Китайская модель внешнеэкономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:58, научная работа

Краткое описание

Высокие темпы экономического роста и конкурентоспособность страны, а также вектор международных интересов, связанных с усилением экономической мощи Китая, значительно повысили рейтинг конкурентоспособности и статус Китая на международной арене. Внешнеэкономическая политика страны предусматривает комплекс сложных и взаимозависимых форм взаимодействия с мировой экономической системой. Наиболее активное многоплановое воздействие на глобальные экономические процессы Китай оказывает, включившись в мировую торгово-экономическую, инвестиционную, корпоративно-производственную, научно-технологическую системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Китайская модель развития.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Зауре Чуланова

 

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

На данном этапе глобализации в развитии мировой экономической системы участвуют страны с различными экономическими, социальными, технологическими и институциональными характеристиками. Масштабы их воздействия на глобальные или региональные экономические процессы неоднозначны, поскольку не все страны, обладающие геополитическими возможностями, смогли увеличить масштабы и эффективность своих национальных экономик. Из развивающихся стран наиболее полно преимущества глобализации реализовал Китай, который, создав мощную экономику, увеличив свою долю в мировом производстве и потреблении, стал немаловажным звеном глобальной экономической системы. Расширив масштабы международного сотрудничества, Китай оказывает усиливающееся влияние на изменение геополитического положения в мире и стратегического соотношения производительных сил в Азии.

Высокие темпы экономического роста и конкурентоспособность страны, а также вектор международных интересов, связанных с усилением экономической мощи Китая, значительно повысили рейтинг конкурентоспособности и статус Китая на международной арене. Внешнеэкономическая политика страны предусматривает комплекс сложных и взаимозависимых форм взаимодействия с мировой экономической системой. Наиболее активное многоплановое воздействие на глобальные экономические процессы Китай оказывает, включившись в мировую торгово-экономическую, инвестиционную, корпоративно-производственную, научно-технологическую системы. От вхождения в мировые экономические системы Китай получает внешние стимулы развития через доступ к новым видам товаров, финансам, прогрессивным формам организации производства, технологиям и другим мировым достижениям в сфере науки. Исходя из состояния всей будущей мировой экономической системы, совокупности влияния на нее национальных хозяйств всех стран мира, ведущие аналитические агентства не исключают перемещения центра мировой экономики и политики с Запада на Восток, где доминирует экономика Китая.

Смешанная модель экономического развития Китая, воплотившая в себе элементы двух социально-экономических систем:  директивно-плановой и рыночной, позволяет при решении как внутренних, так и внешних хозяйственных проблем страны широко использовать экономические механизмы воздействия, присущие каждой из них. При социалистической рыночной экономике рынок ориентирует предприятия, а государство управляет рынком. Из этого следует, что экономическое развитие Китая – результат осознанных решений.

Несмотря на то, что хозяйственная система в значительной части развивается по рыночным законам, роль центра сохраняется. Все отрасли, связанные с сырьем и обороноспособностью, сосредоточены в руках государства1. Крупные предприятия (нефтяные, металлургические, уголные, электроэнергетические, железная дорога, авиакомпании) под контролем правительства и существуют за счет государственной поддержки, и государство решает каким компаниям развиваться. В то же время следует отметить, что экономическая политика последних лет направлена на активизацию процесса акционирования государственных предприятий. В Китае в структуре собственности высокий удельный вес занимают коллективные негосударственные предприятия, которые полностью или частично принадлежат трудовому коллективу. В условиях смешанной экономики государство отдавало предпочтение саморазвитию частного сектора.

Правительство Китая активно участвует в управлении экономикой. До сих пор им контролируется большинство финансовых ресурсов страны. Банковская система здесь представлена по преимуществу государственными банками. Сократив роль командной системы управления посредством административных директив, государство освоило и умело использует разнообразные косвенные рычаги регулирования макроэкономики (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательство.

Сохранившиеся элементы директивно-планового механизма постепенно, по мере развития, замещаются рыночными. Таким образом, как отмечают некоторые аналитики, имеет место дуализм хозяйственного механизма, когда идет постепенный процесс замещения планового механизма рыночным2. К числу плановых механизмов, функции которых непосредственно оказывают влияние на ситуацию в регионах можно отнести государственный контроль цен базовых видов товаров и услуг, государственные бюджеты разных уровней, кредитная система. Задача совершенствования социалистического рыночного экономического механизма в текущем периоде и на перспективу сохраняется.

