Международный научно-технический обмен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Основные формы МЭО;
- международная торговля товарами, работами, услугами;
- международная специализация производства и научно-технических работ, или международный научно-технический обмен;
- обмен научно-техническими результатами;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала (инвестиции);
- движение (миграция) рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международный технологический обмен:
сущность и экономическая целесообразность………………………………....6
1.1.Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений………………………………………………………6
1.2.Экономическая целесообразность
экспорта и импорта технологий………………………………………….….....20
Глава 2. Структура и особенности
современного мирового рынка технологий…………………………………....24
2.1.Географическая структура ……………………………………………..…...24
мирового рынка технологий
2.2.Особенности современного
мирового рынка технологий………………………………………………….....26
Глава 3. Участие в международном научно-техническом обмене…………...28
3.1.Участие России в международном обмене………………………………...28
3.2.Перспективы развития международного технологического сотрудничества…………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа_2.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.

Стратегия «переноса» заключается в использовании  зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную  экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая  закупала у США, Англии и Франции  лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом. На этой основе Япония создавала собственный  потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл - от фундаментальных  исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт  японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.

При этом Япония реализовывала селективную научно-техническую  политику: 50-е гг. - повышение качества; 60-е гг. - снижение трудоемкости; 70-е  гг. - снижение затрат энергии, топлива  и сырья; 80-е гг. - достижение технологической независимости.

Стратегия «заимствования»  состоит в том, что, располагая дешевой  рабочей силой и используя  собственный научно-технический  потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее  в более развитых странах, последовательно  наращивая собственное инженерно-техническое  обеспечение производства. Далее  становится возможным проводить  свои НИОКР, сочетая государственную  и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в  Китае и ряде стран Юго-Восточной  Азии. Примером служит создание конкурентоспособной  автомобильной промышленности, высокоэффективных  средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.

Стратегии «наращивания»  придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. На базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения  зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и  прикладной науки эти страны постоянно  создают новый продукт, высокие  технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.

Предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций.

Повышение порога ресурсов, необходимых для решения  конкретных научно-технических проблем.

Узость материально-технической  базы отдельного предприятия, института.

Неподготовленность  имеющихся производственных систем к использованию новых технических решений.

Несоответствие  полученных научно-технических результатов  стратегии развития предприятия.

Новые стратегические возможности, открывающиеся в результате участия в международной передаче технологии.

Особенно  значимыми являются международный  научно-технический обмен и сотрудничество для технологически ориентированных  предприятий и организаций, сделавших  ставку на высокую конкурентоспособность  выпускаемой продукции и предоставляемых  услуг. Они придерживаются стратегии  «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать  не может». 

1.2.Экономическая целесообразность экспорта и импорта технологий

На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению  с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче  осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка  путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или  с помощью иностранных инвестиций. Другими словами, передача новой  технологии за рубеж выступает как  форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.

Многонациональные компании предпочитают продавать новые  технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым  фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная  компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование  новых технологий, исключается возможность  утечки производственных секретов и  превращения покупателя в серьезного конкурента.

Реализация  технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции  на экспорт.

Путем продажи  новой технологии за рубеж фирма  может получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает  иностранный партнер. Такое встречное  или перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки  и техники. Обычно такие фирмы  функционируют в отраслях с часто  меняющейся технологией и выпускающих  много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).

 

Экономическая целесообразность экспорта технологии состоит в том, что он есть:

· средство увеличения дохода: при отсутствии условий реализации новой технологии в форме производства и сбыта  той или иной продукции, ее можно  реализовать в качестве самостоятельного продукта;

· форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск и реализацию продукта за рубежом трудно организовать в достаточных количествах, но покупатели на зарубежном рынке будут уже  знакомы с товаром, ранее выпускавшимся  по лицензии;

· способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, т.к. отсутствуют проблемы транспортировки  и сбыта продукции, таможенные барьеры;

· средство расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;

· способ установления контроля над зарубежной фирмой через  такие условия лицензионного  соглашения, как объем выпуска  товаров покупателем лицензии, участие  его в прибылях, контроль за техническими условиями производства и др.;

· способ обеспечения  доступа к другому новшеству  через перекрестное лицензирование фирм;

· возможность  более эффективного совершенствования  объекта лицензии с участием партнера-покупателя.

Импортируя  новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств  и времени в сравнении с  самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определенны. Поэтому часто  проще купить, чем сделать самому.

Приобретая  новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем не менее, покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.

Приобретение  импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется  это тем, что на продажу поступают  обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.

Практика  показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому  часть выпуска новых изделий  направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:

· доступ к  новшествам высокого технического уровня;

· средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;

· средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения  национального капитала и рабочей  силы;

· условие  расширения экспорта продукции, выпускаемой  по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых  по лицензиям, в валютном экспорте превышает  долю национальных изделий.

Вышеперечисленные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности. Выход  на данный рынок и участие в  технологическом обмене сглаживают технологические различия между  странами и позволяют ускорить процесс  экономического и социального развития отдельных государств.

В современных  условиях обмен технологически сложной  продукцией стал основой международной  торговли: ее удельный вес по сравнению  с концом 30-х гг. вырос в 4 раза и к концу 90-х гг. достиг 40% мирового экспорта.

Неоднородность  научно-технического прогресса, наличие  разнообразных форм науки и техники, с одной стороны, и различных  каналов передачи технологий, с другой, обусловили неоднородность мирового рынка  технологий и привели к формированию таких его сегментов, как:

· рынок патентов и лицензий;

· рынок наукоемкой технологической продукции;

· рынок высокотехнологичного капитала;

· рынок научно-технических  специалистов.

Наиболее  весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее  десятилетие играют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, на долю которых  приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на развитые страны приходится около 90% мирового рынка  технологий. 

Глава 2. Структура и особенности  современного мирового рынка технологий

2.1.Географическая структура мирового рынка технологий

Мировой рынок  технологий представляет собой систему  экономических отношений в сфере  обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и  не в овеществлённом виде.

Субъектами  мирового рынка технологий выступают  государственные структуры, научно-исследовательские  институты и образовательные  учреждения, промышленные компании и  мелкие инновационные фирмы, а также  физические лица - ученые и специалисты.

Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты  на НИОКР могут себе позволить  лишь крупнейшие компании, тем более  что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую  технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для  проникновения на новые рынки  или для учреждения собственных  дочерних фирм.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии  и др.) и неовеществленной (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт) формах.

Мировой рынок  технологий имеет специфическую  нормативно-правовую базу своего функционирования - Международный кодекс поведения  в области передачи технологий; а  также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной  торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

Промышленно развитые страны:

· занимают ведущее место в международной  торговле лицензиями (до 80% их экспорта), поступления от продажи лицензий за рубеж составляют 30 млрд. долларов в год, стоимость продукции, выпускаемой  по иностранным лицензиям - 500 млрд. долларов в год; доля высокотехнологичной  продукции в экспорте США - 20%, ФРГ и Франции - 15;

· США являются лидером лицензионной торговли (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение);

· второе место  в экспорте лицензий занимают страны Западной Европы (фармацевтика, металлургия  и металлообработка, текстильная и химическая промышленность);

· в импорте  лицензий лидирует Япония;

· географическая удаленность Австралии и Новой  Зеландии обусловила активную лицензионную торговлю по сравнению с экспортом товаров и услуг.

Развивающиеся страны:

· менее 20%, что  объясняется как малой емкостью их технологического рынка, так и  невысоким уровнем экспортируемых технологий;

· важным фактором развития лицензионной торговли становится расширение инвестиционного строительства, в ходе которого через лицензии передаются технологические знания.

Информация о работе Международный научно-технический обмен