Международный научно-технический обмен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Основные формы МЭО;
- международная торговля товарами, работами, услугами;
- международная специализация производства и научно-технических работ, или международный научно-технический обмен;
- обмен научно-техническими результатами;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала (инвестиции);
- движение (миграция) рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международный технологический обмен:
сущность и экономическая целесообразность………………………………....6
1.1.Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений………………………………………………………6
1.2.Экономическая целесообразность
экспорта и импорта технологий………………………………………….….....20
Глава 2. Структура и особенности
современного мирового рынка технологий…………………………………....24
2.1.Географическая структура ……………………………………………..…...24
мирового рынка технологий
2.2.Особенности современного
мирового рынка технологий………………………………………………….....26
Глава 3. Участие в международном научно-техническом обмене…………...28
3.1.Участие России в международном обмене………………………………...28
3.2.Перспективы развития международного технологического сотрудничества…………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа_2.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

Бывшие социалистические страны имеют незначительную долю на мировом рынке технологий.

Современная отраслевая структура мирового рынка  технологий представлена наукоемкими  отраслями промышленности: электротехнической, электронной, химической, фармацевтической, производством средств связи, приборостроением, авиакосмической, автомобильной отраслями. 

2.2.Особенности современного мирового рынка технологий

Мировой рынок технологий один из наиболее интенсивно развивающихся  мировых рынков, по темпам развития технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками товаров и капитала.

Мировой рынок технологий развит лучше, чем национальный. Главную роль в  этом процессе играют ТНК, создавшие  специальный механизм совместного  использования результатов НИОКР  материнскими и дочерними компаниями.

Технологический разрыв между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, определяет минимум двухуровневую структуру рынка технологий:

высокие технологии, обращающиеся преимущественно  между промышленно развитыми странами;

средние и низкие технологии могут  быть новыми для рынка развивающихся  и трансформирующихся стран и  предметом технологического обмена между ними.

Высокая концентрация технологических  ресурсов в небольшом числе государств.

Степень монополизации мирового рынка  технологий выше, чем мирового рынка  товаров. В 90-х гг. ТНК контролировали половину внешней торговли стран, в  области технологий уровень монополизма составляет 80%.

Стратегия поведения ТНК на мировом  рынке технологий по отношению к  независимым фирмам и странам  определяется «жизненным циклом» технологии:

на первом этапе «жизненного  цикла» предпочтение отдается продаже  готовой продукции, в которой  реализованы новые идеи, принципы;

на втором этапе технологический  обмен дополняется прямыми зарубежными  инвестициями;

на третьем этапе осуществляется продажа чистых лицензий.

Обмен технологиями строится не на случайных  и эпизодических сделках, а имеет  заранее подготовленный характер (в  связи со стратегическими целями материнских компаний).

С 80-х гг. на мировом рынке технологий вместо конкуренции доминирующей линией поведения ТНК становится межфирменное сотрудничество. Оно включает: венчурные  соглашения, совместные исследования и разработки, обмен технологиями, прямые капиталовложения, одностороннюю  передачу технологий.

Мировой рынок технологий имеет  специфическую нормативно-правовую базу (например, Международный кодекс поведения в области передачи технологий 1979 г.), а также международные  органы регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание  специалистов по безопасности и технологиям, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др. 

Глава 3. Участие в международном  научно-техническом обмене

3.1.Участие России в международном обмене

Россия давно принимает участие  в международном обмене технологиями, первый опыт освоен еще во времена  СССР. В 19070-х гг. прошлого века Россия успешно торговала лицензия на изобретения  на международном рынке. После распада  СССР в 1991 г. были упразднены управления патентно-лицензионной торговлей, и  большая масса контрактов по обмену технологиями стала осуществляться напрямую - между российскими компаниями и зарубежными фирмами.

К числу новых законодательных  актов РФ, регулирующих операции в  МТО можно отнести Четвертую  часть Гражданского Кодекса РФ с  изменениями на и др. нормативно-правовые акты, что пришли на смену разрозненным законам 1990-х гг. (законы о патентах, авторском и смежных правах, об охране баз данных и пр.)

Примерами успешного участия России в международном технологическом  сотрудничестве можно назвать: создание в 1994 г. Международного научно-технического центра - МНТЦ совместно с ЕС, США  и Японией, реализацию в МНТЦ программы  «Партнерство», в 2004 г. Российско-американского  инновационного совета по высоким технологиям, реализацию международных космических  проектов (Европейская РСДБ сеть, «МИР», Телескоп Т-170М), проекта построения международного экспериментального термоядерного  реактора, обмен технологиями и кадрами  с США, ЕС, Ираком, странами ближнего зарубежья и пр.

