Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа
Основные формы МЭО;
- международная торговля товарами, работами, услугами;
- международная специализация производства и научно-технических работ, или международный научно-технический обмен;
- обмен научно-техническими результатами;
- информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
- движение капитала (инвестиции);
- движение (миграция) рабочей силы;
- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международный технологический обмен:
сущность и экономическая целесообразность………………………………....6
1.1.Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений………………………………………………………6
1.2.Экономическая целесообразность
экспорта и импорта технологий………………………………………….….....20
Глава 2. Структура и особенности
современного мирового рынка технологий…………………………………....24
2.1.Географическая структура ……………………………………………..…...24
мирового рынка технологий
2.2.Особенности современного
мирового рынка технологий………………………………………………….....26
Глава 3. Участие в международном научно-техническом обмене…………...28
3.1.Участие России в международном обмене………………………………...28
3.2.Перспективы развития международного технологического сотрудничества…………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.
По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.
Ноу-хау (know how) - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.
Промышленный
образец - художественное или художественно-
Товарный знак - это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.
Лицензионная
торговля, охватывающая сделки с ноу-хау
и патентами на изобретения, является
основной формой коммерческого трансферта
технологий. В современных условиях
подавляющая часть лицензионной
торговли приходится на продажу беспатентных
лицензий. Это связано с экономией
на проведении дополнительных НИОКР
и расходов на внедрение в производство.
Поэтому наибольшее распространение
в международном трансферте получили
лицензионные соглашения, предусматривающие
комплексный технологический
Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:
· приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;
· покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
· каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии - 16 долларов;
· экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
По существу,
продавец и покупатель в этом случае
действуют как вертикально
Различают три типа франчайзинга.
Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
Преимущества франчайзинга:
· сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;
· возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);
· использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;
· гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;
· бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350-400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.
Подавляющая часть лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется малой емкостью их технологического рынка.
Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность - 19%, общее машиностроение - 18%, химическую промышленность - 17,4%, транспортное машиностроение - 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.
Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.
Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:
· имидж авторитетной
фирмы гарантирует быстрое
· уменьшается объем капиталовложений;
· возможность
владеть и управлять
· гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;
· возможность
обучаться ведению дела по схеме,
эффективность которой
· Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:
· они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
· получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;
· компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.
Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.
Возможные проблемы франчайзи:
· объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;
· помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;
· франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.
Проблемы франчайзера:
· ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;
· затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;
· проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;
· крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.
Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.
В отличие
от купли-продажи аренда сохраняет
за арендодателем право
Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:
оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;
финансовый - полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.
Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг - арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный - сдачу в аренду через третье лицо.
Экспортный лизинг - сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг - закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.
Лизинг актуален
для стран с высоким уровнем
внешней задолженности и с
ограниченными валютными
НТП не только
произвел переворот в структуре
МРТ, но и расширил сферу его развития,
привел к появлению новой формы
МЭО - международного научно-технического
обмена и производственного
Сегодня ни
одна страна мира не может обеспечить
себе передовые позиции во всех или
во многих отраслях науки и техники.
Развитие международного научно-технического
и производственного
Международный
технологический обмен - это совокупность
экономических отношений между
иностранными контрагентами по поводу
использования результатов
Документы ООН трактуют понятие «технология» как:
· набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
· материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.
По определению
ЮНКТАД международный обмен
Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло в 50-60-е гг. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.
Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:
· на уровне страны;
· локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.
Предпосылки на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что, прежде всего, связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран - это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Качественные различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.