Закономерности и модели развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной: раскрыть сущность основных моделей развития науки.
Задачи:
1. Перечислить существующие модели развития науки.
2. Раскрыть суть теории Т. Куна.
3. Проанализировать концепцию Н. Локатоса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Охарактеризуйте общие модели развития науки…………………………4
2.Дайте анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке……..6
3. Изложите идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки……..7
Заключение……………………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по КСЕ.docx

— 24.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Охарактеризуйте общие модели развития науки…………………………4

2.Дайте анализ взглядов  Т. Куна на проблему революций  в науке……..6

3. Изложите идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки……..7

Заключение……………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нет сомнений в том, что  наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и тому подобное. Развитие это оказывается  неравномерным: с «равным» ритмом, причудливым  переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний, с «обвальным»  эффектом внедрения в тело науки  сумасшедших идей, перечеркивающих  за непостижимо короткое время складывающиеся веками картины мира. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом «броуновском движении» гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход ее становления, то есть обнаружить скрытую логику развития научного знания.

Объектом исследования является развитие науки. Предметом – проблема ее развития.

Цель контрольной: раскрыть сущность основных моделей развития науки.

Задачи: 

1. Перечислить существующие модели развития науки.

2. Раскрыть суть теории  Т. Куна.

3. Проанализировать концепцию  Н. Локатоса.

 

 

 

  1. Охарактеризуйте общие модели развития науки.

1.1 Кумулятивная модель.

Объективной основой для  возникновения кумулятивистской модели развития науки стал факт накопления знаний в процессе научной деятельности. Основные положения этой модели можно сформулировать следующим образом. Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения. При этом новое знание всегда совершеннее старого, оно более адекватно воспроизводит действительность, поэтому все предыдущее развитие науки можно рассматривать как предысторию. Значение имеют только те элементы научного знания, которые соответствуют современным научным теориям. Идеи и принципы, от которых современная наука отказалась, являются ошибочными и представляют собой заблуждения, уход в сторону от основного пути ее развития.

1.2 Логический позитивизм.

Определяя то, в чем невозможно усомниться, и что, следовательно, может  являться предметом объективного исследования, Эрнст Мах в начале ХХ века отметил  следующее: «Внешний мир никогда  не дан человеку сам по себе, а  всегда только через посредство субъективных форм чувственности и деятельности». Это означает, что только наши непосредственные ощущения, только то, что воздействует на органы чувств, и надлежит учитывать при изучении мира.

 Критерием демаркации является верифицируемость, т.е. возможность подтвердить истинность предложения непосредственным наблюдением. Если наблюдение подтверждает предложение, то это предложение (в частности, теория) научно, и мы имеем позитивное знание. Следует отметить, что позиция логического позитивизма неуязвима, поскольку результаты любого опыта мы воспринимаем чувственно, а связываем их между собой логически. Поэтому она кажется правильной и сохраняет привлекательность и в наше время. Логический позитивизм носит сугубо эмпирический характер.

1.3 Фальсификационизм.

Внешний мир существует и  за теми эмпирическими пределами, который  установили для себя позитивисты, но мы никогда не можем быть уверены, что постигли его истинную суть, сколько бы подтверждающих опытов ни было произведено. Вдруг мы еще просто не выполнили опыт, который опровергнет  наши представления? Зато, если такой опыт найдется, мы будем точно знать, что данная теория неверна. И отбросим ее как ложную. Таким образом, нельзя выделить истину, но можно к ней приблизиться, отбрасывая ложь.

1.3 Методологический анархизм

Методологический анархизм- следствие двух принципов: пролиферации и несоизмеримости. Согласно первому (пролиферация – разрастание клеток), требуется изобретать и разрабатывать теории и концепции, не совместимые с существующими. Каждый ученый может и должен разрабатывать свои теории, сколь бы абсурдной и дикой она не казалась. Принцип несоизмеримости гласит, что теории невозможно сравнивать друг с другом, а это защищает ее от критики со стороны. Т.е если кто-то изобрел свою собственную концепцию, с этим ничего нельзя поделать. Ее нельзя опровергнуть фактами, т.к. она сама формирует собственные факты. А принцип несоизмеримости спасает всякую фантазию от сравнения с фундаментом науки. Все, что не входит в созданный автором мир, не имеет для него никакого значения. Все допустимо и все оправдано!

