Международный опыт и история развития АГС в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, касающиеся института АГС сейчас очень актуальны, в связи с этим целями нашей работы было изучить реализацию Закона об АГС в настоящее время и определить перспективы развития института АГС в дальнейшем.
Задачи нашей работы:
- изучить проблемные аспекты Закона об АГС;
- проанализировать опыт зарубежных стран;
- определить проблемы правоприменения Закона об АГС и предложить пути решения проблем организации АГС;
- определить, следует ли расширять институт АГС в России;

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……...
Глава 1. Международный опыт и история развития АГС в России .………
1.1. Развитие АГС в России ….………………………………………………..
1.2. Международный опыт .…………………..................................................
Глава 2. Практика применения Закона об АГС………..……………………..
2.1. Проблемы практики применения Закона об АГС……………………….
2.2. Общественное мнение относительно АГС в России...………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Библиографический список …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Конституция.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………..……...

Глава 1. Международный опыт и история развития АГС в России .………

1.1. Развитие АГС в России ….………………………………………………..

1.2. Международный опыт .…………………..................................................

Глава 2. Практика применения Закона об АГС………..……………………..

2.1. Проблемы практики применения Закона об АГС……………………….

2.2. Общественное мнение относительно АГС в России...………………….

Заключение …………………………………………………………………….

Библиографический список  …………………………………………………..

3

5

5

7

10

10

15

17

22


 

 

 

Введение

 

Альтернативная гражданская служба (далее - АГС) является правовым институтом, действующим в России с 2002 года и регламентируемым ФЗ №113 «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г.1 (далее - Закон об АГС). Введение АГС в России можно рассматривать как закрепление гражданской свободы в контексте предусмотренных в Конституции РФ прав граждан страны, также может рассматриваться как институт, компенсирующий дефицит рабочих мест в учреждениях социального типа. В понятии АГС заложено две основные цели: защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Уже более 5 лет прошло с момента принятия Закона об АГС, но и как до принятия закона, так и после велись многочисленные дискуссии. В настоящее время в России АГС проходят немногим более тысячи человек. Этот опыт показывает, что менее 1%, молодых людей в регионах, где есть служба по призыву, предпочитают АГС, поэтому я решила определить факторы отсутствия мотивации молодых граждан выбрать данную форму службы.

Мало кому известно, что освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. Однако эта практика была утрачена в советские годы.

В России, в условиях отсутствия Закона об АГС, сотни молодых людей отказывались служить в армии по убеждениям. И только в 2001 году вернулись к проблемам АГС. Инициатива введения данного института исходила от чиновников Минобороны, но также необходимо учитывать, что институт АГС является гражданским, поэтому нужно было в большей степени обратить внимание на социальные проблемы. Актуальность проблем продиктована тем, что до сих пор не подведены первые итоги призывов и не определены тенденции развития данного института.

Проблемы, касающиеся института АГС сейчас очень актуальны, в связи с этим целями нашей работы было изучить реализацию Закона об АГС в настоящее время и определить перспективы развития института АГС в дальнейшем.

Задачи нашей работы:

- изучить проблемные аспекты  Закона об АГС;

- проанализировать опыт  зарубежных стран;

- определить проблемы  правоприменения Закона об АГС и предложить пути решения проблем организации АГС;

- определить, следует ли  расширять институт АГС в России;

- провести социологический  опрос по практике применения  АГС (в качестве основной массы  респондентов определить молодых  людей, которые в будущем пойдут  служить);

- определить дальнейшей  перспективы развития института  АГС в РФ.

При написании работы использовалась следующая литература: нормативные акты, печатные издания СМИ, Интернет - ресурсы. Отмечу, что фундаментальных исследований в этой области до сих пор не производилось, также отсутствует системный подход к изучению данной темы.

 

Глава 1. Международный опыт и история развития АГС в России

 

1.1. История развития АГС в России

 

Альтернативная гражданская служба2 - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Право на замену военной службы на АГС имеют граждане, для которых несение военной службы противоречит их убеждениям и вероисповеданию, а также представители коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся национальными промыслами. Не подлежат призыву на АГС те, кто признан негодным или ограниченно годным по состоянию здоровья в военной службе, а также имеющие отсрочки от освобождения, установленные в законе о воинской службе3.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Введение в России в 1874 году всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы. Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года «Московские ведомости» сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала первой мировой войны (1914 г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек4. После революции 1917 г. советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан  Декрет «Об освобождении от  воинской повинности по религиозным  убеждениям», позволявший альтернативную  службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или  другая общественно-полезная работа) и даже предусматривающий возможность  полного освобождения от военной  службы. Этот Декрет стал первым  законодательным актом Советской  республики, дающим реальное право  на освобождение верующих от  военной службы. Приняв его, Россия  обратила на себя внимание  мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства, т.е. освобождение, проводящееся в судебном порядке. В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. вводился новый вид воинской повинности - военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, в связи с введением всеобщей воинской повинности, и только спустя более половины века лет Россия вновь возвратилась к вопросам АГС.

Современный этап становления АГС.