При этом, как мы можем видеть, форма  обмена технологиями разнообразна:

продажа и передача лицензий на объекты  промышленной собственности посредством  лицензионных соглашений, как операции внешнеэкономической деятельности;

передача технологического опыта, знаний, ноу-хау посредством составления  специальных договоров, когда владелец не патентует свое изобретение, но может  свободно им распоряжаться, в том  числе продавать;

передача технологических знаний и опыта вместе с продажей, арендой  или лизингом оборудования, техники  и пр.;

технологическое сотрудничество и  партнерство в рамках совместных научно-технических, строительных и  др. проектов, в том числе в  ТНК;

предоставление инжиниринговых и  консультационных услуг;

технологическая и промышленная международная  кооперация с передачей конфиденциальных данных;

передача знаний, опыта, технологий в рамках инвестиционного международного сотрудничества;

некоммерческий обмен посредством  проведения научно-технических встреч, конференций, симпозиумов, выставок, ярмарок  и пр.

В то же время в России очень  слабо развита международная  торговля технологиями и патентно-лицензионные соглашения. Процедуры продажи лицензий за рубеж являются достаточно длительными (около года), что провоцирует  несанкционированное бесплатное пользование  интеллектуальной и промышленной собственностью РФ в «обход» ее законов и правил.

Присутствие России на международном  рынке высокотехнологичной продукции  и в международном обмене технологиями неоправданно низко. Внутри- и внешнеэкономическое  положение осложнено технологической  отсталостью хозяйства, а также  недостаточным вниманием к проблеме построения инновационной экономики. Эффективный трансфер технологий в национальное хозяйство и на внешние рынки сдерживается рядом факторов. К числу основных из них относятся: низкий инновационный спрос в национальном хозяйстве, в первую очередь, отечественных технологий; отсутствие широкого слоя малых высокотехнологичных предприятий; неадаптированная и не ориентированная на рыночное хозяйство система знаний и технологий; отсутствие льготного режима высокотехнологического бизнеса; отсутствие методической базы и стратегического обоснования выбора приоритетных направлений научно-технического развития.

В то же время нельзя не признавать и наличие в российской научно-исследовательской  сфере целого ряда серьезных проблем. «Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» констатирует, что все  последние годы состояние российской науки продолжало ухудшаться. Несмотря на увеличение финансирования науки, численность  организаций, ведущих научно-исследовательские  разработки, сокращается: в 2007 г. - 3957, в 2008 г. - 3666, т.е. более чем на 290 организаций  за один год. По-прежнему сокращается  и численность персонала, занятого исследованиями и разработками: с 801 136 чел. в 2007 г. до 761 252 чел. в 2008 г., причем сокращение числа собственно исследователей за этот же период составило более 17 тыс. человек.

Второй существенной проблемой  следует признать отставание России от наиболее развитых стран мира по основным показателям финансирования научно-исследовательской сферы. Так, внутренние затраты на исследования и разработки по данным на 2008 г. в  России составили 23471,2 млн. дол. США, в  то время как в Великобритании - 38 892,8, Германии - 71860,8, Франции -42232,6, США-368799,0, Японии-147800,8 млн. дол. Этот разрыв становится еще более очевидным, если сравнить затраты на науку в расчете  на душу населения. В России этот показатель составляет 165,3 дол. на душу населения в год, в то время как в Великобритании - 639,9, в Германии - 873,6, во Франции - 680,1, в США - 1220,8, в Японии - 1156,8 дол. на душу населения в год.

 

В России до сих пор нет четкой стратегии технологического развития страны, отсутствие которой делает практически несостоятельными любые  варианты формирования национальной инновационной  системы. Формирование инновационно-ориентированной экономики требует определения долгосрочных стратегических ориентиров, как для государственного сектора, так и для частного бизнеса и создания механизмов и стимулов для их достижения. Поэтому для сохранения и развития научного и индустриального потенциала страны должна быть усилена направляющая и регулирующая роль государства. В условиях инновационной экономики оно должно выработать и реализовать соответствующую стратегию научно-технического и промышленного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечение стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет:

вовлечения в хозяйственный  оборот накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;

использования интеллектуальной собственности  и осуществления инноваций, конкурентоспособных  на внутреннем и мировом рынке;

