Государственное регулирование экспорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение экспорта в системе международных отношений, а так же регулирования экспорта в практике России. Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач:
• Определение понятия, видом и методов осуществления экспорта
• Характеристика методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
• Раскрытие регулирования сырьевого и несырьевого экспорта
• Определение основных направлений государственной поддержки экспорта
• Совершенствование системы регулирования экспорта

Содержание

Введение 3
1. Государственное регулирование экспорта 5
1.1 Понятие, виды и методы осуществления экспорта 5
1.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и система органов осуществляющих регулирование 8
2. Системное регулирование экспорта в Российской Федерации 14
2.1 Регулирование сырьевого экспорта в РФ 15
2.2 Регулирование несырьевого экспорта в РФ 18
3. Перспективы развития государственного регулирования экспорта в Российской экономике 24
3.1 Основные направления государственной поддержки экспорта в РФ 26
3.2 Совершенствование системы регулирования экспорта в РФ 31
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Варлакова.docx

— 105.31 Кб (Скачать файл)
  • Координирует взаимодействие русских участников внешнеэкономической деятельности со структурой торговых представителей за рубежом.
  • Содействует аппарату РФ за рубежом
  • Осуществляет подготовку комфортных писем по запросам российских экспортно-ориентированных компаний
  • Помогает в создании информационных баз
  • Создает перечни услуг
  • Приводит в действие анализ информационно-аналитических  материалов об оказании услуг

Следует привести и меры государственных гарантий экспорта промышленной продукции, которые предполагают внедрение форм государственных гарантий, и ознаменуют собой некую регламентацию для дальнейшей работы, таких как:[29]

1.Гарантия  обеспечения платежа и обязательств  по платежу заемщика, то есть  иностранного импортера, а так же правительства иностранного государства в отношении экспортера Российской Федерации, если предоставлена государственная гарантия иностранного государства.

2. Гарантия  обеспечения платежа и обязательств  по платежу заемщика, то есть  иностранного импортера, а так  же правительства иностранного  государства в отношении банка-агента  в соответствии с предоставлением  кредита иностранному государству, опять же если предоставлена  государственная гарантия иностранного  государства.

3.Государственная  гарантия обеспечения обязательств  банка-агента перед иностранным  государством в виде тендерных  гарантий, а так же гарантий  возврата авансовых платежей  и гарантий надлежащего исполнения  контрактов, которые были выданы  им по обращениям российских  экспортеров.

Если не обращать внимание на уменьшение капитальных вложений со стороны государства, можно ожидать повышение инвестиционной активности в несырьевой экспорт. Именно эти инвестиции должны стать одним из динамичных компонентов спроса. К концу 2014 года норма накопления основного капитала должна повыситься до 23.4%. Важнейшим фактором экономического роста в данной подотрасли является повышение конкурентоспособности российской продукции. Это должно компенсировать укрепление курса рубля.[32] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития государственного регулирования экспорта в Российской экономике

В настоящее время , Россия снижает экспорт нефти и увеличивает экспорт нефтепродуктов . В соответствии с данными Федеральной таможенной службы РФ экспорт нефти в стоимостном выражении снизился с январе по май 2014 года в сравнении со схожим периодом 2013 года на 3 , 8% , то есть до 68 , 5 млрд . долларов. Вместе с этим физический объем экспорта нефти уменьшился на 4 , 9% , и составил 92 , 8 млн тонн против 97 , 6 млн . тонн в 2013году. Главный объем экспорта нефти пришелся на страны дальнего зарубежья, где стоимость поставок составила 64 , 4 млрд . долларов , что на 3 , 6% ниже показателя за схожий период времени предыдущего года  -  66 , 8 млрд . долларов с января по май  2013 года. Доходы от поставок нефти в СНГ упали на 9 , 5% до 4 , 05 млрд . долларов против 4 , 5 млрд . долларов годом ранее .[36]

