Международное сотрудничество в области белорусского балетного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ деятельности белорусских балетных трупп в системе международных культурных связей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть изученность вопроса в литературе.
Изучить этапы зарождения, становления и развития балетного искусства в Беларуси.
Описать наиболее известные международные фестивали и конкурсы балетного искусства.
Определить проблемы современного белорусского балетного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ с. 3
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО, КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
История зарождения, становления и развития белорусского балетного театра с. 6
Международные балетные фестивали и конкурсы с. 11
Проблемы современного белорусского балетного театра с. 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО БАЛЕТА. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
2.1. Деятельность Национального Академического Большого Театра оперы и балета Беларуси. Международные проекты и сотрудничество с. 21
2.2. Деятельность Белорусской Государственной Хореографической Гимназии-Колледжа. Международное сотрудничество с. 25
2.3. Деятельность Белорусского Государственного Академического Музыкального Театра. Проекты и сотрудничество с. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с. 32

Вложенные файлы: 1 файл

балет (Автосохраненный).docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)
  1. Вопросы финансирования. Формы организации международных культурных связей.

     Белорусский балет, кроме Министерства  культуры Республики Беларусь  и Департамента культуры города  Москвы, спонсируют и другие компании:

  • БПС-СБЕРБАНК
  • Приорбанк
  • ОАО «Гедеон Рихтер»
  • ООО «Трайпл»
  • Белгосстрах
  • Белорусская железная дорога
  • Автохаус «Атлант М»
  • Белавия
  • Peugeot
  • ЗАО «Элитавто»
  • Сеть кафе-пироговых «Штолле»

     Однако белорусскому балету нужны  новые спектакли из классического  наследия, современные представления,  отечественные постановки, а значит  и большее количество крупных  партнеров. 

     Также в Беларуси практически  не практикуется обмен артистами  между театрами. На вопрос о  подобном сотрудничестве И. Савенков  отвечает: «К подобной практике я отношусь очень положительно и даже считаю ее необходимой. Это ведь  опыт, новые навыки, необходимые для непрерывного развития артиста. В Европе это практикуется довольно часто, в любом уважающем себя театре работают приглашенные солисты. К сожалению, у нас такое происходит довольно редко, это огорчает».   

     Среди форм международных культурных  связей можно выделить:

  • Гастроли
  • Фестивали
  • Международные конкурсы
  • Обмен артистами
  • Привлечение к участию в текущих спектаклях приглашенных солистов
  • Проведение творческих вечеров с участием приглашенных солистов
  • Постановки с участием зарубежных балетмейстеров и режиссеров
  • Совместные проекты

 

     Из них в Беларуси практикуются:

    • Гастроли
    • Участие в международных конкурсах и фестивалях
    • Проведение творческих вечеров с участием приглашенных солистов
    • Постановки с участием зарубежных балетмейстеров и режиссеров
    • Совместные проекты
  1. Информационно-рекламная и издательская деятельности.

     Рекламу балету обеспечивает  Национальная государственная телерадиокомпания  Республики Беларусь, интернет-порталы Kvitki.by и Afisha.tut.by, газета «Комсомольская правда в Беларуси. В основном эти партнеры освещают только премьерные спектакли и гастроли зарубежных балетных трупп по нашей Республике, что отрицательно сказывается на заполнении залов во время других спектаклей.

     С сентября 2010 года НАБТ оперы  и балета Беларуси начал выпуск  журнала «Партер». Это первый  и уникальный проект театра  в издательской деятельности. Идея  его создания основана на актуальности  отражения истории театра и  его современной жизни. Театр  имеет богатейшую историю, сотканную  из блестящих имен певцов и  танцовщиков, режиссеров и хореографов,  дирижеров и музыкантов, о которых  и рассказывается в журнале.  Выходит он ежемесячно. Однако  приобрести данное издание можно только в стенах театра перед спектаклями и в антрактах, что является минусом, как для любителей искусства оперы и балеты, не имеющих возможности приобрести журнал в газетных киосках или оформить подписку, так и для самого театра: не все журналы раскупаются, и это приводит к убыткам.

  1. Отсутствие профессиональных балетных трупп и учреждений образования по подготовке артистов балета в областных центрах РБ.