 

 

 

  1.  Дайте анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке.

В основе его концепции  – понятие парадигмы. В общем, парадигма – это совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом. Это может быть одна или несколько научных теорий. Физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика и др. – примеры парадигм. Это общепризнанное на данный период знание и, как в спорте, потолок, ниже которого работать нельзя.  
Парадигма очень активна – она дает образцы решения проблем, многие из которых входят в учебники. Разделяющие парадигму ученые образуют научное сообщество. Наука, развиваемая в рамках одной парадигмы, это т.н. нормальная наука. В отличие от Поппера, Кун считает, что в реальной практике ученые не сомневаются в истинности парадигмы и не собираются ее опровергать. Напротив, исследование в рамках нормальной науки направлено на разработку тех явлений, которые предполагает парадигма. Задачи в рамках нормальной науки Кун называет головоломками.

Парадигма гарантирует, что  решение существует, и она же задает методы и средства решения проблемы. До тех пор, пока решение головоломок протекает успешно, идет процесс накопления новых знаний. Но вот наступает момент, когда предсказания теории начинают расходиться с экспериментальными данными. Такую проблему Кун называет аномалией. Рост числа аномалий подрывает веру в парадигму. Наступает кризис. Научное сообщество распадается – одни пытаются спасти парадигму, другие ищут новые теории, выдвигают гипотезы. Когда одна из гипотез оказывается плодотворной и справляется с кризисом, она приобретает статус новой парадигмы. Такую смену парадигм Кун и называет научной революцией.

 

  1. Изложите идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки.

Предложенная Поппером методологическая концепция, требующая немедленного отбрасывания теорий, если эти теории сталкиваются с опытными опровержениями, не соответствуют тому, что происходит в науке. Это и привело ученика  и критика Поппера Имре Лакатоса (1922-1974) к разработке утонченного фальсификационизма или, как это чаще называют, методологии научно-исследовательских программ.

В основе лежит представление  о развитии науки как истории  возникновения, функционирования и  чередования научно-исследовательских  программ, представляющих собой связанную  последовательность научных теорий. Эта последовательность выстраивается  вокруг некоторой фундаментальной  теории, основные идеи, содержание которой  усваивается интеллектуальной элитой, работающей в этой области знания. Такую теорию Лакатос называет жестким ядром научно-исследовательской программы (НИП). 
Жестким это ядро называется потому, что исследователям как бы запрещено что-либо менять в этой теории, даже если они находят опровергающие факты. В этом случае они изобретают вспомогательные гипотезы, которые примиряют теорию с фактами. Подобные гипотезы образуют защитный пояс вокруг фундаментальной теории, принимают на себя удары критики, опытных проверок и в зависимости от силы последних могут изменяться, уточняться или полностью заменяться другими гипотезами. Главная задача при этом – обеспечить прогресс научного знания, движение ко все более широким и полным описаниям реальности. До тех пор, пока жесткое ядро НИП выполняет эту задачу и лучше, чем другие, она представляет в глазах ученых огромную ценность. Поэтому они пользуются еще и т.н. положительной эвристикой, т.е. совокупностью предположений о том, как следует изменить или уточнить ту или иную гипотезу из защитного пояса, чтобы программа могла работать в более широкой области наблюдаемых фактов.

Маневрируя эвристиками, ученые реализуют творческий потенциал  программы. До тех пор, пока это удается, НИП находится в прогрессирующей  стадии. Лишь после того, как возникает  и завоевывает умы новая программа, решающая все проблемы старой, от последней отказываются.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, с точки зрения Куна развитие науки представляет собой  последовательную смену научных  парадигм, которая происходит, главным  образом, иррационально; а согласно Локатосу - смену научно-исследовательских программ, происходящую рационально. Причем и по Куну, и по Локатосу эта смена находит свое выражение в научных революциях, которые, таким образом, играют главную роль в развитии науки, представляют собой некие узловые, этапные моменты ее истории. Понятно, что между научными революциями или научно-исследовательской программы происходит спокойное, бескризисное развитие науки - научная эволюция.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания/ Под. ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. – М., 2004. – 308с.

2. Кун Т. Структура научных революций. Москва,1975.

3. Локатос Н. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Москва,1995г.

4. Локатос Н. Современная философия науки. Москва,1996г.

5. Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания». Ростов-на-Дону,2000г.


Информация о работе Закономерности и модели развития науки