Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала консульств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств, предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключительных обстоятельствах и в отдельных странах только официальное признание взаимно применимых привилегий и иммунитетов дает возможность поддерживать дипломатические отношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Иммунитет, его функциональный характер.
Глава 2. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Глава 3. Личные привилегии и иммунитеты
Глава 4. Ответственность за нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов
Глава 5. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала консульств.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 П. 3 ст. 35 по  существу противоречит пунктам  1 и 2.

 Он отрицает  признанный в практике большинства  государств принцип полной неприкосновенности консульской вализы.1 Консульская вализа, согласно этому пункту, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Но в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. Если власти представляемого государства откажутся выполнить требование, вализа возвращается в место отправления.

Это положение  дает возможность государству пребывания в любое время прервать свободные  сношения консульского учреждения со своим правительством или дипломатическим представительством и подвергает угрозе беспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций, а также создает значительные трудности для работы консульского учреждения.

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в качестве свидетеля?  Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г. Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел.

Вместе с  тем, если консульское должностное  лицо все же отказывается от дачи свидетельских  показаний, к нему не могут применяться  никакие меры принуждения или  наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется  показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций.

Эта статья предоставляет  право консулу, в случае согласия, давать свидетельские показания  в любом месте и в любой  форме: в органах внутренних дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

При этом консульские  должностные лица не обязаны давать показания по вопросам, связанным  с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к  их функциям официальную корреспонденцию  и документы. Они также не обязаны  давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства (п. 3 ст. 44).

Другими словами, эта статья, с одной стороны, как  бы обязывает консула давать свидетельские  показания, за исключением определенных случаев, а с другой — дает ему  возможность отказаться от дачи свидетельских показаний, вроде бы создавая противоречие. Но нам представляется, что это "противоречие" выражает уважение суверенитета аккредитующего государства и страны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульских отношениях.

В целях облегчения выполнения консульских функций  консульские должностные лица могут  свободно общаться с гражданами представляемого  государства и иметь доступ к  ним, и наоборот.

В том случае, если в пределах определенного консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства окажется арестованным, заключенным в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу консульского учреждения (п. 15 ст. 36).

Консульские должностные  лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который  находится в тюрьме, под стражей  или задержан, для беседы с ним, имеют право переписки с ним  и могут принимать меры к обеспечению ему юридического представительства (п. 1с ст. 36).

Если гражданин  представляемого государства, находящийся  в тюрьме, под стражей или задержанный, возражает против того, чтобы консул выступал от его имени, то консульское  должностное лицо должно от этого воздержаться. Такое положение является естественной нормой отношений консула и местных властей в любой стране.

Эти права консульские  должностные лица могут осуществлять только точно в соответствии с  законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п. 2 ст. 36).

Статья 38 Конвенции 1963 г. говорит о праве главы  консульского учреждения обращаться в  компетентные местные органы его  консульского округа при выполнении своих функций.

Эта же статья говорит, что в компетентные центральные органы страны пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той степени, в которой это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами. В том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет право обратиться к правительству страны пребывания, но только через дипломатическое представительство своего государства. Непосредственные отношения с правительством могут иметь место только в том случае, если в данной стране нет посольства страны, представляемой консулом. Данное положение было закреплено еще в ст.11 Гаванской конвенции о консульских чиновниках 1928 г.

Что касается налоговых  и таможенных привилегий консульских  должностных лиц, то их регламентируют ст. 49—59 Венской конвенции 1963 года.

В ст. 49 сказано, что консульские должностные  лица, а также члены их семей, проживающие  вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов пошлин личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

1) косвенных  налогов, которые обычно включаются  в стоимость товаров или обслуживания;

2) сборов и  налогов на частное недвижимое  имущество, находящееся на территории  страны пребывания;

3) налогов на  наследственное имущество или  пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с определенными изъятиями, связанными с переходом имущества в связи со смертью работников консульства и членов их семей;

 

4) налогов и  сборов на частный доход, включая  доходы с капитала, источники которого находятся в стране пребывания, налогов на капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия государства пребывания;

5) сборов, взимаемых  за конкретный вид обслуживания;

6) регистрационных,  судебных, реестровых пошлин, ипотечных сборов, гербовых сборов с изъятиями, относящимися к консульским помещениям.

