Мировая и внутренняя политика: их взаимовлияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:46, реферат

Краткое описание

Цель работы - проанализировать внешнюю и внутреннюю политику как элементы политического процесса. Из цели определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность внешней политики государства;
- рассмотреть сущность, функции и средства внутренней политики;
- проанализировать соотношение внешней и внутренней политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

Введение

     Изучение содержания понятий «внутренняя политика» и «внешняя политика» является весьма актуальной задачей для каждого человека. Ведь в современном мире, в котором с каждым годом все отчетливее и отчетливее проявляются процессы всемирной глобализации, человеку уже невозможно жить по принципу «моя хата с краю». Нет, любой человек в современном мире является частью процессов происходящих как внутри страны, так и вне ее (пример экономический кризис). Без понимания взаимосвязи этих двух понятий и их содержания человек будет, в какой то мере оторван от жизни, что в век прединформационного общества является недопустимым фактом. В международных отношениях четко выделяются экономические, социальные, политические и духовно-культурные аспекты. Международные отношения, как и внешняя политика, являются прямым продолжением внутренней политики. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны с экономическим укладом, общественным и государственным строем общества. Главные цели - это обеспечение благоприятных международных условии для реализации интересов какого-либо государства, национальной безопасности; предотвращение новой войны. Внешняя политика отличается от внутренней прежде всего тем, что она имеет больший территориальный масштаб действия, так как для осуществления внешней политики необходимо взаимодействие хотя бы двух стран. Еще одно отличие внешней политики заключается в том, что в мире существует множество государств со своими государственными и политическими укладами и все они зачастую не совпадают по своим интересам, целям и задачам. Это вызывает необходимость согласования, стыковки всех этих интересов и задач независимо от их государственных различий. Вместе с этим внешняя политика преобразует, изменяет и в какой-то мере подстраивает внутреннюю политику под внешнюю. От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других.

      Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса.

В связи с всеобщей интеграцией  и расширением внешних связей между странами, имеющем место  на данном этапе развития нашей цивилизации, вопрос взаимовлияния внутренней и внешней политики представляется актуальным и довольно познавательным.

Цель работы - проанализировать внешнюю и внутреннюю политику как элементы политического процесса. Из цели определены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность внешней политики государства;

- рассмотреть сущность, функции  и средства внутренней политики;

- проанализировать соотношение внешней и внутренней политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность внешней политики государства

   В истории общественных  отношений внешняя политика появилась  практически одновременно с возникновением  государств. Внешняя политика - это  деятельность государства на  международной арене, регулирующая  отношения с другими субъектами  внешнеполитической деятельности - государствами, их союзами и  блоками, зарубежными общественными  объединениями, всемирными и региональными  международными организациями. Формами  традиционного осуществления внешней  политики являются:

   - установление дипломатических  отношений (или снижение их  уровня, приостановка, разрыв и даже  объявление войны при обострении  отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие  представительств государства при  международных организациях или  членство в них;

   - сотрудничество  с дружественными государству  зарубежными общественными движениями, объединениями и организациями;

   - осуществление и  поддержание на различных уровнях  эпизодических и регулярных контактов  с представителями государств, международных  общественных структур, с которыми  данное государство не имеет  дипломатических отношений или  дружественных отношений, но в  диалоге с ними заинтересовано  по тем или иным причинам.

   Внешняя политика  является неотъемлемой составной  частью государственной политики, детерминируя действия государства  в сфере внутренней политики. Следовательно, внешняя политика  является продолжением и дополнением  внутренней политики, выполняя вспомогательные  функции по отношению к внутренним  политическим процессам.

   Внешняя политика  осуществляется в иных общественных  условиях, нежели внутренняя. Международное  сообщество имеет свою собственную  децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства.

   В зависимости  от конкретных условий внешняя  политика может быть пассивной  или агрессивной. Пассивная внешняя  политика присуща экономически  слабым государствам, вынужденным  приспосабливаться к международной  конъюнктуре. Агрессивная внешняя  политика заключается в формировании  собственной внутренней политики  и в стремлении приспособить (посредством  внешней политики) или принудить  к изменениям во внутренней  и внешней политике другие  государства.

   Основными субъектами  внешней политики являются: государство,  его институты, а также политические  лидеры и главы государств; неправительственные  организации (так называемая «народная  дипломатия», которая включает  деятельность как политических  партий и движений, так и неполитических  объединений и союзов).

