Международное сотрудничество в области белорусского балетного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ деятельности белорусских балетных трупп в системе международных культурных связей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть изученность вопроса в литературе.
Изучить этапы зарождения, становления и развития балетного искусства в Беларуси.
Описать наиболее известные международные фестивали и конкурсы балетного искусства.
Определить проблемы современного белорусского балетного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ с. 3
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО, КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
История зарождения, становления и развития белорусского балетного театра с. 6
Международные балетные фестивали и конкурсы с. 11
Проблемы современного белорусского балетного театра с. 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО БАЛЕТА. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
2.1. Деятельность Национального Академического Большого Театра оперы и балета Беларуси. Международные проекты и сотрудничество с. 21
2.2. Деятельность Белорусской Государственной Хореографической Гимназии-Колледжа. Международное сотрудничество с. 25
2.3. Деятельность Белорусского Государственного Академического Музыкального Театра. Проекты и сотрудничество с. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с. 32

Вложенные файлы: 1 файл

балет (Автосохраненный).docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Курсовая  работа

по  предмету «История, теория и практика международных культурных связей»  на тему:

«Международное  сотрудничество в области белорусского балетного искусства»

 

 

               Исполнитель:

                                                                      студентка 202а группы

                                                                      ф-та культурологии и СКД

                                                                      Анищенок Александра Александровна

 

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      Доцент, кандидат историч. наук

                                                                      Поздняков Алексей Владимирович

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              с. 3 ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО, КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. История зарождения, становления и развития белорусского балетного театра                                                                                                              с. 6
    2. Международные балетные фестивали и конкурсы                                  с. 11
    3. Проблемы современного белорусского балетного театра                       с. 16

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО БАЛЕТА. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

2.1. Деятельность  Национального Академического Большого  Театра оперы и балета Беларуси. Международные проекты и сотрудничество                       с. 21

2.2. Деятельность  Белорусской Государственной Хореографической  Гимназии-Колледжа. Международное сотрудничество                                                      с. 25

2.3. Деятельность  Белорусского Государственного  Академического Музыкального Театра. Проекты и сотрудничество                                            с. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                      с. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     с. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

     История балета изобилует своими  драмами и свершениями. Ее творили  люди, которые обычно начинали  жизнь в балете с освоения  его основ как языка человеческого  тела, танцевали на сцене, а  с возрастом становились хореографами, развивали и обогащали танец  с учетом требований новых  времен. Эти маэстро балета всегда  идеально выбирали музыку для  своих шедевров. И, возможно, поэтому  балет как высочайшее искусство  жив и будет жить вечно.

     В Беларуси балет был любим  всегда. И сейчас длинные очереди  зрителей, стремящихся попасть на  балетный спектакль, или бесплодный  поиск билета за месяц до  спектакля с уверенностью подтверждают, что любовь к балету стала  знамением нашего времени.

     Символическим воплощением на практике стремления к высшему через гармонию в истории человеческой культуры всегда было влечение к синтезу искусств. Ведь воспринимая мир в его целостности, универсально, человек, в идеале, воспринимает реальность многогранно, одновременно всеми органами чувств, всеми средствами культуры. Балетный спектакль, соединяющий в себе зрительные и слуховые ощущения, пластику человеческого тела, музыкальный ритм движений, декорированный, изобразительный фон организованного действа, казалось, содержит в себе и философскую, и мистическую, и магическую составляющие, на практике преображает действительность.

     Балетный синтез искусств универсален  и глобален. Поэтому в XX веке мы наблюдаем столь ярко выраженный хореографический бум. Великие хореографы, танцоры, великие балетные композиторы, дирижеры балетных спектаклей; балетные конкурсы и танцевальные ансамбли, особые театры балета – все это завоевания культуры XX века.

     И в то же время балет – самый неизученный вид искусства как в контексте теории и истории культуры, так и в контексте организации международных культурных связей.