В 1993 году, в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской. В 1994 году предпринималась попытка принять Закон об АГС, и он даже прошел первое чтение в Государственной Думе, но законопроект был отклонен во втором чтении вследствие антипатии либеральных партий. В 1998 году Государственная Дума вновь отклонила доработанный проект и окончательно сняла его с рассмотрения. В 2001 году ситуация с введением АГС в России претерпела кардинальные изменения. Военные чиновники впервые открыто выступили со своей концепцией АГС - в Государственную Думу был внесен законопроект ряда депутатов из Комитета по обороне. В течение всей первой половины 2002 года в центре внимания оказался процесс разработки и принятия закона. Общественные организации развернули широкомасштабную кампанию, цель которой состояла в том, чтобы добиться принятия максимально цивилизованного, социально ориентированного и либерального закона. В итоге ФЗ №113 «Об альтернативной гражданской службе» был принят 25 июля 2002 г. При принятии закона был использован международный опыт законодательного регулирования АГС. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2004 года, но до сих пор без решения остается как целый ряд принципиальных моментов, так и большое количество организационных вопросов.

 

1.2 Международный опыт  АГС

 

В большинстве цивилизованных стран мира институт АГС существует. Но есть и страны, где АГС отсутствует. Это Беларусь, Египет, Израиль, Казахстан, Китай, Куба, Северная Корея, Сербия, Таджикистан, Турция.

В тех странах, где АГС есть, этой службе присущи свои характерные особенности.

Наиболее гуманным и либеральным Законом об АГС считается германский вариант. В Германии мужчины, обязанные проходить военную службу, имеют право заявить об отказе от военной службы по убеждениям. В этом случае они обязаны пройти АГС. Продолжительность АГС не может превышать срока военной службы. Следует отметить, что правом отказа от военной службы также наделены и лица, уже проходящие военную службу по призыву, и профессиональные военнослужащие.

В Италии граждане, выступающие против использования оружия при любых обстоятельствах из-за наличия фундаментальных убеждений религиозного, философского или морального характера, имеют право отказаться от военной службы. Срок АГС равен сроку военной службы - 10 месяцев.

В Украине существует Перечень, утверждённый Кабинетом министров Украины, которым определены те религиозные организации, членство в которых даёт право на АГС.

Закон Кыргызской Республики содержит большой перечень оснований для предоставления гражданам АГС: по семейным обстоятельствам (сыновьям одинокой матери; гражданам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособную жену или жену и ребёнка и т.п.), в качестве меры наказания (призывник был судим и отбывал меру наказания в местах лишения свободы, был судим условно), по вероисповеданию (членам зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в вооружённых силах), по состоянию здоровья (имеющим ограничения к несению военной службы, предусмотренные «Расписанием болезней и физических недостатков».)

Прохождение АГС возможно на предприятиях, в учреждениях, организациях Кыргызской Республики независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и условий хозяйствования.

Модель АГС в Узбекистане отличается от других действующих моделей тем, что в этой республике фактически существует два вида АГС: для лиц, проходящих службу по религиозным убеждениям, и для других категорий лиц, при этом перечень является открытым и не уточняет данные категории. Граждане, проходящие АГС по религиозным убеждениям, от военной подготовки освобождаются.

Очевидна закономерность: чем более развитой в экономическом смысле и стабильной в политическом смысле является страна, тем меньше служат по призыву. Сорокалетний опыт АГС в Германии и весь международный опыт могли бы стать отличным примером для России. Но, к сожалению, Россия решила остаться верной самой себе и точнее отдать разработку закона Министерству обороны РФ, не учитывая при этом общественное мнение и не привлекая Министерство социального развития РФ.

 

Глава 2. Практика применения Закона об АГС

 

2.1. Проблемы практики применения Закона об АГС

 

Закон об АГС от 25 июля 2002 года регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами России конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данный закон конкретизирует порядок замены военной службы на АГС. Несмотря на чёткое указание на наличие такого права в пункте 3 статьи 59 Конституции РФ, на практике его реализация на протяжении многих лет оказывалась невозможной, а суды, призванные путём осуществления правосудия защищать права и свободы человека и гражданина, очень часто отказывали в признании права на АГС по мотивам отсутствия федерального закона, регламентирующего порядок прохождения такой службы. Как указывали в своих решениях Конституционный и Верховный суды РФ, подобная практика противоправна. АГС признаётся особым видом трудовой деятельности, который регулируется Трудовым кодексом РФ5, с учётом особенностей, изложенных в Законе об АГС. Законом предусмотрена процедура доказывания оснований замены военной службы на АГС.

Срок альтернативной службы по сравнению с военной службой увеличен в 1,75 раза6 и составляет 21 месяц. Принцип прохождения службы - как правило, экстерриториальный, т.е. за пределами территории субъектов РФ, в которых проживают призывники. Предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для отказа в замене военной службы на АГС.

Решение о замене воинской службы по призыву альтернативной гражданской принимает районная призывная комиссия по заявлению призывника. Состав призывной комиссии предусмотрен «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.7: «В состав призывной комиссии входят: по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии; военный комиссар либо заместитель военного комиссара - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа управления образованием; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций». Заявление гражданин обязан подать за 6 мес. до наступления времени призыва8.

Информация о работе Международный опыт и история развития АГС в России