Международный научно-технический обмен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Основные формы МЭО;
- международная торговля товарами, работами, услугами;
- международная специализация производства и научно-технических работ, или международный научно-технический обмен;
- обмен научно-техническими результатами;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала (инвестиции);
- движение (миграция) рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международный технологический обмен:
сущность и экономическая целесообразность………………………………....6
1.1.Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений………………………………………………………6
1.2.Экономическая целесообразность
экспорта и импорта технологий………………………………………….….....20
Глава 2. Структура и особенности
современного мирового рынка технологий…………………………………....24
2.1.Географическая структура ……………………………………………..…...24
мирового рынка технологий
2.2.Особенности современного
мирового рынка технологий………………………………………………….....26
Глава 3. Участие в международном научно-техническом обмене…………...28
3.1.Участие России в международном обмене………………………………...28
3.2.Перспективы развития международного технологического сотрудничества…………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа_2.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.

По категории  предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения  и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.

Ноу-хау (know how) - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

Промышленный  образец - художественное или художественно-конструкторское  решение, определяющее внешний вид  изделия. Промышленному образцу  предоставляется правовая охрана.

Товарный  знак - это обозначение, позволяющее  отличить товары и услуги одних лиц  и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут  содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может  быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или  стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.

Лицензионная  торговля, охватывающая сделки с ноу-хау  и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией  на проведении дополнительных НИОКР  и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение  в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексный технологический обмен  с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Динамизм  лицензионной торговли объясняется  следующим:

· приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;

· покупка  лицензии позволяет снизить затраты  на собственные НИОКР;

· каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без  учета фактора времени), а в  Японии - 16 долларов;

· экономический  эффект от использования лицензий в  течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы  на их приобретение.

Разновидностью  международной торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная  фирма, филиалы которой взаимосвязаны  и производят для потребителя  часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает  полное обеспечение дилера, включая  маркетинг, руководство эксплуатацией  предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

Различают три  типа франчайзинга.

Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Преимущества  франчайзинга:

· сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;

· возможность  получения небольшой фирмой поддержки  от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);

· использование  имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет  у клиентов, гарантирует быстрое  признание у клиентов;

· гарантированная  помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях  и разработках;

· бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление  помощи друг другу при осуществлении  поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.

Оценочная стоимость  продукции, выпускаемой в различных  странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350-400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров  лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При  этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют  страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее  приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.

Подавляющая часть лицензий импортируется также  экономически развитыми странами. На развивающиеся страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что  объясняется малой емкостью их технологического рынка.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка  технологий, то большая часть мировой  торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность - 19%, общее машиностроение - 18%, химическую промышленность - 17,4%, транспортное машиностроение - 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики  в целом.

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим  причинам:

· имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание  у потребителей;

· уменьшается  объем капиталовложений;

· возможность  владеть и управлять собственным  предприятием при ограниченном предварительном  опыте;

· гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

· возможность  обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена  на практике.

· Заинтересованность крупных корпораций объясняется  следующим:

· они расширяют  сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

· получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних  предпринимателей;

· компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг  имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

· объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;

· помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;

· франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы  франчайзера:

· ошибки при  выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;

· затраты  на подготовку пакета материалов для  создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

· проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;

· крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного  договора.

В отличие  от купли-продажи аренда сохраняет  за арендодателем право собственности  на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное  использование.

Наибольшее  распространение в МЭО получил  лизинг, который подразделяется на:

оперативный - более короткий, чем жизненный  цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время  аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь  сдано в аренду;

финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется тем, что  его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор  могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных  стран и косвенный - сдачу в  аренду через третье лицо.

Экспортный  лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его  в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем  внешней задолженности и с  ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем  внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит  государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся  странах.

НТП не только произвел переворот в структуре  МРТ, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы  МЭО - международного научно-технического обмена и производственного сотрудничества.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или  во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях - единственный и разумный выход.

Международный технологический обмен - это совокупность экономических отношений между  иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической  деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Документы ООН  трактуют понятие «технология» как:

· набор конструкторских  решений, методов и процессов  производства товаров и оказания услуг;

· материализованную  или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

По определению  ЮНКТАД международный обмен технологиями - это сделки на основе соглашений между  сторонами, которые преследуют в  качестве своей цели уступку по лицензии или передачу прав на промышленную собственность, продажу или любой  другой вид передачи технических услуг.

Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка  технологий произошло в 50-60-е гг. Именно к этому времени объем  международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.

Международное производственное и научно-техническое  сотрудничество имеет два уровня предпосылок:

· на уровне страны;

· локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.

Предпосылки на уровне страны - это неравномерность  развития стран мирового хозяйства  в научно-технической сфере, что, прежде всего, связано с недостаточным  объемом затрат на НИОКР в большинстве  стран и с различием целей  их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся  стран - это средство преодоления  технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной  на удовлетворение внутренних потребностей. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.

Информация о работе Международный научно-технический обмен