В Беларуси посетить балетный спектакль  можно только в г. Минске, поэтому многие делегации и жители из областных центров не упускают возможность сходить на балет во время посещения столицы. Вопрос о том, насколько балетное искусство востребовано зрителем и нужны ли белорусскому зрителю балетные труппы в областных городах также был задан солисту балета И. Савенкову: «Если судить по тому, как раскупаются билеты, то балет очень востребован. Сложно ответить на этот вопрос, так как суть в том, сколько среди наших зрителей истинных ценителей. Конечно же они есть, и это очень радует. Не в таком количестве, как в Большом в Москве, но все же. Но большая часть все же дилетанты, те, кто просто пришел скоротать вечерок, или потому, что это просто престижно. Балет всегда был, есть и будет искусством для гурманов, андеграунд своего рода. А сейчас у нас стало престижно устраивать корпоративы в Большом: какой-нибудь организацией выкупаются все билеты на спектакль и распространяются среди коллектива. Вот эта «продажность» очень огорчает, здесь, как говорится, «без комментариев». Насчет балетных трупп в областных городах: «Что здесь сказать… у нас аграрная страна. Конечно, какие-то коллективы должны быть, и гастроли в областные города это хорошо, но не более. На мой взгляд филиалы Большого в областях это слишком, неблагодарный труд».

     В декабре 2011 года, в Могилеве был открыт филиал НАБТ оперы и балета Беларуси, где уже состоялись первые спектакли столичной труппы.

     Также стоит вопрос о получение высшего хореографического образования в стенах БГХГК г. Минска. Выпускники хореографической гимназии-колледжа г. Минска получают только среднее специальное образование. Для получения же высшего образования они поступают в БГУКИ или БГПУ, где наравне со всеми студентами учатся 5 лет, притом что уже имеют профессиональную подготовку. В мировой практике получение высшего образования для артистов балета заключается в 2ух дополнительных годах обучения в стенах хореографического училища.  

     Выводы:

  1. Белорусский балет испытывает большой недостаток кадров, что отражается и на традициях, и на качестве спектаклей.
  2. Недостаток финансирования негативно сказывается на пополнении репертуара, обновлении декораций и костюмов.
  3. Перспективным является развитие сотрудничества с ведущими мировыми театрами в плане обмена артистами и привлечению приглашенных солистов.
  4. Недостаток рекламы балетных спектаклей и ограниченность тиража и мест распространения печатных изданий о деятельности театров отрицательно сказывается на осведомленности публики о текущем репертуаре, творческих планах балетных трупп.
  5. Сосредоточение центра развития балетного искусства в столице республики и отсутствие самостоятельных трупп и коллективов в областных центрах не лучшим образом сказывается на приобщении общества к мировым и отечественным культурным ценностям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Деятельность белорусского балета. Творческие проекты

2.1 Деятельность Национального  Академического Большого Театра  оперы и балета Беларуси. Международные  проекты и сотрудничество

     Национальный академический Большой  театр оперы и балета Республики  Беларусь создан в 1933 году как  Государственный театр оперы  и балета Беларуси на базе  Белорусской студии оперы и  балета. С 1940 года – Большой, с 1964 – академический.

     История театра начинается в  20-х годах ХХ века на сцене  первого Государственного драматического  театра, имевшего в своем составе  солистов оперы, хоровую и балетную  группы и небольшой симфонический  оркестр. Там ставились музыкально-драматические  спектакли, отрывки из опер  и балетов, звучала народная  музыка. В этот период будущие  звезды белорусского оперного  и балетного искусства получали  образование в музыкальных техникумах  Минска, Витебска, Гомеля.

     25 мая 1933 года Государственный  театр оперы и балета в Минске  был открыт оперой "Кармен". Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, вошла в мировой культурный процесс. Первая балетная постановка театра — "Красный мак" Р.Глиэра. В период с 1933 по 1939 года были поставлены балеты "Коппелия" Л.Делиба, "Конек-горбунок" Ц.Пуни, "Тщетная предосторожность" П.Гертеля, "Лебединое озеро" П.Чайковского.

     Одной из главных своих задач  театр оперы и балета Беларуси  считал создание национального  репертуара. 10 марта 1939 года премьерой  оперы белорусского композитора  Евгения Тикоцкого "Міхась Падгорны" было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене стал "Бахчисарайский фонтан" Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов. Важнейшим событием для национальной культуры и театра стала постановка первого белорусского балета "Салавей" М.Крошнера. В июне 1940 года этот спектакль с большим успехом прошел в рамках Декады Белорусского искусства в Москве.

