Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в целом, а также на примере Европейского союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, объективную необходимость и историческую неизбежность международной экономической интеграции;
- определить основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции;
-рассмотреть виды международной экономической интеграции;
-выявить сущность и причины западноевропейской интеграции;
-изучить этапы интеграции и механизмы её осуществления;
-охарактеризовать Европейскую ассоциацию свободной торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ , ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………….……...6
1.1. Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции……………………………………6
1.2. Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции………………………………………………………8
1.3. Виды международной экономической интеграции…………………...11
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…………...13
2.1.Сущность и причины Западноевропейской интеграции……………...13
2.2.Этапы интеграции и механизмы осуществления……………………...16
2.3. Европейская ассоциация свободной торговли………………………..24
3.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ………………………………………………………27
3.1. Предпосылки возникновения и этапы эволюции ЕС…………………27
3.2. Цели и принципы деятельности ЕС……………………………………34
3.3. Институциональная структура ЕС……………………………………..35
3.4. Проблемы и перспективы ЕС на современном этапе………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(ОКОНЧАТЕЛЬНО).doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В 1967 г. произошло слияние  высших органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским Парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру [11,с.46].

Введение свободного движения рабочей силы началось в 1961 г., и к  концу переходного периода в рамках ЕОУС и ЕЭС были приняты и введены в действие нормативные акты, предусматривавшие выравнивание трудовых и социальных прав граждан одного государства-члена, работавших по найму в любом другом государстве-члене, с гражданами последнего. Однако гармонизация трудового и социального законодательства стран-членов ЕС не была доведена до конца, поскольку страны «Шестерки» не пришли к согласию относительно взаимного признания дипломов и иных документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. Сохранились также существенные ограничения на свободное движение услуг и капиталов, обусловленные различиями в национальных законодательствах и административной практике, а также разными позициями, занимаемыми правительствами стран-членов в этих вопросах.

Таким образом, задача создания полновесного и эффективного общего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римским договором. Его не удалось создать в 70-х  и начале 80-х годов из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971 г.), мировых  энергетических кризисов в 1973, 1978-1979гг., экономического кризиса начала 80-х годов. Свою роль сыграл и «Люксембургский компромисс», который ввел правило единогласия в процессе принятия решений Советом, предоставив тем самым любой стране возможность заблокировать не устраивающее ее решение. Сочетание экономического кризиса, институциональной инерционности и неспособности оперативно реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры внутри Сообщества и за его пределами в этот период жизни получило название «Евросклероз». [13,с.48]

В 1970 г. был создан механизм Европейского политического  сотрудничества как инструмент добровольной координации внешней политики государств-членов. С 1974 г. начал функционировать новый  орган Сообщества – Европейский  совет (его статус был официально закреплен Единым европейским актом только в 1986 г.), в который входят главы государств и правительств стран ЕС и председатель Европейской Комиссии. В 1979 г. введена в действие Европейская валютная система, основными элементами которой стали механизм поддержания обменных курсов национальных валют государств-членов и общая валютная единица ЕС – ЭКЮ. В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. Благодаря этому таможенный союз в данный период пробрел некоторые элементы экономического союза, определенную степень координации и гармонизации экономической и социальной политики стран-членов, а также полномочия наднациональных органов в таких сферах, как сельское хозяйство и транспорт. Однако координация политики между странами-членами оставалась минимальной, что в конечном итоге и не позволило Сообществу в полной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний срок создать общий рынок.

1985-1992 гг. – третий  этап эволюции экономической  интеграции Западной Европы. На  этом этапе Сообщество приступило к завершению строительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции .[11,с.45]

В этот период Комиссия ЕС рассматривала два проекта, имевших  целью придать новый импульс «европейскому строительству»: завершение формирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза (ЭВС).

Принятая программа  завершения формирования единого внутреннего  рынка имела своей целью устранить  все технические, налоговые, правовые и административные препятствия свободному движению товаров и обеспечить свободное движение не только товаров, но также и услуг, лиц и капиталов. Тем самым предполагалось устранить фрагментацию рынка Сообщества и, следовательно, стимулировать реструктуризацию европейской промышленности и образование крупных «панъевропейских» компаний, способных составить конкуренцию корпорациям США и Японии. Кроме того, в программе большое внимание уделялось активизации деятельности Сообщества в таких сферах, как регулирование конкуренции, региональная, социальная и валютная политика.