Роль государства в экономике остается приоритетной, по крайней мере, до тех пор, пока не сформируются мощные национальные корпорации, способные доминировать на мировых рынках и обеспечивать национальные интересы. Еще в начале экономических реформ при определении социально-экономического и общественно-политического развития страны у руководства Китая сложилось понимание необходимости приспособления к современной мировой экономической тенденции интернационализации и модернизации производства и обращения. Именно в экономической глобализации через участие в мировой экономической системе Китай усматривал возможности роста своей экономики. С преобразованием экономической системы, начиная с 1978 г., здесь начали осуществлять политику открытых дверей. Масштабная и радикальная открытость экономической системы Китая по отношению ко всему миру формирующимся рынком означала, прежде всего, реализацию внешнеэкономической деятельности на основе требований международной практики путем создания комплексной системы юридических и экономических гарантий Центрального банка и государства для иностранных капиталовложений. При этом всячески поддерживается выход преимущественно крупных государственных предприятий, имеющих благоприятные для этого условия, на международный рынок с целью прямого привлечения инвестиций. В 1980 г. создается пять особых экономических зон с многоступенчатой и всесторонней открытостью для внешнего мира, а с 1992 г. с санкции Госсовета статус открытых для внешнего мира зон получили ряд приграничных городов, а также административные центры всех внутриконтинентальных провинций и автономных районов. Все эти районы ориентированы на внешний рынок, включаясь в глобальные экономические системы через привлечение транснациональных корпораций Европы и США. В приморских районах была реализована экспортоориентированная модель развития, где центрами роста выступили Пекинский столичный район, Шанхайский район с Пудуном и Южный Китай, с созданными здесь специальными экономическими зонами Шэньчжень, Чжухай и Шаньтоу и городом Гуанчжоу, обеспечившими стремительный рост китайской экономики.

От взаимодействия с мировой экономической системой Китай извлек самую большую выгоду. На протяжении последнего двадцатилетия здесь среднегодовой прирост ВВП составил 9,2%. Правительство, озабоченное тем, что столь высокий показатель не удастся удерживать продолжительное время, и неизбежен перегрев национальной экономики, начало проводить политику искусственного замедления слишком быстрорастущего народного хозяйства3. В этих целях используются различные механизмы, в числе которых повышение ставок рефинансирования, ограничения кредитования и инвестиций, переоценка курса национальной валюты. В целях предотвращения «перегрева» отдельных отраслей и снижения нормы прибыли в корпоративном секторе сдерживается стремление иностранных компаний к расширению своей доли на китайском рынке.

На очередной сессии ВСНП в марте 2006 г. премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны. Правительством запланировано замедлить темпы прироста ВВП до 7,5% в год против достигнутых 10%. В самом Китае резкое торможение может привести к банковскому кризису, банкротству множества мелких и средних компаний. С учетом ситуации по примеру развитых стран с целью снижения риска дефицита нефти и высоких цен на нее, в стране создаются стратегические резервы топлива. Однако начавшееся искусственное замедление темпов роста экономики не дало ожидаемых результатов. В 2006г. экономика Китая выросла на 10,7% и это самый высокий показатель с 1995 г. Быстрый экономический рост обеспечен в основном увеличением объема инвестиций и экспорта, благодаря чему торговый профицит в 2006г. составил 177,47 млрд. долл. Кроме того, экономический рост явился следствием хорошо развитой инфраструктуры, низкой стоимости рабочей силы.

Экономика Китая продолжает расти довольно уверенными темпами, вызывая интерес международных корпораций. Для внешнеэкономической политики по-прежнему характерно наличие большого разнообразия форм взаимодействия с мировой экономической системой, оказывающей все возрастающее многоплановое воздействие на глобальные экономические процессы.

Торгово-экономическая система. Важной чертой китайской экономики является стремление не торговать природными ресурсами, а перерабатывать их в конечный продукт с добавленной стоимостью и после этого продавать на внутреннем или внешнем рынке. Еще в конце 80-х годов прошлого столетия китайский экспорт в массе своей был представлен дешевой одеждой, обувью и потребительскими товарами. Влияние Китая на мировые торгово-экономические процессы выражалось большим предложением привлекательных товаров и низкими ценами на них. Обладая огромными трудовыми ресурсами с низкими затратами на оплату их труда, отечественные производители могли устанавливать приемлемые цены для потребителя. Это позволяло успешно противостоять другим азиатским экспортерам аналогичных товаров (Индонезии, Республике Корея и др.), фактически вытеснив их с мирового рынка. Эта классическая внешнеэкономическая стратегия просматривалась и в отношениях с дальними торговыми партнерами в виде экспорта на Запад и другие континенты мира большого количества дешевого привлекательного вида товара.

