Мировая и внутренняя политика: их взаимовлияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:46, реферат

Краткое описание

Цель работы - проанализировать внешнюю и внутреннюю политику как элементы политического процесса. Из цели определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность внешней политики государства;
- рассмотреть сущность, функции и средства внутренней политики;
- проанализировать соотношение внешней и внутренней политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внутренняя политика: сущность, функции, средства

      Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Внутренняя политика может быть разделена на два основных сегмента:

- государственная политика – общий внутриполитический курс страны;

- региональная политика – политический курс регионального развития.

      Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. В целом, политическая сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики.

     Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

- права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

- все равны перед законом и судом;

- государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- достоинство личности охраняется государством;

- граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

      Внутренняя политика государства (общий политический курс страны) достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми и оценивается не всегда позитивно. Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только на основе их единства можно достичь большого положительного эффекта.

    Региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов. Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

- последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

- учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;

- повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

      Термин "региональный" для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор. Таким образом, когда речь идет о "региональной политике", имеется в виду не местная политика, а государственная политика с учетом интересов развития регионов. Региональной политикой является и внутренняя политика регионов, которая осуществляется органами управления регионом самостоятельно с учетом общегосударственных интересов. Эта часть политики может быть названа местной региональной политикой. Но региональной политикой государства является осуществление мер в области политической, экономической, социальной, научно-технической, экологической, демографической, гуманитарной, национальной, в которых учитываются особенности конкретных регионов.

     Через внутреннюю политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса. Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы  интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия). Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления. Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом. По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

- экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

- социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

- национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

- культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

- государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

Функции внутренней политики выражаются в:

1. Интеграции различных  сфер общественной жизни, обеспечение  целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов  социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве  политическими и общественными  процессами в интересах наиболее  влиятельных слоев и групп  населения и (или) общества  в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении  социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными  способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир  общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности  и обновления развития общества  и человека

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» - воздействие  общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей  к участию в политике;

Функции «вывода» - влияние  политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение  и взаимосвязь внешней и внутренней  политики

       Проблема взаимосвязи и взаимовлияния внутренней и внешней политики — одна из наиболее сложных проблем, которая была и продолжает оставаться предметом острой полемики между различными теоретическими направлениями международно-политической науки — традиционализмом, политическим идеализмом, марксизмом и такими их современными разновидностями, как неореализм и неомарксизм, теории зависимости и взаимозависимости, структурализм и транснационализм. Каждое из этих направлений исходит в трактовке рассматриваемой проблемы из собственных представлений об источниках и движущих силах политики.

      Так, например, для сторонников политического реализма, внешняя и внутренняя политика, хотя и имеют единую сущность, которая, по их мнению, в конечном счете сводится к борьбе за силу, тем не менее составляют принципиально разные сферы государственной деятельности. По убеждению Г. Моргентау, многие теоретические положения которого остаются популярными и сегодня, внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы объективны, поскольку связаны с неизменной человеческой природой, географическими условиями, социокультурными и историческими традициями народа. Они имеют две составляющие: одну постоянную — это императив выживания, непреложный закон природы; другую переменную, являющуюся конкретной формой, которую эти интересы принимают во времени и пространстве. Определение этой формы принадлежит государству, обладающему монополией на связь с внешним миром. Основа же национального интереса, отражающая язык народа, его культуру, естественные условия его существования и т.п., остается постоянной. Поэтому внутренние факторы жизни страны (политический режим, общественное мнение и т.п.), которые могут, меняться и меняются в зависимости от различных обстоятельств, не рассматриваются реалистами как способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима. Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отношению друг к другу.

Напротив, с точки зрения представителей ряда других теоретических  направлений и школ, внутренняя и  внешняя политика не просто связаны  друг с другом, но их связь детерминирована. Существует две версии их детерминации. Согласно ортодоксальному марксизму, внешняя политика является отражением классовой сущности внутриполитического  режима и зависит в конечном счете  от определяющих эту сущность экономических  отношений общества. Отсюда и международные  отношения в целом носят «вторичный»  и «третичный», «перенесенный» характер.