- объединения и концентрации  ресурсов и усилий государственных  органов управления всех уровней,  организаций научно-технической  сферы, предпринимательского сектора  экономики. 
3.2.Перспективы развития международного технологического сотрудничества

Наиболее перспективным в ближайшее  десятилетие для России является сотрудничество по МТО с ведущими странами этой сферы - США, Японией, ЕС и новыми лидерами - Китаем, Индией и  пр. Особое место в этих планах занимает обмен технологиями с ЕС. К числу  положительных характеристик состояния  научно-исследовательской сферы  России на современном этапе следует  отнести следующие. В России пока еще сохраняется удовлетворительный научно-технологический потенциал, исследования проводятся практически  во всех областях науки и техники. Научные исследования и разработки осуществляют 3666 организаций. Численность  персонала, занятого исследованиями и  разработками - 761 252 чел., из них собственно исследователей - 375 804 чел. В стране имеются существенные заделы по целому ряду направлений науки и технологическим  разработкам. Россия входит в число  мировых лидеров по ряду важнейших  направлений и разработок, в том  числе в таких областях, как  нанотехнологии, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программ, охрана окружающей среды, которые актуальны для научно-технической деятельности Европейских государств. К числу положительных факторов также следует отнести и наличие по отдельным направлениям сильной научной, экспериментальной и испытательной базы, которая в ряде случаев находится на уровне лучших мировых аналогов или является уникальной.

Россия имеет опыт участия в  Рамочных программах ЕС. По результатам  Шестой рамочной программы (2002-2006 гг.) она  стала лидером среди третьих  стран (не членов ЕС и не ассоциированных  членов) по количеству выигранных грантов  и участников, опередив Китай, США  и Японию. Финансирование со стороны  ЕС составило более 45 млн. евро.

Итоги первых конкурсов Седьмой  рамочной программы (7РП) (2007-2013 гг.) подтвердили  эту тенденцию: Россия по-прежнему сохраняла  лидирующие позиции среди третьих  стран. В рамках прошедших 170 конкурсов 7РП было подано 1639 заявок с участием российских организаций. 323 проекта  с участием России получили поддержку. Процент успешности российского  участия колеблется от 27 % по тематическому  направлению «Транспорт», 23 % - «Здравоохранение», 15 % - «Окружающая среда» до 4 % в социально-экономических  и гуманитарных науках и в среднем  составляет 19 %.

Помимо этого, в 2004 г. стартовал  международного проекта Европейской  Комиссии ADMIRE-P по вовлечению российских научных групп в международное  сотрудничество в рамках научно-технологических  программ Европейского Союза.

Принимая во внимание, что страны ЕС имеют длительный опыт участия  в европейских научно-технологических  и образовательных программах и  высокий уровень успешности этого  участия, представляется полезным изучить  и использовать европейский опыт и деятельность аналогичных структур в странах ЕС.

Для большинства европейских стран  характерна многоуровневая система  поддержки международного научно-технологического сотрудничества, обеспечивающая максимально  полное и эффективное вовлечение исследователей в научно-технологические  и образовательные программы.

Также важным потенциальным партнером  для РФ в системе международного обмена технологиями может стать  КНР. За последние десять лет Китая  и Россия эффективно сотрудничали в  направлениях разработки и производства систем управления, аппаратного и  программного обеспечения.

Особе внимание следует уделять  ТНК, действующим на рынках РФ. Так  в России способствовали налаживанию  и оптимизации международного технологического обмена корпорация «Boing» (Боинг), компании «Networks», «Motorola» «Intel» и ряд других, что создали научно-технические центры и конструкторские организации в нашей стране. Проблемой становится лишь то, что многие иностранные корпорации, равно как и российские ученые не желают делиться информацией о своем сотрудничестве, переводя процесс обмена технологий в «теневой» полулегальный сектор.

С позиций ускорения интеграции российской экономики в мировое  хозяйство важно отметить, что  использование кооперации с ТНК  в качестве канала МТО должно отвечать интересам социально-экономического, инновационного развития России и сохранению научно-технической безопасности страны. По оценкам В.Б. Кондратьева и  Ю.В. Куренкова, «необходимо стимулировать  не просто увеличение объема иностранных  инвестиций,… а инвестиции ведущих  транснациональных компаний в полноценные  совместные предприятия при жестких  условиях передачи технологий». Встраивание  российских компаний в систему внутрикорпоративного обмена иностранных ТНК, расширение возможностей научно-технического и  производственного сотрудничества российских компаний с международными игроками могут положительно отразиться на участии России в МТО. 

Информация о работе Международный научно-технический обмен