     Цель работы: анализ деятельности белорусских балетных трупп в системе международных культурных связей.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть изученность вопроса в литературе.
  2. Изучить этапы зарождения, становления и развития балетного искусства в Беларуси.
  3. Описать наиболее известные международные фестивали и конкурсы балетного искусства.
  4. Определить проблемы современного белорусского балетного театра.
  5. Выявить формы международных культурных связей в области                                                       белорусского балетного искусства.
  6. Познакомиться с деятельностью некоторых белорусских балетных трупп.

     Предмет исследования: белорусское балетное искусство и его международная культурная деятельность.

     Объекты исследования: Национальный Академический Большой Театр Оперы и Балета Республики Беларусь, Белорусский Государственный Академический Музыкальный Театр и Белорусская Государственная Хореографическая Гимназия-Колледж.

Анализ литературы: международное сотрудничество и проекты белорусских балетных трупп представляют недостаточно изученную область в специальной литературе. При подготовке исторического и теоретического раздела курсовой работы я использовала книги Ю. М. Чурко «Белорусский балет» и В. М. Красовской «История русского балета», где отражается представление о зарождении и развитии балетного искусства на территории современных России и Беларуси. Дополнительную информацию я получила из Современного толкового словаря изд. «Большая Советская Энциклопедия», периодических изданий и интернет-архивов. 

     Методы исследования:

    1. Анализ литературы и доступных интернет-ресурсов по теме.
    2. Интервью с артистом балета.
    3. Включенное наблюдение.

     Работа состоит из двух глав: теоретической и практической, каждая глава состоит из нескольких параграфов, в которых раскрывается тема работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Белорусский балетный театр, как  объект исследования

1.1 История зарождения, становления  и развития белорусского балетного  театра

     Белорусский балетный театр составляет законную гордость и славу отечественной культуры. Он возник в 40-х гг. XVIII века. Но пляска издавна жила в народных празднествах и обрядах, была одним из главных выразительных средств народного театра. Истоки хореографического творчества белорусского народа уходят в глубину веков. С древних времен танец являлся неотъемлемой частью народного быта, входил в многочисленные календарные и семейные обряды, сопровождал почти каждое торжественное и радостное событие в жизни людей — от рождения до свадьбы, от встречи весны до сбора урожая.

     В старину дорогими гостями  на каждом празднике были скоморохи,  по сути дела, первые профессиональные  артисты, музыканты и танцоры,  существовавшие еще со времен  Древнерусского государства. Без  скоморохов, известных на территории  Беларуси с XII столетия и называвшихся  тогда гудцами, плясцами, а позже блазнами, музыками, медведниками, не обходился ни один народный праздник, они исполняли важные роли на свадьбе, были заводилами хороводов, являлись центральными фигурами различных обрядов. В летописях, исторических и литературных памятниках тех времен часто встречаются красочные описания народных игрищ и забав с участием скоморохов, а также изображения играющих и пляшущих людей.

     Традиции, заложенные в древности,  развивались на всех последующих  этапах эволюции сценической  хореографии. Хореография играла  немалую роль в спектаклях  школьного театра, существовавшего  на Беларуси с конца XVI века, где в антрактах между действиями  драмы исполнялись сатирические  интермедии на бытовую тематику  с народными песнями и танцами. [2; 5-8]