1992-2000 гг. – четвертый  этап. Главное его событие –  создание единого экономического, валютного и политического союза.  Это потребовало внесения изменений  в положения ранее принятых регламентов ЕС .[13,с.51]

Задачи и  комплекс мер по реформированию ЕЭС  были сформулированы в программе  Делора («пакет Делора»), который конкретизировал  решения Единого Европейского Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три  основных направления реформирования ЕЭС: полная либерализация движения капиталов внутри ЕС, объединение финансовых рынков государств-членов, жесткая фиксация обменных курсов национальных валют и сведение к нулю существующих пределов колебаний с последующей заменой национальных денежных единиц на единую европейскую валюту. С 1 июля 1990 г. Сообщество фактически приступило к реализации программы. Формально же она была санкционирована Договором о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте .[11,с.48]

Маастрихтский договор открыл новый этап в развитии европейской интеграции. Его основной целью, согласно статье «В», является создание Экономического и валютного союза (ЭВС) к концу 90-х годов. Договор предполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной финансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические трудности по не зависящим от них причинам, например, вследствие стихийных бедствий (ст.103а). Однако полностью решить проблемы реформирования ЕЭС Маастрихтскому договору не удалось, поэтому в 1996 г. была созвана Межправительственная конференция (МПК), целью которой являлся пересмотр некоторых положений Маастрихтского договора (в соответствии со статьей N, пункт 2). Итогом конференций в Турине (1996 г.) и Амстердаме (1997 г.) стало утверждение новой редакции Договора о Европейском Союзе, получившей название Амстердамский договор. [11,с.50]

В концу рассматриваемого периода (2000г.) в мире функционировало 85 региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей. Реальная интеграция осуществлялась такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК [7,с.521]. В большинстве регионов Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничество начинало набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имели недостаточный и сильно различающийся научно-технологический, производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различное нормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств, недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков. Развитие интеграционных процессов в мире за последние два десятилетия 20-го века характеризуют показатели ,предоставленные в Приложении А. Из данных видно, что процесс интеграции в мире шел весьма активно и достаточно эффективно. Кроме того, можно сделать вывод, что в 2000г. по доле в мировом ВВП ЕС уступает НАФТА (показатель соответственно 26,0% и 27,5%), тогда как по доле в мировом экспорте ЕС – безусловный лидер, на его долю приходится 41% мирового экспорта (у НАФТА лишь 17,4%).

С 2001 г. – современный  этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело сообщество на качественно новый  уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в экономический и валютный союз (ЭВС).[13,с.52]

Таким образом, логически завершилась программа  создания Единого внутреннего рынка  и формирование на территории ЕС единого  экономического пространства.

ЭВС входит в компетенцию  сохраненного в рамках Европейского Союза Сообщества, решающего на централизованном, или коммунитарном, уровне большинство вопросов. Иначе говоря, участники ЭВС добровольно делегируют органам ЕС ряд суверенных прав, включая валютную, эмиссионную, бюджетную и налоговую политику.

Анализ этапов развития европейской интеграции позволяет  сделать вывод, что на протяжении всего периода существования  ЕС происходило углубление интеграционного  процесса и трансформация от простейшей формы - зоны свободной торговли через  таможенный союз и общий рынок к экономическому и валютному союзу.

Что касается количественных изменений, то расширяясь в восточном направлении, в 2004г. Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: его территория увеличивается на 34%, а население – на 104,9 млн. человек, или 29%. Таким образом, в 2004г. ЕС становится крупнейшим в мире рынком с 500 миллионами потребителей .[11,с.47].

В политическом отношении складывается гегемония  ЕС на основной части территории Европы, что придает ему качественно  новый международный вес, статус и позиции. Включив в свой состав страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Европейский Союз, начинает играть гораздо более активную роль при принятии глобальных решений и укрепляет свои позиции в таких международных организациях, как ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО.

Вместе с  тем нельзя не видеть, что географические, демографические и политические последствия не совпадают с экономическими (приложение Б).

Анализ приведенных  данных свидетельствует, что в результате расширения Сообщество приобретает преимущественно земельные и людские ресурсы. Прибавив к населению ЕС 29%, страны, принятые в ЕС в 2004г. увеличивают ВВП лишь на 4% (это гораздо меньше, чем при всех предыдущих расширениях). Одновременно снижаются показатели экономического развития Сообщества в целом: ВВП на душу населения – на 16%. Это почти в 5 раз большее снижение, чем при предыдущих расширениях. Однако благодаря расширениям ЕС становится все более крупным и могущественным субъектом мировой экономики[13,с.53].