     До войны заметными спектаклями  белорусского театра, во многом  определившими его будущий творческий облик, стали: "Мадам Баттерфляй" ("Чио-чио-сан") Дж.Пуччини, "Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха, балет "Дон Кихот" Л.Минкуса.

     Во время Великой Отечественной  войны  многие артисты театра  ушли на фронт либо присоединились  к партизанскому движению, многие  создавали фронтовые концертные  бригады и выступали на передовой  перед солдатами Советской Армии.

     Яркими событиями в истории  национального театрального искусства  послевоенного периода стали  премьеры балета "Князь-возера" В.Золотарева и оперы "Кастусь Каліноўскі" Дм.Лукаса (1949 год). Вместе с тем, важную часть творческого процесса составили постановки произведений советских и национальных композиторов: балеты "Аповесць пра каханне" и "Паламяныя сэрцы" В.Золотарева, "Падстаўная нявеста" Г.Вагнера, а также классических балетов: "Эсмеральда" Ц.Пуни, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" Л.Минкуса, все балеты П.Чайковского.

     Новый этап развития национальных  традиций в балете связан с  творчеством композитора Евгения  Глебова – на сцене театра  были поставлены три его балета  – "Мечта", "Альпийская баллада"  и "Избранница".

     Деятельность балетной труппы  в 80-90-е годы характеризуется  непрерывным обогащением репертуара  шедеврами классики, дальнейшим  освоением лексики современной  хореографии. Постановки Валентина Елизарьева — "Кармен-сюита", "Сотворение мира", "Тиль Уленшпигель", "Спартак", "Щелкунчик", "Кармина Бурана", "Болеро", "Ромео и Джульетта", "Страсти", "Жар-птица", "Весна священная" — стали визитной карточкой коллектива, как на Родине, так и за рубежом. Большим художественным достижением балетной труппы стала постановка балета "Тиль Уленшпигель" (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика). История и современность нашли свое отражение в балете на музыку С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Впервые на территории бывшего Советского Союза воплотилась в театральном действии знаменитая сценическая кантата К.Орфа "Carmina Burana". Культурным событием, получившим широкий общественный резонанс, стала постановка балета "Страсти (Рогнеда)" А.Мдивани, посвященного одной из самых трагических страниц славянской истории начала Х века.

     Заметными театральными премьерами 2010 - 2011 годов стали балеты "Шопениана" Ф.Шопена, "Тристан и Изольда" Р.Вагнера, "Сильфида" Х.Левенсхольда.

     При постановке балетов, театр  сотрудничает с зарубежными балетмейстерами  и режиссерами, такими как Р.  Поклитару, Ю. Пузаков, Н. Долгушин, А. Лиепа. В Минске гастролирует Н. Ананиашвили и грузинский балет, А. Лиепа в рамках «Русских сезонов», театр Б. Эйфмана и театр Р. Поклитару, сотрудничает с Большим театром оперы и балета России.

     С 1985 года балетная труппа активно  и успешно гастролирует. «Принимающая сторона всегда пытается организовать достойный приём, и в большинстве случаев у нас всегда хорошие отели, хорошее питание, если оно прописано в контракте. Экскурсии не обязательный пункт, это зависит от желания принимающей стороны, но зачастую и они присутствуют. Ведь принимающая сторона заинтересована в дальнейшем сотрудничестве, и поэтому всегда старается произвести на нас наилучшее впечатление. А вот с площадками не всегда везет. Попадаются и маленькие, и не очень удобные по расположению, ведь далеко не все помещения рассчитаны на показ балетных спектаклей, но ничего, справляемся», - рассказывает И. Савенков, - «Раз на раз, естественно, не приходится. Бывают и легкие гастроли, как например гастроли в Ливане, где за неделю у нас было лишь одно выступление, но зато мы осмотрели все достопримечательности и побывали во всех интересных местах. А бывают и очень тяжелые гастроли, как например в Китае зимой. Месяц работы на износ, постоянные переезды, холодные, неотапливаемые театры. Здесь как повезет. А вообще, одни из любимых моих гастролей – в Египет: прекрасные отели, прекрасная кухня, прекрасные театры, прекрасный климат».

Информация о работе Международное сотрудничество в области белорусского балетного искусства