Международное сотрудничество в области белорусского балетного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ деятельности белорусских балетных трупп в системе международных культурных связей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть изученность вопроса в литературе.
Изучить этапы зарождения, становления и развития балетного искусства в Беларуси.
Описать наиболее известные международные фестивали и конкурсы балетного искусства.
Определить проблемы современного белорусского балетного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ с. 3
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО, КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
История зарождения, становления и развития белорусского балетного театра с. 6
Международные балетные фестивали и конкурсы с. 11
Проблемы современного белорусского балетного театра с. 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО БАЛЕТА. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
2.1. Деятельность Национального Академического Большого Театра оперы и балета Беларуси. Международные проекты и сотрудничество с. 21
2.2. Деятельность Белорусской Государственной Хореографической Гимназии-Колледжа. Международное сотрудничество с. 25
2.3. Деятельность Белорусского Государственного Академического Музыкального Театра. Проекты и сотрудничество с. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с. 32

Вложенные файлы: 1 файл

балет (Автосохраненный).docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

     В период революционного  подъема 1905 г. в деревне Поливачи Прозорокской волости Витебской губернии создается «Першая беларуская трупа» Игната Буйницкого, который стал основателем белорусского театрального искусства. Огромная заслуга И. Буйницкого в области хореографии состояла в том, что его труппа вынесла на сцену бытовавшие в народе белорусские танцы. Лучшие из них с большим успехом исполнялись не только в Беларуси, но и в Петербурге, Варшаве, Вильно. Ценно было и то, что в условиях социального гнета и преследований И. Буйницкий сумел собрать и показать многим сотням людей лучшие из танцевальных образцов народного творчества, раскрыть их внутреннюю красоту, поднять интерес к белорусскому фольклору, пробудить чувство гордости за свой народ. 
     Деятельность труппы И. Буйницкого и других энтузиастов белорусской культуры подготовила почву для создания профессионального музыкально-драматического театра, подлинное рождение которого произошло лишь после установления в Беларуси Советской власти. [5; 12-18]

      С первых дней  Советской власти в республике  создается широкая сеть различных  культурных учреждений, возникают  десятки коллективов художественной  самодеятельности, профессиональные  театры. Так в 1933г. был создан  Государственный театр оперы  и балета Беларуси. При театре  работала балетная студия, где  занимались одаренные дети и  участники самодеятельных кружков  со всей страны. Балетная труппа  театра состояла в то время  более чем из 100 артистов, отличавшихся  довольно высокой профессиональной подготовкой. В основу репертуара входили зарубежные и отечественные постановки.

     Во время Великой  Отечественной войны театр оперы  и балета был эвакуирован в  Поволжье России, где продолжал  активную творческую деятельность. Сразу после освобождения столицы  коллектив вернулся в Минск  и в декабре 1944 года открыл  сезон премьерой оперы "Алеся"  Е.Тикоцкого. Это событие ознаменовало  возрождение оперы и балета  Беларуси. После ремонта и реконструкции  поврежденного бомбежкой здания  театра, его работа возобновилась,  и очень скоро театр вошел  в число признанных лидеров  в культурном пространстве Советского  Союза. В 1945 году начинает свою  работу хореографическое училище  БССР (с 1995 г. – колледж РБ, с  2009 года – гимназия-колледж).

     В последующие годы, вплоть до распада СССР, белорусский балет имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных коллективов.

     Развитие балетного искусства в Республике Беларусь на современном этапе связано в первую очередь с деятельностью балетной труппы Большого академического театр оперы и балета Беларуси: непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, освоением лексики современной хореографии. В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры – театр оперы и театр балета, а в 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

     Нельзя обойти стороной открытие  в 1970 г. Государственного театра  музыкальной комедии Беларуси (в  2000 г. переименованным в Белорусский  государственный академический  музыкальный театр). Созданная при  нем балетная труппа еще более  укрепила положение белорусского  балета на мировой арене.

 

 

     Выводы:

  1. Первыми профессиональными артистами на территории Беларуси были скоморохи.
  2. Особенно большое значение для развития профессионального хореографического искусства имела деятельность крепостных театров, существовавших в XVIII – начале XIX столетий.
  3. Созданная И. Буйницким «Першая беларуская трупа» подготовила почву для создания профессионального театра.
  4. С первых дней Советской власти создается широкая сеть культурных учреждений, возникают профессиональные театры и балетные труппы при них

 

1.2 Международные балетные фестивали  и конкурсы

Всероссийский конкурс артистов балета им. Галины Улановой

     Именем Галины Улановой назван Всероссийский конкурс артистов балета, стартовал 22 ноября 2008 года в Красноярске. Организатор конкурса - Министерство культуры России. Председатель жюри - народный артист РФ Андрей Петров, в прошлом - танцовщик, а ныне - весьма успешный балетмейстер, он многие годы руководит театром "Кремлевский балет". Прежде он работал в Большом театре, был лично знаком и часто общался с великой Галиной Улановой. Так сложилось, что Петров познакомился с Галиной Сергеевной, еще будучи учеником  Московского хореографического училища. Потом, уже в Большом театре, сотрудничество продолжилось.