     Особенно большое  значение для развития профессионального  хореографического искусства имела  деятельность крепостных театров,  которые  существовали на территории Беларуси в XVIII — начале XIX столетия. Со второй половины 40-х гг. помещики, владевшие усадьбами на территории Беларуси, по примеру царского двора и крупных вельмож стали организовывать у себя домашние театры. Из обученных крепостных крестьян создавались оркестры, хоры, балетные труппы. Наиболее крупными из них были театры князей Радзивиллов в Слуцке и Несвиже, князя Огинского в Слониме, гродненский балет Тизенгауза, театры графа Зорича в Шклове и графа Чернышева в Могилеве. Балет занимал в этих театрах значительное, а иногда и доминирующее положение. Французские, итальянские, польские, чешские, русские и белорусские балетмейстеры ставили здесь хореографические спектакли на мифологические темы, аллегорические и пасторальные балеты, различные дивертисменты, которые исполняли обученные классическому танцу белорусские крепостные юноши и девушки. В начале 50-х гг. XVIII века начался показ спектаклей в Слуцком театре князя Г. Ф. Радзивилла, где вскоре для руководства балетной труппой, постановки спектаклей, преподавания, а также для обучения детей композиции танца были приглашены итальянский балетмейстер Антонио Путини и француз Луи Максимилиан Дюпре. По их инициативе в Слуцке создается школа танца, в которой была подготовлена первая в истории Беларуси балетная труппа и первый белорусский балетмейстер Антоний Лойко. Балетная школа, первая во всей Речи Посполитой, в начале 70-х гг. открывается и в Гродно, где крепостные дети под руководством  Г. Петинетти и Jle Ду, обучаются танцам по 12 часов в сутки. Позже гродненской балетная труппа совершает гастрольную поездку по городам Европы и, подаренная польскому королю, вместе со слонимской труппой становится основой варшавского придворного балета.

     Но, несмотря на то, что польские магнаты и русские  дворяне, петербургский и варшавский  театры охотно использовали талантливых  крепостных танцоров, балетное искусство  не прижилось в этот период  на белорусской почве. Социальное  и национальное порабощение народа  в значительной мере сдерживало развитие белорусской культуры. Определенную роль здесь сыграло, очевидно, и отсутствие связей с национальным искусством, хореографическим фольклором. Лишенные возможности показать на сцене свой родной танец, белорусы вынуждены были учиться чуждому и часто непонятному для них искусству классического балета. К тому же искусство это насаждалось жестоко, варварски (за каждую провинность артисты безжалостно наказывались, их продавали и покупали, разлучая с семьей и близкими). 
И все же крепостные театры сыграли положительную роль в развитии белорусского балетного искусства. Они способствовали пробуждению интереса народа к театру, являлись проводниками идей Просвещения, из них вышли высококвалифицированные артисты.

     В начале XIX века значительно  оживилась культурная жизнь Беларуси. Развивается национальная литература  и драматургия, пробуждается интерес  к народной песне, организовываются  постоянные театральные и музыкальные  коллективы. К этому периоду относится  и первое включение в профессиональную  драматургию белорусского народного  танца. Крупнейший национальный  драматург XIX века В. И. Дунин-Марцинкевич,  стремившийся пробудить самосознание  народа, возродить его культуру, вывести на сцену белорусский  язык, который считался тогда  языком «холопов», стал автором  и первого белорусского оперного  либретто. В созданной им в содружестве с композитором С. Монюшко и поставленной любительским кружком в 1852 г. комической опере «Селянка» («Сельская идиллия») исполнялась «Метелица» — одна из самых известных и популярных на Беларуси народных плясок.

     Вслед за Дуниным-Марцинкевичем  борьбу за национальную культуру  начали и другие представители  демократической интеллигенции.  В разных уголках Беларуси  стали образовываться музыкальные  кружки, любительские театры, танцевальные  коллективы. Но русское самодержавие, политика которого была направлена  на порабощение национальных  меньшинств, чинило препятствия  любой попытке пробудить национальное  сознание народа. Запрещались белорусская  литература и язык, закрывались  национальные учреждения культуры. В неизвестности гибли таланты, забывались самобытные произведения народного искусства. Только в конце XIX века, в период общего политического подъема, снова начала оживляться культурная жизнь Беларуси. В 1880 г. состоялось открытие в Минске городского театра, возникают общества любителей музыки и изящных искусств, в конце XIX — начале XX века в Беларуси с успехом гастролируют русские и украинские музыкальные и хореографические коллективы.

Информация о работе Международное сотрудничество в области белорусского балетного искусства