 

2.3 Европейская ассоциация свободной торговли

 

Наряду с  Европейским Союзом в Европе функционирует  вторая по величине интеграционная группировка- Европейская ассоциация свободной  торговли( ЕАСТ). Конвенция о создании этой организации была подписана  в Стокгольме в 1959 г., а вступила в силу в следующем году. Инициатором её создания стала Великобритания, которая фактически пыталась противостоять её развернувшему свою широкую деятельность на европейском континенте ЕЭС. В начале 70-х годов в число членов ЕАСТ входило 10 стран: Великобритания, Португалия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Исландия, Норвегия. По своим качественным характеристикам ЕАСТ оказалась экономически менее однородной, чем ЕЭС. Достаточно сказать, что коэффициент вариации национальных уровней производительности труда составил 3,4. Это обстоятельство, а также некоторые другие причины предопределили более медленный процесс интеграции стран ЕАСТ и недолговечность её состава. В 1973 г. её покинули Великобритания и Дания, в 1986 г.- Португалия, а  1995 г.- Австрия, Швеция и Финляндия. Сегодня членами ЕАСТ остались всего четыре страны- Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия, население которых составляет 11 млн человек, что более чем в 30 раз меньше численности населения стран ЕС. [9,с.47]

При подписании Стокгольмской конференции об образовании ЕАСТ стороны преследовали следующие основные цели:

  • содействовать развитию межстрановой торговли, постепенно устраняя торговые барьеры, проводить консультации друг с другом по ликвидации какой-либо дискриминации во внешней торговли;
  • содействовать росту экономической активности, достижению полной занятости, повышению производительность труда, более  рациональному использованию ресурсов и обеспечению финансовой стабильности;
  • ликвидировать неравенство в условиях снабжения сырьём, производимым на территории стран- членов ЕАСТ;
  • обеспечить добросовестные условия конкуренции во взаимной торговле.

По своему экономическому содержанию группировка ЕАСТ относится  к раннему этапу интеграции, т.е. к зонам свободной торговли.

Хотя единого  наднационального органа управления ЕАСТ и не существует, тем не менее  и эта интеграционная группировка  имеет определённую институциональную  структуру. Высший руководящий орган ЕАСТ- Совет, состоящий из представителей государств-членов, является форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Он не имеет статуса наднационального органа и не может принимать решения только на основе единогласия. Принятые решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации же- лишь для тех, к которым они обращены.

Секретариат, возглавляемый  генеральным секретарём, оказывает  поддержку Совету, комитету и экспертным группам. Секретариат не наделён  исполнительной властью. Шесть его  отделов ответственны за вопросы  экономики, торговли, интеграции, прессы и информации, администрации. ЕАСТ не имеет ни официального парламента, ни наднационального суда.

Что касается отношения  ЕАСТ с другими группами стран, то она не замыкается в своих собственных  границах, а активно взаимодействует  с другими группами стран. Так, в 1992 г. страны ЕАСТ и ЕС подписали договор об образовании Единого экономического пространства( ЕЭП), который вступил в силу в 1994 г. В результате этого договора в Западной Европе  возник  огромный рынок, объединяющий Лихтенштейн, Исландию, Норвегию и 15 стран-членов ЕС с населением около 370 млн человек. Швейцария, входящая в ЕАСТ, по итогам проведённого референдума не ратифицировала договор о создании ЕЭП.

Европейская ассоциация свободной торговли построила прочный  экономический мост между западно- и восточноевропейскими странами. Государства-члены ЕАСТ подписали соглашения о свободной торговле с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией, Чехией и балтийским странами. Эти соглашения предусматривают развитие между партнёрами торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. В них также речь идёт о будущем сотрудничестве в области транспорта, иностранного туризма и охраны окружающей среды.[9,с.51-52]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЕВРОПЕЙСКИЙ  СОЮЗ

 

3.1 Предпосылки возникновения и этапы эволюции Европейского союза

 

Исторически наиболее полное развитие МЭИ получила в Западной Европе, где во второй половине 20 века сложилось единое экономическое  пространство, в пределах которого формируются общие условия воспроизводства и функционирует общий механизм его регулирования. Для западноевропейской интеграции было много объективных предпосылок. С точки зрения экономики интеграцию в Западной Европе отличает длительный исторический опыт развития взаимных хозяйственных связей и возникшая на этой базе сравнительная однородность промышленных, сельскохозяйственных, торговых и кредитно-денежных отношений. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция опиралась на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую роль в её возникновении сыграли идеи единой Европы, которые выдвигались многими политическими и общественными деятелями, в том числе В.Гюго, И.Кантом. Важное значение имели и итоги Второй мировой войны, которые однозначно показали, что добиться господства на пространстве Западной Европы одной державе не удастся и нужно коллективными усилиями развивать мирное сотрудничество в интересах роста благосостояния всех народов.

Информация о работе Европейский союз