      Программа конкурса  основана исключительно на классическом  репертуаре, также во многом связанном  с именем Улановой. В трех турах  участники состязания демонстрируют  мастерство русской балетной  школы. Проводится конкурс по  двум возрастным группам: в  младшей группе  соревнуются юноши  и девушки от 15 до 18 лет, в старшей  группе свои таланты демонстрируют  претенденты от 18 до 24 лет. Конкурсантами могут стать студенты высших и средних хореографических учебных заведений и воспитанники частных школ балета.

     Призовой фонд из  средств федерального бюджета  составляет более 1 миллиона российских  рублей.   

     Сейчас само имя  Галины Улановой в названии  конкурса вдохновляет участников. И этому имени соответствует  всё - уровень, размах и организация  недели балета в Красноярске. 

     Великолепны и сцена, и публика - оценка профессионала. У конкурса большое будущее. Здесь могут зародиться традиции, кочующий же фестиваль будет безликим и может затеряться.

     Все подобные конкурсы  ограничиваются только состязаниями, а в Красноярске в программу  включён и вечерний просмотр  спектаклей.

 

Международный конкурс  артистов балета и хореографов им. Сержа Лифаря (Украина)

     Фестиваль был основан  в 1994 году и изначально проходил  в Киеве под патронатом Всемирного  Совета танца ЮНЕСКО. Среди соучредителей  конкурса — Министерство культуры  и туризма Украины, Национальная  опера Украины и Украинская  академия танца. Конкурс включён в реестр самых престижных международных хореографических конкурсов.

     Это событие, которое  вернуло Украине имя ее гениального  земляка, «бога танца» Сержа  (Сергея Михайловича) Лифаря, имело  огромное культурно-художественное  значение. С 1994 по 2006 годы состоялось  шесть конкурсов, которые открыли  многих, сегодня всемирно известных  балетных звезд - Ирину Дворовенко, Андрея Иванова, Ивана Путрова, Дениса Матвиенко, Наталью Калиниченко, Яну Саленко. Соревнование хореографов, которое было составной частью конкурса, стало одной из первых ступенек к высотам балетмейстерского мастерства для Алексея Ратманского, Раду Поклитару и других. Эти акции уверенно приобрели статус наиболее авторитетных балетных форумов мира, открыли огромный творческий потенциал украинского танцевального искусства, привлекли внимание к нему выдающихся деятелей мировой хореографии. Бессменным председателем жюри балетных форумов в честь реформатора европейского балетного театра, киевлянина Сержа Лифаря был выдающийся хореограф современности Юрий Николаевич Григорович. Конкурсы проводились один раз в два-три года, но, в силу определенных обстоятельств, их функционирование прервалось во второй половине этого десятилетия.

     Учитывая то, что эти  балетные форумы стали одной  из визитных карточек независимой  Украины, было принято решение   провести очередной, Седьмой международный  конкурс балета имени Сержа  Лифаря весной 2011 года. Соревнования  профессиональных артистов и  балетной молодежи начались 27 марта  в Международный день театра, а завершились 2 апреля, в день  рождения Лифаря. Впервые местом  проведения конкурса стал Донецкий  национальный академический театр  оперы и балета имени А.Б.Соловьяненко. Этот выбор был сделан не случайно, ведь 23 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева, музыка которого имела и имеет огромное влияние на мировое хореографическое искусство. Уроженец Донецкого края, который бережно хранит память о нем, много работал с Лифарем, который создал неповторимые образы в балетах композитора «Стальной скок» и «Блудный сын». Именно с Прокофьевым Лифарь поставил один из своих первых балетов в Парижской Гранд-Опера «На Днепре», который посвятил родной Украине. Лозунгом конкурса стали слова: Лифарь и Прокофьев - гении балета, рожденные в Украине.

     Конкурс в определенной  мере был непохожим на предыдущие. Так, значительно вырос призовой фонд, который составляет 110 тысяч долларов США. Впервые Гран-при конкурса имени Сержа Лифаря составило 20 тысяч долларов США, а первая премия конкурса хореографов, которая носит имя Сергея Прокофьева, составила 10 тысяч долларов США и была присуждена балетмейстеру за лучшую постановку хореографического произведения на музыку композитора. Также значительно увеличились премии победителям и лауреатам других номинаций и возрастных групп. Кстати, на этом конкурсе наряду с традиционными группами «Старшая» и «Младшая» появилась категория «Пти Серж Лифарь» для самых младших участников - учащихся профессиональных хореографических учебных заведений. Также был присужден специальный Приз жюри, который носит имя основателя Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря, выдающегося деятеля хореографического искусства Юрия Станишевского.