Позитивным моментом в данной ситуации для самого Китая является то, что обеспечение в больших масштабах внешних запросов способствовало адекватному расширению внутренней производительной базы. Если в середине 90-х годов прошлого века Китай ввозил 70% текстиля для изготовления одежды, то в настоящее время более 80% необходимого объема текстиля производится непосредственно в стране. При эффективном использовании иностранных инвестиций здесь успешно сумели создать конкурентные преимущества для легкой промышленности и сектора потребительских товаров (производство текстиля, игрушек, спорттоваров и т.д.). В 2005 г. объем обрабатывающей текстильной продукции в Китае достиг 26,9 млн. т., что составило треть от общего объема данной продукции в мире. В последние годы наблюдается тенденция заметного повышения конкурентоспособности китайских предприятий этой отрасли за счет совершенствования оборудования, технологий и введения технических инноваций. В результате Китай сегодня занимает ведущие позиции в мире по производству одежды, практически завладев этим звеном мировой торговли и отняв у Англии звание «мастерской мира».

Экономический рост Китая сопровождается быстрым изменением структуры его экспорта в сторону все более технологичных товаров. Имея огромные преимущества по выпуску товаров легкой промышленности, Китай наращивает экспорт все более технологически новых товаров, к которым можно отнести сложные предметы электроники, техники, оборудования. В частности, это относится к полупроводниковой технике и аппаратуре информационно-технического профиля, по которым он стал третьим крупнейшим производителем в мире. В настоящее время первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в общем его объеме достигает 30%. В основных статьях экспорта, наряду с потребительскими товарами, числятся техническое оборудование, а также электронные инструменты. На долю фирм с участием иностранного капитала приходится половина всего китайского экспорта. В приморских провинциях страны сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций, производящие экспортную продукцию с высокими стандартами качества. Высокотехнологичная продукция становится новым источником экономического роста.

Усиление ориентации национальной экономики на внешний рынок способствовало сближению Китая с Всемирной торговой организацией (ВТО) – влиятельным международным органом, определяющим правила функционирования мирового хозяйства. Переговоры о вступлении в ВТО велись на протяжении почти более 15 лет. Оговаривая условия вступления, Китай максимально встраивал национальный производственный комплекс в мировую хозяйственную систему на максимально приемлемых условиях. С членством в ВТО в декабре 2001 г. Китай становится полноценным звеном глобальной экономической системы, получив, в частности, право участвовать в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции. Установленные в ВТО процедуры разрешения споров коренным образом изменили взаимоотношения с другими странами и обострили чувство взаимозависимости и общности цели обеспечения глобальной экономической стабильности. Одновременно членство в ВТО усилило ответственность Китая по принятым обязательствам, согласно которым в стране были ликвидированы многие тарифные и надтарифные барьеры, иностранный капитал получил доступ в целый ряд секторов национальной экономики (банковское дело, телекоммуникационные услуги, дистребьюторские операции и др.), осуществлены меры по защите интеллектуальной собственности. В свою очередь сложившийся благоприятный инвестиционный климат, устранение торговых барьеров способствовали увеличению числа договоренностей о прямых иностранных инвестициях. В соответствии с принятыми обязательствами в Китае еще предстоит структурная перестройка экономики, уже в рамках ВТО.

В то же время активность вхождения в мировую хозяйственную систему сдерживается рядом условий, на которых Китай присоединился к ВТО. Среди них следует выделить то, что в течение первых 15 лет членства в ВТО он будет рассматриваться как страна с нерыночной экономикой. И далее, в течение 12 лет государства-члены ВТО имеют право применять защитные меры в отношении ряда товаров китайского экспорта, а часть членов ВТО – и дополнительные защитные меры против экспорта китайского текстиля до 2008 г. Несмотря на все это, вступление Китая в ВТО следует рассматривать как один из важных позитивных факторов в аспекте перспективы социально-экономического развития страны, одновременно способствующего усилению экономического влияния его на мировую экономическую систему в целом. Членство в указанной организации позволило расширить рамки международной торговли, углубить экономические реформы, привлечь дополнительные иностранные инвестиции, укрепить власть закона

Анализ показывает, что рост национальных экономик в разной степени обеспечивается торговой деятельностью стран (Таблица 5).

Таблица 5

Динамика ВВП и товарооборота в странах мира в 2000 и 2004 гг.4, в %

 

 

2000 г.

2004 г.

Прирост ВВП в % к предшест-вующему году

Доля экспорта товаров и услуг в ВВП

Доля импорта товаров и услуг в ВВП

Прирост ВВП в % к предшествующему году

Доля экспорта товаров и услуг

Доля импорта товаров и услуг в ВВП

США

3,7

11,2

15,1

4,2

10,1

15,4

Япония

2.9

11,0

9,6

2,3

13,4

11,4

Китай

8,4

23,3

20,9

10,1

34,0

31,4

Казахстан

9,8

56,6

49,1

9,6

52,2

43,5

Информация о работе Китайская модель внешнеэкономического развития