         Согласно версии сторонников геополитических концепций, теорий «богатого Севера» и «бедного Юга», а также неомарксистских теорий зависимости, «мирового центра» и «мировой периферии» и т.п., исключительным источником внутренней политики являются внешние принуждения. Так, например, чтобы понять внутренние противоречия и политическую борьбу в том или ином государстве, И. Валлерстайн считает необходимым рассматривать его в более широком контексте: в контексте целостности мира, представляющего собой глобальную империю, в основе которой лежат законы капиталистического способа производства — «миро-экономика». «Центр империи» — небольшая группа экономически развитых государств, — потребляя ресурсы «мировой периферии», является производителем промышленной продукции и потребительских благ, необходимых для существования составляющих ее слаборазвитых стран. Таким образом, речь идет о существовании между «центром» и «периферией» отношений несимметричной взаимозависимости, являющихся основным полем их внешнеполитической борьбы. Развитые страны заинтересованы в сохранении такого состояния (которое, по сути, представляет собой состояние зависимости), тогда как страны «периферии», напротив, стремятся изменить его, установить новый мировой экономический порядок. В конечном счете основные интересы тех и других лежат в сфере внешней политики, от успеха которой зависит их внутреннее благополучие. Значение внутриполитических процессов, борьбы партий и движений в рамках той или иной страны, определяется ролью, которую они способны играть в контексте «микроэкономики».

      Для представителей таких теоретических направлений в международно-политической теории, как неореализм и структурализм (приобретающий относительно самостоятельное значение), внешняя политика является продолжением внутренней, а международные отношения — продолжением внутриобщественных отношений. Однако решающую роль в определении внешней политики, по их мнению, играют не национальные интересы, а внутренняя динамика международной системы. При этом главное значение имеет меняющаяся структура международной системы: являясь в конечном счете опосредованным результатом поведения государств, а также следствием самой их природы и устанавливающихся между ними отношений, она в то же время диктует им свои законы. Таким образом, вопрос о том, детерминируется ли внутренняя политика государства его внешней политикой или наоборот, решается в пользу внешней политики. Представители концепций взаимозависимости мира в анализе рассматриваемого вопроса исходят из тезиса, согласно которому внутренняя и внешняя политика имеют общую основу — государство. Для того чтобы Получить верное представление о мировой политике, следует, как считает, например, профессор Монреальского университета Л. Дадлей, вернуться к вопросу о сущности государства. Любое суверенное государство обладает двумя монополиями власти. Во-первых, оно имеет признанное и исключительное право на использование силы в рамках своей территории, во-вторых, обладает здесь легитимным правом взимать налоги. Таким образом, территориальные границы государства представляют собой те рамки, в которых осуществляется первая из этих властных монополий — монополия на насилие и за пределами которых начинается поле его внешней политики. Здесь кончается, право одного государства на насилие и начинается право другого. Поэтому любое событие, способное изменить то, что государство рассматривает как свои оптимальные границы, может вызвать целую серию беспорядков и конфликтов.

        Пределы же применения силы в рамках государства всегда обусловливались его возможностью контролировать свои отдаленные территории. Эта возможность зависит от уровня развития военных технологий. Поскольку современный уровень развития транспорта и вооружения позволяет значительно сократить государственные издержки по контролю над территорией, постольку увеличились и оптимальные размеры государства.

Что же происходит со второй из названных монополий? В рамках того или иного государства часть  общего дохода, который изымается  фискальной системой, составляет пределы  внутренней компетенции государства, поле его внутренней политики. Положение  этого поля также зависит от технологий, но на этот раз речь идет об информационных технологиях. Доступность специализированных рынков, экспертной информации, высшего  образования и медобслуживания  дает гражданам те преимущества, которыми они не обладали в простой деревне. Именно благодаря этим преимуществам  уровень налогов можно повышать без риска вынудить индивидов  или фирмы обосноваться в другом месте. Любое необдуманное расширение этого поля, например внезапное повышение  налогов сверх определенных пределов, способное вызвать конфискацию  совокупного дохода граждан, чревато  риском внутренних конфликтов в стране. С этой точки зрения, одной из причин развала Советского Союза  стала его неспособность генерировать ресурсы, требуемые для финансирования своего военного аппарата.

Информация о работе Мировая и внутренняя политика: их взаимовлияние