     Впервые на подобных  конкурсах Организационный комитет  предоставляет возможность бесплатного  проживания и питания участников  конкурса, начиная с первого тура. Вместе с тем, как и на  всех предыдущих конкурсах, председателем  жюри был Юрий Григорович.

     Конкурс собрал всех  профессиональных артистов, учеников  балетных школ и хореографов  и открыл Украине и миру  имена новых звезд прекрасного  искусства танца.

 

Международный хореографический конкурс в Пекине

     Растущая известность  китайского балета привлекает  внимание всего мира. Некоторые  западные критики даже предсказывают,  что будущее мирового балета - на Востоке. Однако долгое время,  несмотря на повышение статуса  китайского балета, в стране не  было ни одного международного  балетного конкурса. Первый Международный  хореографический конкурс в Пекине  дал отсчет новой традиции.

     Впервые в Пекине  состоялся десятидневный балетный  марафон. 61 солист из 20 стран и  регионов. Цель хореографического  конкурса - предоставить молодым  танцовщикам и балетмейстерам  возможность показать себя.

     Китайскому балету  только пятьдесят лет. В мировом  масштабе это немного, балетная  школа Китая еще на начальной  стадии своего развития. Однако  конкурс открыл миру окно для знакомства с искусством китайских балетмейстеров.

     Несмотря на успехи  Китая в балете и признание  на мировом уровне, хореография  - не самая сильная сторона  китайской балетной школы. Пекинский  конкурс - возможность привлечь  опытных хореографов, призыв использовать  сцену Национального Большого  театра Китая для реализации  своих идей. Конкурс также может породил новые интересные дискуссии.

     1-ый Международный  конкурс балета и хореографии  (IBCC, 1st Beijing International Ballet and Choreography Competition) прошел с 7 по 17 июля 2011 года. В состав жюри вошли известнейшие артисты и постановщики, в том числе эстонский танцовщик и хореограф Томас Эдур, прима-балерина Лондонского Королевского балета Тамара Рохо, обладательница ордена Британской империи японская балерина Мияко Йошида, художественный руководитель балетной труппы Афинской оперы Ирек Мухаммедов, управляющий балетной труппой Большого театра России Руслан Пронин и др.  

     По результатам отобранных  видеозаписей в конкурсе приняли  участие 75 конкурсантов, которые  подготовили для выступления  четыре номера: два классических  па-де-де и два современных  номера.

     Выводы:

  1. Международные балетные конкурсы и фестивали проходят под патронажем Всемирного Совета танца ЮНЕСКО; соучредители – Министерства культуры и туризма.
  2. Программы конкурсов основаны на классическом репертуаре и имеют большой призовой фонд.
  3. В рамках фестивалей проходят вечерние спектакли, гала-концерты, мастер-классы приглашенных хореографов.

 

 

 

1.3 Проблемы современного белорусского  балетного театра

     Театральная история создавалась  и создается многими профессионалами,  имена которых часто звучат  не громко: художниками и декораторами, гримерами и костюмерами, менеджерами  и режиссерами, инженерами, осветителями, акустиками и еще многими увлеченными  людьми; более тысячи человек  каждый день приходят на  работу  в театр, чтобы создавать яркие  спектакли. 

     Однако за парадным блеском  сцены скрывается невидимая для  посторонних глаз «кухня»: проблемы  современного белорусского балетного  театра:

  1. Организационные вопросы и кадровая политика.

     Солист НАБТ оперы и балета  Республики Беларусь Иван Савенков считает: «Белорусский балет испытывает большой недостаток кадров. Можно прямо сказать, что танцевать некому. Люди буквально разбегаются, и в основном это обусловлено финансовой проблемой и касается кордебалета. За последние 5 лет труппа театра обновилась на 80%, что очень сказалось и на традициях, и на качестве спектаклей. Такого никогда не было за всю историю театра, в труппе всегда был «костяк» из взрослых, опытных артистов, а сегодня на сцене выступает практически «детская» труппа».

Также из-за недостатка кадров, во время длительных гастролей труппа оставляет в  Минске всего один спектакль, однако с 79ого театрально сезона (2011-2012) дирекция театра приняла решение проводить  балеты в полном объеме, в результате чего на сцене появляется много молодых, неопытных артистов.

Информация о работе Международное сотрудничество в области белорусского балетного искусства