Зарубежный опыт государственного управления на примере США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Общественные отношения в сфере государственного управления выступают объектом данной курсовой работы. Предмет исследования достаточно широк: структура государственных органов, механизмы реализации государственного управления, нормативно-правовая база, как основа реализации государственного управления.
Цель данной работы – сравнить опыт государственного управления в России и США. Выявить взаимосвязь двух систем государственного управления, выделить наиболее эффективные методы управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Структура и функции Государственного управления в США………….…..4
2. Государственное управление в России …………………………………..…14
2.1 Особенности государственного управления в России…………………….14
2.2 Пути совершенствования государственного управления в России, при использовании методов государственного управления США ………….........19
Заключение ………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………….……..23
Приложения………………………………………………………………...……24

Вложенные файлы: 1 файл

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 «Вологодский  государственный технический университет»

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: « Система государственного  и муниципального управления »

Наименование темы: « Зарубежный опыт государственного управления на примере США »

 

 

 

Руководитель

         Маликова  Я.В.

Выполнил (а) студент

      Уният Н.Я.

Группа, курс

       4 курс ЭГУ – 41             

Дата сдачи 

____________________________

Дата защиты

Оценка по защите

____________________________

_______________________________________


 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Структура и функции Государственного управления в США………….…..4

2. Государственное управление в России …………………………………..…14

2.1 Особенности государственного управления в России…………………….14

2.2 Пути совершенствования государственного управления в России, при использовании методов государственного управления США ………….........19

Заключение ………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………….……..23

Приложения………………………………………………………………...……24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Таким образом, уровень развития государственного управления – основной показатель уровня развития государства.

        В условиях современного постиндустриального, информационного общества, в связи со сдвигами, произведенными научно-технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей (свобода, равноправие, демократия, права человека; социальная справедливость и др.), изменяется роль государства внутри страны, а происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые проблемы. Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы -  необходимость изучения мирового опыта государственного управления, с целью повышения эффективности государственного управления в России.

        Общественные отношения в сфере государственного управления выступают объектом данной курсовой работы. Предмет исследования достаточно широк: структура государственных органов, механизмы реализации государственного управления, нормативно-правовая база, как основа реализации государственного управления.

        Цель данной работы – сравнить опыт государственного управления в России и США. Выявить взаимосвязь двух систем государственного управления, выделить наиболее эффективные методы управления.

 

 

 

 

 

  1. Структура и функции государственного управления в США

        В основу формирования правительственной власти положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному и нижестоящим федеральным судам.

        По конституции, все три ветви власти формируются различным образом.

        Конгресс США является составной частью законодательной власти, в которую входят также учреждения, обеспечивающие работу Конгресса, такие как Управление правительственной печати, Библиотека Конгресса, Бюджетное управление Конгресса, Управление государственной ответственности и Управление архитектора Капитолия.

        Основная обязанность Конгресса - готовить, обсуждать и принимать законы, которые затем направляются на утверждение президенту. В полномочия Конгресса входят чеканка и печать денег, содержание вооруженных сил, объявление войны, регулирование торговли между штатами и с зарубежными странами, а также редко применяемые полномочия по импичменту федеральных должностных лиц и внесению поправок в Конституцию США.

        Конгресс избирается непосредственно населением, президент — коллегией выборщиков, Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент — на четыре года, федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы, трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась «отцам-основателям». Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех ветвей власти [1].

        Собственно, в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей либо о четком разделении их компетенции.

        Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов.

        Оно выводится либо из «присущи» президенту полномочий, либо делегируется самим конгрессом.

        По сути законотворческой является и деятельность судебной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецедентов — судебных решений, в которых дано толкование конституционных и законодательных норм и которым суды должны следовать при разрешении сходных дел.

        Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие административные органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли, осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему органов и лиц.

        Подобное переплетение функций служит цели более полного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием общества.

        Конгресс США — высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат — палаты представителей и сената.

       Палата представителей является органом общенационального представительства. 435 ее депутатов избираются на два года в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Между штатами депутатские места распределяются пропорционально численности населения [2].

        Перераспределение мест осуществляется раз в десять лет по итогам переписи населения. Избирательные округа по выборам в палату представителей должны иметь равное, по возможности, число населения.

В настоящее время  квота представительства составляет 520 тыс. человек. Наибольшее представительство  имеют штаты Калифорния (45), Нью-Йорк (34), Техас (27), Пенсильвания (23) и Иллинойс (22). Ряд штатов — Аляска, Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота — имеют по одному представителю. Это минимальная норма представительства по Конституции.

