Зарубежный опыт государственного управления на примере США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Общественные отношения в сфере государственного управления выступают объектом данной курсовой работы. Предмет исследования достаточно широк: структура государственных органов, механизмы реализации государственного управления, нормативно-правовая база, как основа реализации государственного управления.
Цель данной работы – сравнить опыт государственного управления в России и США. Выявить взаимосвязь двух систем государственного управления, выделить наиболее эффективные методы управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Структура и функции Государственного управления в США………….…..4
2. Государственное управление в России …………………………………..…14
2.1 Особенности государственного управления в России…………………….14
2.2 Пути совершенствования государственного управления в России, при использовании методов государственного управления США ………….........19
Заключение ………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………….……..23
Приложения………………………………………………………………...……24

Вложенные файлы: 1 файл

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, Правительство издает в форме регламентарных актов.

За проводимый курс и  осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ  Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым [6].

Принципы построения системы органов исполнительной власти:

  1. Принцип федерализма.

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством Российской Федерации. Согласно ст. 77 КРФ структура органов государственной власти будет следующей:

- федеральные органы исполнительной власти РФ;

- органы исполнительной власти субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Этот принцип оказывает  большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленной наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов РФ в пределах, определенных законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения РФ, она несколько ослаблена в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ [5].

3. Принцип законности.

Этот принцип проявляется  в том, что органы государственной  власти, должностные лица обязаны  соблюдать КРФ и иные законы. Данные требования распространяются и на субъекты РФ.

Система органов местного самоуправления включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную (муниципальную), администрацию, содержание которой обеспечивается из местного бюджета.

Судебная власть – это независимая специфическая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях спора о праве.

Роль судебной власти в механизме разделения властей  состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов судебной власти могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и другой юрисдикции.

 Судебная власть  осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства». В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:

1)Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;

2)Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

3)Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Таким образом, при сравнительном  анализе структуры государственных  органов в России и в США можно сделать вывод о несомненной схожести основ их существования. В основе обоих государств лежат принципы федерализма и разделения властей, функциональный аспект действия органов государственной власти в свою очередь различен [4].

2.2 Пути совершенствования государственного управления в России, при использовании методов государственного управления США

        Проведенный сравнительный анализ структурно-функциональной организации государственного управления в США и России позволяет сделать вывод о превосходстве США в следующих аспектах:

Развитость принципа разделения властей.

        Обособленность президента, как главы исполнительной власти от законодательного органа: Конгресса.

        Некоторая состязательность между палатами Конгресса: Сенат и Палатой представительность.

        Выборная основа обеих палат Парламента.

        Именно в разрезе этих принципов и видятся пути совершенствования государственного управления в России. Об этом позволяет судить наиболее эффективное управление США, оценить которое можно по показателям уровня жизни, внутреннего валового продукта, бюджета государства и т.д. все из этих показателей и многие другие в несколько раз превышают степень развития России [7].

        Считаю невозможным осветить все эти аспекты в данном исследовании, поэтому особое внимание будет уделено избирательной системе США, о возможности перенимании её компонентов в России.

 Описание выборов  в Конгресс.

        Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

        Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат.

        В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.

        Предложения по совершенствованию избирательной системы в России, следующие: введение прямых выборов для обеих палат, возвращение мажоритарной системы выборов [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хочется  отметить, что при сравнение структуры государственных органов в России и в США можно сделать вывод о несомненной схожести основ их существования. В основе обоих государств лежат принципы федерализма и разделения властей, функциональный аспект действия органов государственной власти в свою очередь различен. Так же выявлена необходимость перенимания опыта между государствами. Особенно это полезно государствам со схожими принципами организации государственного управления (такими, как Россия и США).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт-М, 2007. – 640 с.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 488 с.
  3. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
  4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. – 448 с.
  5. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2009. – 832 с.
  6. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 1998. – 456 с.
  7. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Юристъ, 2007. –320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Структура органов государственной  власти в РФ

 

Структура органов государственной  власти в США

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Зарубежный опыт государственного управления на примере США