   Сущность и содержание  внешней политики определяется  целями, которые она ставит перед  собой, и средствами их достижения. Традиционными целями внешней  политики государства можно назвать:  повышение материального и духовного  уровня жизни населения, экономического  и политического могущества государства;  обеспечение национальной безопасности  государства; недопустимость вмешательства  во внутренние дела извне; повышение  престижа и роли государства  на мировой арене; защита политических  и экономических позиций во  внешнем мире.

   В современных  условиях цели внешней политики  весьма разнообразны и взаимосвязаны,  их формулирование и разработка  обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством  страны; формами правления и политического  режима; уровнями развития экономики,  политической динамики государства,  политической культуры; союзами  с другими государствами, участием  в военно-политических блоках, и  т. д.

   Внешняя политика  выполняет некоторые специфические  функции. Среди них выделяются:

   - охранительная функция  - связана с охраной прав и  интересов конкретной страны  и ее граждан за границей, а  также с приспособлением национальной  внешнеполитической стратегии к  полистратегиям систем государств. Реализация этой функции осуществляется  через поиск мирного политического  решения при разрешении возникающих  спорных проблем;

   - информационно-представительская  функция находит свое выражение  в деятельности соответствующих  органов по созданию положительного  имиджа государства в мировом  сообществе. Реализация этой функции  осуществляется посредством влияния  на общественное мнение и политические  круги тех или иных стран  в рамках культурных и научных  обменов, деятельности центров  культуры иностранных государств  и т. п.;

   - организаторская  функция заключаются в инициативных  организаторских действиях, направленных  на поиски выгодных контактов  и создание благоприятных внешнеполитических  условий деятельности государства.  Реализация этой функции осуществляется  через деятельность центральных  органов внешней политики (МИД,  посольств);

   - регулирующая функция  необходима для того, чтобы ликвидировать  нарушения равновесия в системе  внешнеполитических связей. Реализация  данной функции осуществляется  через деятельность внешнеполитических  органов государства и проявление  гибкой политической стратегии  государства.

   Существенным элементом  процесса внешнеполитической деятельности  является выбор средств и оценка  их результативности.

   Выбор средств  внешней политики обычно свидетельствует  о ее рациональности и эффективности.  Осуществляя внешнюю политику, государство  обычно применяет различные средства. Сгруппировать их можно по  основным сферам жизнедеятельности  мирового сообщества: информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные  средства. Информационно-пропагандистские  средства (или идеологические) играют  важную роль в адаптации государства  к сложным полииерархическим  международным структурам в области  средств массовой информации, деятельности культурных центров и т.д. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки.

   Экономические средства  подразумевают использование экономического  потенциала данной страны как  для воздействия на политику  других государств. Экономическая  мощь страны является особо  важным средством внешней политики, определяющим позиции и место  государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной  экономикой, имеет и прочные международные  позиции. Важными экономическими  средствами являются сырьевая  база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной  практике широко используются  такие экономические средства, как  эмбарго или режим наибольшего  благоприятствования в торговле.

   Военными средствами  внешней политики принято считать  военную мощь государства, т.е.  численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание  ядерным оружием. Военные средства  часто используются в целях  оказания косвенного давления  на иные страны. Формами давления  могут быть учения, парады, маневры,  испытания новых видов оружия  и т.д. Таким образом, внешняя  политика - это общий курс государства  в международных делах. Она  регулирует отношения данного  государства с другими государствами  и народами в соответствии  с его принципами и целями, которые реализуются различными  способами и методами. С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны её цели и функции.

      Главная цель внешней политики любого государства - это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также её граждан за её пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства в лице его специальных органов и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

      Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильности. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в её задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Итак, внешняя политика выполняет также экономическую функцию.

       Информационно-представительская функция внешней политики находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

       Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств. В дополнение к вышеназванным функциям внешней политики учёный-политолог БГЭУ А.Н. Егоров добавляет также интеграционную функцию, которая является наиболее общей из всех вышеуказанных. Она выражается в том, что посредством международных отношений обеспечивается существование международного сообщества как сложного, противоречивого единства; причём, такого единства, неотъемлемыми свойствами которого на современном этапе является политика и политические отношения, т. е. интеграционные взаимодействия, организующие международное сообщество во всемирную систему, носят не только экономический, научно-технический, коммуникационный, но и главным образом политический характер. Итак, главными целями внешней политики являются охранительная, экономическая, информационно-представительская, регулирующая, а также, выделяемая некоторыми политологами, интеграционная функция.

Информация о работе Мировая и внутренняя политика: их взаимовлияние