Помимо полноправных членов в палату избираются по одному делегату от Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских островов, Восточного Самоа и Пуэрто-Рико. Они имеют право участвовать в работе палаты и ее комитетов, но лишены права голоса.

        Конституцией США установлены следующие требования к кандидатам: член палаты представителей должен достичь возраста 25 лет, быть гражданином США не менее семи лет и жителем того штата, от которого он избирается.

        Верхняя палата - сенат - является органом представительства штатов.

        Независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Сенаторы избираются на шесть лет в те же сроки, что и палата представителей. Но в отличие от последней, каждые два года состав сената переизбирается только на одну треть. Это обстоятельство придает сенату особый статус постоянно действующего органа. Особая роль сената определяется также тем, что за ним по Конституции закреплен ряд самостоятельных полномочий. «По совету и с согласия» сената заключаются международные договоры. С одобрения сената президент производит назначения на должности федеральных судей и должностных лиц федеральной администрации.

        Немалое значение имеет и небольшой, в сравнении с палатой представителей, состав сената, что предопределяет его роль как элитарного института власти.

        Конституцией США установлены следующие требования к кандидатам: сенатор должен достичь возраста 30 лет, быть гражданином США не менее 9 лет и жителем того штата, от которого он избирается.

Работа конгресса нового созыва начинается в полдень 3 января на следующий год после проведения выборов.

        Конгресс США нового созыва, сформированный на выборах в ноябре 2010 года, начал работу в среду 5 января 2011 года: в полдень по местному времени (20.00 мск) обе палаты собрались на первое заседание [5].

Председатель сената вице-президент США Джозеф Байден принял в среду присягу у новоизбранных сенаторов, палата представителей присягнула в полном составе - она переизбиралась целиком. После торжественной церемонии сенаторы приступили к рутинной законотворческой работе, а конгрессменам для того, чтобы начать трудиться, предстоит выбрать спикера и глав комитетов.

        Заседает конгресс в Капитолии, г. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия.

        Роль конгресса в политическом механизме США определяется двумя конституционными факторами: федеративным устройством США и механизмом «разделения властей». Первый из них определяет предметы ведения конгресса. Второй — конкретные формы и объем реализации властных полномочий конгресса.

        В систему комитетов конгресса входят постоянные комитеты палат, объединенные, расследовательские, специальные и согласительные комитеты.

        Палата представителей имеет 22, сенат — 16 постоянных комитетов.

Численный состав комитетов  в сенате и палате представителей определяется различным образом. В  сенате он установлен Постоянными правилами (регламентом). В палате представителей он определяется заново каждым новым составом палаты. Но непременным остается требование сохранения за партией большего числа мест в каждом из комитетов. Конкретное же соотношение (квота представительства) партий определяется по соглашению между лидерами фракций.

        В сенате численный состав комитетов колеблется от 10 (комитет правил и администрации) до 28 (комитет по ассигнованиям) членов. Сенатор и конгрессмен, по общему правилу, не может быть членом более чем двух постоянных комитетов палаты.

        Наиболее полно роль конгресса в системе разделения властей раскрывается в тех функциях, которыми наделен он по Конституции. В рамках несколько упрощенной схемы они могут быть представлены в следующем виде:

1. Принятие законодательства;

2. Бюджет и финансы;

3. Формирование аппарата  исполнительной и судебной власти;

4. Контроль за деятельностью  правительственного аппарата;

5. Осуществление квазисудебных  функций;

6. Регулирование межправительственных  отношений.

        К этому перечню следует добавить те функции, которые не отражены в Конституции, но которые во многом определяют роль конгресса. К подобным неконституционным функциям могут быть отнесены представительство партий, социальных слоев и групп, общественных и профессиональных организаций; участие в формировании общественного мнения; определение политической линии развития и т.д [2].

        По форме акты конгресса различаются на билли (законы), резолюции и приказы.

        Характеризуя законотворческую деятельность конгресса, необходимо подчеркнуть: она находится под значительным влиянием президента. Он определяет во многом не только программу законодательной деятельности, но и контролирует весь процесс законотворчества.

        Наиболее мощным средством воздействия президента, как и прежде, остается право вето (отклоняется весь проект в целом), которое конгресс может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает законодателей более внимательно отнестись к запросам и замечаниям со стороны президента. Эта позиция имеет под собой достаточные основания.

        Конгрессу удается преодолеть не более трех процентов от общего числа президентских вето.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного управления на примере США