Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в целом, а также на примере Европейского союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, объективную необходимость и историческую неизбежность международной экономической интеграции;
- определить основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции;
-рассмотреть виды международной экономической интеграции;
-выявить сущность и причины западноевропейской интеграции;
-изучить этапы интеграции и механизмы её осуществления;
-охарактеризовать Европейскую ассоциацию свободной торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ , ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………….……...6
1.1. Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции……………………………………6
1.2. Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции………………………………………………………8
1.3. Виды международной экономической интеграции…………………...11
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…………...13
2.1.Сущность и причины Западноевропейской интеграции……………...13
2.2.Этапы интеграции и механизмы осуществления……………………...16
2.3. Европейская ассоциация свободной торговли………………………..24
3.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ………………………………………………………27
3.1. Предпосылки возникновения и этапы эволюции ЕС…………………27
3.2. Цели и принципы деятельности ЕС……………………………………34
3.3. Институциональная структура ЕС……………………………………..35
3.4. Проблемы и перспективы ЕС на современном этапе………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(ОКОНЧАТЕЛЬНО).doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Начальный импульс  развитию западноевропейской интеграции положило выступление министра иностранных  дел Франции Р.Шумана 9 мая 1950 г., который предложил поставить всё производство угля и стали в ФРГ и Франции под общее верховное руководство. Это предложение поддержали и деловые круги ряда европейских стран, и уже в апреле 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали  (ЕОУС). Договор вступил в силу в 1953 г.

Новый толчок европейскому экономическому сотрудничеству был  дан Мессинской конференцией, состоявшейся в июне 1955 г., на которой участники  обсудили  меморандум о европейской интеграции. В нём шла речь о создании единой Европы путём развития совместных институтов, постепенного слияния национальных экономик и согласования социальной политики.  В этом же году было образовано Европейское сообщество по атомной энергии( Евротом). Таким образом, вступивший в силу Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации: ЕОУС, ЕЭС и Евротом.

Западноевропейская  интеграция в своём развитии прошла несколько этапов, характеризующихся  как её углублением, переходом от низших видов к высшим, так и увеличением числа участников. В процессе развития менялось и само название интеграционного блока западноевропейских стран. Первоначально группа этих стран называлась Европейским экономическим сообществом(ЕЭС), или Европейским сообществом, или ещё проще- Сообществом. Но с 1 ноября 1993г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, западноевропейская интеграция стала официально называться Европейским Союзом( ЕС).[9,с.27-28]

Сначала западноевропейская интеграции развивается в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968 гг., в Сообщество входило шесть стран- Франция,  ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На этом этапе интеграции в соответствии с положениями Римского договора были отменены таможенные пошлины и количественные отграничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна- участница интеграционного блока сохранила свой национальный таможенный тариф для третьих стран. Следует отметить, что устранение таможенных пошлин между странами-партнёрами зоны свободной торговли вовсе не означало отмены контроля на их государственных границах. Участники этой интеграции осуществляли валютный контроль, обеспечивали общественную безопасность, вели борьбу с контрабандой и подделками, следили за соблюдением промышленных стандартов, собирали налоги и, конечно, статистические данные. Все эти виды контроля давали странам возможность возводить на пути движения товаров внутри Сообщества нетарифные препятствия и были ликвидированы только в 1993 г., т.е. когда западноевропейская экономическая интеграция оказалась на более высоком этапе развития.

Система управления зоной свободной торговли была достаточна проста. Её  функционирование могло  координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, который располагался в одной из стран-партнёров. Но члены зоны свободной торговли обходились и без этого официального органа, обсуждая и согласовывая основные вопросы своего развития на проводимых время от времени совещаний руководителей  определённых министерств и ведомств.[9,с.28-29]

Второй этап западноевропейской интеграции, получивший название Таможенного союза, был  самым продолжительным: с 1 июля 1968г. по 1986г. включительно. Причём с 1 января 1973г. к шести первым членам интеграционного  блока присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, 28 мая 1979г. в него вступила Греция, а 1 января 1986г.- Испания и Португалия. Всего в 1986г. в интеграционном союзе оказалось 12 западноевропейских стран.

В период функционирования Таможенного союза экономическое  сотрудничество стран-членов интеграционной группировки активно развивалось. Они не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы и приведя их к общему знаменателю. Уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции был установлен как среднее арифметическое значение ставок национальных таможенных тарифов. В итоге средний уровень таможенных тарифов составил примерно 40%, а по отдельным товарам и превышал это значение. К середине 90-х годов этот уровень фактически снизился до 4,5% и стал одним из самых низких в мире.

Гармонизированный единый таможенный тариф распространяется на все товары, ввозимые на территории Сообщества, и основан на режиме наибольшего благоприятствования( РНБ) для всех стран-членов Генерального соглашения по тарифам и торговле( ГАТТ), если не существует каких-либо специальных двусторонних соглашений с третьими странами, предполагающих предоставление ещё более благоприятного режима. Помимо договорных применяются также автономные пошлины, если они ниже договорных, или в отношении тех товарных позиций, по которым отсутствуют договорные пошлины. Кроме таможенных пошлин, Европейское сообщество применяет и  другие инструменты внешнеторговой политики, в частности некоторые сохранённые ограничения. Среди них можно отметить следующие: тарифные квоты на сельскохозяйственные товары, тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю, квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о     « добровольном ограничении экспорта» из третьих стран, экспортные квоты.

Европейское сообщество с 1968г. в качестве инструмента торговой политики применяет также правило  определения страны происхождения  товара. Таковой страной является та, где товар последний раз прошёл обработку, в результате чего возник новый продукт или продукт с принципиально новой степенью обработки. В итоге получаемый новый продукт попадает под иную тарифную классификацию, нежели его компоненты.

