руководители промышленных, торговых и других предприятий, имеющие статус независимых работников, освобождаются на 5 лет от взносов по медицинскому страхованию, по беременности и родам и по уходу за детьми.

По истечении пятилетнего  периода предусматривается переходный этап с постепенным снижением размера льгот - для предприятий с численностью более 5 человек - соответственно в шестой год сохраняется 60% льгот, в седьмой - 40%, в восьмой. - 20%. Для предприятий с численностью менее 5 человек льготный период продлевается до девяти лет.

Южная Корея

Основной целью создания в Республике Корея территорий с  особым режимом ведения экономической, производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности является обеспечение благоприятного инвестиционного климата в стране, который позволил бы заметно увеличить приток иностранных инвестиций, особенно в высокотехнологичные отрасли промышленности. 

Законодательством Республики Корея  предусматривается пять различных видов территорий, в которых иностранным инвесторам, а в некоторых случаях - и корейским компаниям, предоставляется преференциальный режим ведения экономической деятельности, а именно:

Зона свободной торговли (Free Trade Zone);

Свободная экономическая зона (Free Economic Zone);

Зона иностранного инвестирования (Foreign Investment Zone);

Зона беспошлинной торговли (Customs Free Zone);

Индустриальный комплекс для иностранных  инвесторов (Industrial Complex for foreign investors).

Деятельность каждой из этих зон  регулируется своим отдельным законодательным актом.

Свободные экономические  зоны

Деятельность свободных экономических  зон (СЭЗ) определяется положениями "Закона о создании и функционировании Свободных  экономических зон".

На сегодняшний день созданы три СЭЗ: Инчон, Пусан и Квангйанг. В соответствии с указанным законом иностранным компаниям, расположенным в СЭЗ, предоставлено  право нанимать иностранных рабочих для любого вида деятельности  без ограничения срока (корейским компаниям с иностранным капиталом разрешается использовать иностранную рабочую силу только в 26 отраслях, определяемых правительством, и на срок не более двух лет). Субсидии, предоставляемые иностранным компаниям для найма рабочей силы  и обучения персонала, увеличены в четыре раза. Разрешено создавать медицинские лечебные учреждения исключительно для иностранцев.

Вопрос создания СЭЗ решается Министерством  финансов и экономики Республики Корея по представлению соответствующего мэра города центрального административного  подчинения или губернатора провинции.

Льготы и преимущества

Иностранные компании, расположенные  в СЭЗ, вложившие средства в размере 10 млн. долл. США и более в производственную сферу, туристический бизнес, увеселительные комплексы или 5 млн. долл. США и более в развитие морских и авиационных портовых сооружений,  логистических центров, освобождаются от подоходного и корпоративного налогов на срок три года и получают 50 % скидку в последующие два года. Такие же льготы действуют и в отношении местных налогов (в течение первых трех лет 100 % освобождение от налога на приобретенную недвижимости и 50% скидка в последующие два года). Кроме того, в течение этих трех лет  импортируемые товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Для предприятий с иностранными инвестициями, занятых в области  высоких технологий, (информационные технологи, биотехнология, нанотехнология и т.д.)  предоставлены точно такие же льготы, как и для крупных иностранных компаний независимо от объема инвестиций, количества сотрудников.

Минимальный необлагаемый налогом  размер месячной заработной платы иностранных  рабочих (сотрудников) всех указанных предприятий в СЭЗ - 40 % . Подоходный  налог для иностранцев, работающих на этих предприятиях – единый, 17 %.

С 9 января 2004 года вступили в силу дополнения и изменения, внесенные в «Закон о стимулировании иностранных инвестиций », в соответствии с которыми вводится система выдачи иностранным инвесторам денежных субсидий (“cash grant system”). Под действие данного изменения попадают иностранцы, приобретающие акции вновь создаваемых в Республике Корея компаний, а  также иностранные компании, инвестировавшие в производственную сферу 10 и более миллионов долларов США или в объекты научно-исследовательской деятельности 5 и более миллионов долларов США. Получение денежных субсидий наличными, по мнению экспертов, упростит решение вопросов аренды земельных участков, строительство производственных объектов, стимулирует инвестиции в недвижимость, в обучение персонала, работающего на предприятиях с иностранными инвестициями. Размер этих субсидий планируется от 10 % до 20 % от общей суммы капиталовложений, предварительно этот размер будет обсуждаться  с инвестором. Во внимание будет приниматься его вклад в экономику Республики Корея.

Однако следует отметить, что создание СЭЗ было принято  деловыми кругами Республики Корея  неоднозначно. Так, президент Торгово-промышленной палаты Республики Корея выразил  озабоченность в отношении этого  вопроса, и особенно относительно предоставления иностранным компаниям налоговых льгот. Федерация корейских промышленников также резко критикует данное решение, заявляя, что налоговые льготы, предоставляемые иностранным компаниям, являются дискриминационными по отношению к корейским компаниям, функционирующим за пределами СЭЗ. При этом подчеркивается, что появление  этих зон вводит в заблуждение иностранных инвесторов, которые уже создали свои предприятия в так называемых индустриальных зонах или зонах беспошлинной торговли. Представители ТПП стран Европейского Союза в Корее также считают, что для такой развитой экономики, как корейская, создавать СЭЗ нет необходимости. При этом приводятся негативные примеры создания подобных экономических зон в странах Европы в 1970-е годы, а также в странах СНГ.

Информация о работе Мировой опыт свободных экономическиех зон