Зарплата консульских  должностных лиц в стране пребывания освобождается от налогов и сборов. Вместе с тем работники консульских  учреждений, нанимая лиц, зарплата которых  не освобождается от подоходных налогов страны пребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правилами этой страны на нанимателей.

Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу, консульские  должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то эти моменты регламентируются в п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных пошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц, проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношении таможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношении которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного багажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст. 50) освобождает от досмотра личный багаж консульских дол­жностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами для официального пользования консула. Досмотр возможен и в том случае, когда есть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами страны пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр, однако, должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

Таким образом, мы видим, что возможность досмотра личного багажа консульских должностных  лиц четко определена Конвенцией 1963 г. Подобные положения отражены и  во многих двусторонних соглашениях. Согласно другим двусто­ронним конвенциям личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей подлежит досмотру на таможне. Таким образом, консульская практика идет по двум путям:

—   освобождает  от досмотра личный багаж консульских  должностных лиц, если нет серьезных  оснований досматривать ;

—   не освобождает от досмотра ни при каких обстоятельствах.

Консульские должностные  лица освобождены от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также  от воинских повинностей, таких как  реквизиции, контрибуции и военные  постои. Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц, проживающих вместе с ними (ст. 52).

Статья 53 определяет начало и конец консульских иммунитетов  и привилегий. В ней сказано, что  привилегии и иммунитеты, предусмотренные  Конвенцией, начинают действовать в отношении консульского должностного лица с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.

Привилегии  и иммунитеты консульских должностных  лиц прекращаются с того момента, когда они покидают территорию данного  государства, или по истечении разумного  срока, который достаточен для того, чтобы покинуть территорию данной страны.

В отношении  членов семей привилегии и иммунитеты прекращаются в тот момент, когда они покидают территорию страны пребывания, или с того момента, когда они перестают быть членами семьи консульского должностного лица.

Что касается выполнения функций, то практически следует  считать общепризнанным, что консул выполняет свои функции до момента оставления своей должности в консульском учреждении. В случае смерти работника данного учреждения члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления страны пребывания или до истечения разумного срока, в течение которого они должны были бы оставить территорию государства пребывания.

Важное значение имеет ст. 54. Она говорит об обязанностях третьего государства в момент, когда консульские должностные лица проезжают через него, следуя к месту своего назначения или возвращаясь в аккредитующее государство. В этой статье сказано: государство предоставляет все иммунитеты, предусмотренные другими статьями настоящей Конвенции, которые могут потребоваться для обеспечения проезда или возвращения консульского должно­стного лица. Это распространяется и на членов их семей.

Конвенция о  консульских сношениях 1963 г. обязывает  консульских должностных лиц  и всех лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без ущерба для них уважать законы и правила страны пребывания (ст. 55). Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а консульские помещения, как уже говорилось выше, не должны использоваться в целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций. Эта статья отражает практику государств и способствует развитию дружественных отношений между ними.

Консульские должностные  лица обязаны соблюдать любые  требования, предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицом в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета (ст. 56).

Эта статья направлена также на обеспечение прав граждан  в государствах пребывания в случае совершения правонарушений в отношении их личности и имущества консульским должностным лицом. Это лицо несет ответственность по законам страны пребывания (ст. 56).

Штатным консульским  должностным лицам запрещается  заниматься в стране пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Это приводит к изъятию иммунитетов у данного лица (ст. 57).

В результате рассмотрения вышеуказанных проблем приходим к следующим выводам:

1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 г., а следует учитывать и двусторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.

2. Консульские  должностные лица, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решение указанных вопросов нередко вызывает разногласия и конфликтные ситуации между направляющим государством и страной пребывания, чего по возможности следует избегать.

3. Документы  показывают, что существует широкое  разнообразие в предоставлении  иммунитетов и привилегий консульским  должностным лицам разных стран.

 

Правовой статус почетных консулов

          Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г.

Информация о работе Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала консульств