Следующий этап западноевропейской интеграции называется в экономической литературе Общим рынком или Единым внутренним рынком стран ЕЭС(1987-1992гг.). Исходным для его официального формирования стало подписание Единого европейского акта 27 февраля 1986г., который вступил в силу с 1 июля 1987г. Центральным положением Единого европейского акта является указанная в нём цель создания единого европейского рынка как « пространства  без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Было намечено ликвидировать следующие барьеры:

  • Физические в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля;
  • Технические, обусловленные различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов;
  • Фискальные, находившие своё выражение в различных системах налогообложения.

Становление Общего рынка, обеспечившего под защитой  единого внешнего тарифа свободу  межстранового передвижения товаров, услуг и факторов производства, потребовало  значительного повышения организационного уровня межгосударственной координации экономической политики стран ЕЭС. Этот более высокий уровень координации обеспечивают периодические совещания глав государств и правительств стран-членов Сообщества, а также частые встречи руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся в своей работе на постоянно действующий секретариат.[9,с.35-37]

Четвёртый этап западноевропейской интеграции открывается  в 1993г. и продолжается до сих пор. С этого года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом, в состав которого входят теперь 15 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, а с 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция. По сравнению с другими этапами четвёртый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является её самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.

Экономический союз 15 стран Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:

  • Полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • Необходимость проведения политики поощрения конкуренции на всём едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия к доступу на рынок и нарушения в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов;
  • Поощрение общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, чтобы способствовать оптимальному распределению ресурсов и процветанию всего союзного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях;
  • Координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно объёма и финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определённой налоговой гармонизации;
  • Преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.

На основе Маастрихтских  соглашений 1991г. страны-члены ЕС наметили мероприятия, ещё более укрепляющие их интеграционное объединение: ввести единую европейскую валюту с 1 января 1999г.. создать единый Европейский банк, внедрить в своих странах единые паспорта , технические стандарты, налоги, дипломы и т.д.

На четвёртом  этапе западноевропейской интеграции естественно возникает потребность в органах, наделённых полномочиями  просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам.

Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция перечисленных западноевропейских стран началась ещё в 70-е годы, когда они находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы(ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979г. она начала действовать, преследуя следующие цели:

  • Установить повышенную валютную устойчивость внутри Союза;
  • Стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • Упростить единение направлений экономического развития и придать новый импульс европейскому процессу;
  • Стабилизирующе воздействовать на международные экономические и валютные отношения.

Европейская валютная система должна была распространяться на все страны Европейского Сообщества. На практике через 10 лет после её создания в ней не принимали участие Великобритания и Греция, а Италия всё ещё имела особый статус. ЕВС установила ЭКЮ- базу соизмеримой стоимости, предназначенную стать деньгами, и систему стабильных, но упорядочиваемых валютных курсов между странами Сообщества. Она предусматривала предоставление резервов в общее распоряжение, проводила в действие арсенал кредитных механизмов внутри Союза. ЭКЮ стала центральным элементом ЕВС. Определённая как корзина валют, она постепенно расширяла свою официальную роль и всё чаще использовалась в частных сделках.

Маастрихтский договор стран-членов ЕС 1991г. принял решение о переходе к единой валюте. На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995г. было принято называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы её введения.

С 1 января 1999г. единая европейская валюта евро введена  в межбанковские расчёты стран ЕС, а с 1 января 2002г. начали вводить в обращение банкноты евро и изымать банкноты национальных валют. В то же время страны-члены ЕС перешли к использованию в обращении монет евро и изъятию монет национальных валют. Переход на новую валюту завершился к 1 июля 2002г. Ясно, что переход 15 западноевропейских стран к использованию единой валюты не будет иметь разрушительного характера, а станет важным моментом в процессе формирования единой банковской  и финансовой системы.

Таким образом, развитие Экономического союза стран-членов ЕС неразрывно связано с образованием их тесного валютного союза. Введение единой западноевропейской валюты- это необходимое условие для развития частного предпринимательства и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в пределах одного внутреннего рынка стран-членов интеграционного блока.[9,с.37-39]

На данный момент в состав ЕС входят уже 27 государств: к 15 странам присоединились Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Кипр, Мальта, Болгария и Румыния.

В результате развития интеграционных процессов группа стран  Западной Европы превратилась в одну из мощных промышленных объединений  в мире.

 

3.2 Цели и принципы деятельности ЕС

 

Европейский союз базируется на трёх основаниях:

  1. Экономический союз;
  2. Сотрудничество в области  юстиции и внутренних дел;
  3. Согласованность в области безопасности и внешней политики.

Основными целями ЕС являются образование тесного  союза народов Европы и содействие сбалансированному, устойчивому экономическому прогрессу путём формирования общего пространства без внутренних границ, усиление взаимодействия в социальной сфере.[10,с.290]

В качестве важнейших  принципов ЕС выступают:

  • Уважение национальных особенностей государств-членов и прав человека;
  • Дополняемость( субсидиарность) условий, согласно которой решения должны приниматься на уровнях, наиболее близким к гражданам;
  • Верховенство права, которое предполагает строгую иерархию принятых нормативных актов;
  • Поддержание диалога, означающее необходимость проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами перед принятием окончательного решения.[10,с.290-291]

 

3.3 Институциональная структура ЕС

 

Для достижения поставленных целей в вопросах развития интеграции в ЕС созданы наднациональные институты управления. Наиболее важными из них являются Совет ЕС, состоящий из Европейского Совета глав государств и Совета Министров, Европейская комиссия, Европейский Парламент и Суд.

Совет ЕС. Этот главный орган принимает стратегические решения относительно экономической и политической интеграции. Он функционирует на двух уровнях: Европейского Совета глав государств и Совета Министров.

Информация о работе Европейский союз