Доходы России с экспорта нефтепродуктов за январь-май 2014 года выросли в сравнении с тем же периодом 2013 года на 17,1%, тем самым увеличились с 41,5 до 48,5 млрд. долларов. Физические объемы экспорта нефтепродуктов выросли на 19,9% и составили же 66,2 млн. тонн против 55,2 млн. тонн за январь-май 2013 года. При этом в страны дальнего зарубежья за 5 месяцев 2014 года поставлено 60,7 млн. тонн нефтепродуктов на сумму 44,7 млрд. долларов, в страны СНГ - 5,5 млн. тонн на 3,8 млрд. долларов. Экспортируемая из России нефть классифицируется кодом 2709 – сырая нефть, и поставляется под маркой Urals. Экспортная пошлина, рассчитываемая ежемесячно Министерством экономического развития, прямо пропорциональна цене на нефть марки Urals на мировых рынках. Сокращение объемов поставок нефти в 2014г. происходит на фоне сохранения мировой цены на нефть марки Urals практически на уровне 2013г.: в январе-мае 2013г. средняя цена составила 107,8$/баррель, в январе-мае 2014г. – 106,8. Экспортные цены, по данным ФТС, также изменились не значительно - в первом квартале 2014г. средняя цена поставки нефти на экспорт составила 100,95 против 103,08 в 2013г. Подводя итог, можно сказать, что ценовое влияние на экспорт представляется минимальным. Можно говорить и о намечающейся тенденции переориентации сырьевых потоков как результат долгосрочной политики модернизации нефтеперерабатывающей отрасли России. [33]

Для сравнения, можно привести десятку крупнейших экспортеров мира за 2013 год, независимо от вида экспорта:[37]

  1. КНР – 2 210 000  млн. долларов                                
  2. США – 1 575 000 млн. долларов
  3. Германия – 1 493 000 млн. долларов
  4. Великобритания – 813 000млн. долларов
  5. Япония - 697  000 млн. долларов
  6. Франция – 578 300 млн. долларов
  7. Республика Корея – 557 300 млн. долларов
  8. Нидерланды – 551 000 млн. долларов
  9. Россия – 515 000 млн. долларов
  10. Италия – 474 000 млн. долларов

Отсюда видно, что Россия находится в десятке лучших, ведь официально зарегистрированных экспортеров 196 стран. По оценкам различных аналитиков в области экономики, у России есть все шансы ближайшие 10 лет войти в пятерку крупнейших экспортеров.

Снижение экспортной пошлины на нефть, утвержденное постановлением правительства РФ на 2015 год, поможет российским экспортным нефтяным компаниям справиться с периодом низких цен на нефть. Как отмечает вице – президент Moody’s Юлия Прибыткова:«Несмотря на то, что снижение цен на нефть в целом является негативным фактором для рейтингов нефтекомпаний, влияние этого на российских экспортеров нефти в значительной мере смягчается сокращением экспортной пошлины, которая нивелирует львиную долю – до 80% потерь, связанных с падением цен»

По аналитическим оценкам Moody’s, реформы, которые проводит налоговое законодательство и вступят в силу 1 января 2015 года, должны  понизить налоговую нагрузку российских экспортеров нефти на 2–3%, причем в наибольшей степени от них выиграют «Роснефть», «Лукойл» и «Татнефть».[37]

29 ноября текущего года, премьер-министр Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление № 1274 об изменении размеров ставок вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты на период с 2015 до 2017 года с их последовательным снижением. С 1 декабря 2014-го на основании коэффициентов расчета Министерства экономического развития вступили в силу пониженные на 10–12% по сравнению с ноябрем ставки вывозных пошлин. Решение о «налоговом маневре» в нефтяной отрасли было принято правительством и закреплено в ФЗ от 24 ноября 2014 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».[36]

3.1 Основные направления государственной поддержки экспорта в РФ

В настоящее время важнейшим направлением торговой политики различных стран является стимулирование экспорта. Вместе с созданием хорошего макроэкономического фона для экспортеров, стали широко применяться специализированные меры для дальнейшего развития и расширения экспортного производства.

Для обеспечения конкурентных преимуществ, защиты и поддержки интересов экспортеров, а так же роста экономического потенциала на внешнем рынке, была разработана система различных мер государственной поддержки экспорта, которая предусматривает применение торгово-политических, финансовых, и информационно-консультативных инструментов.

Особое значение среди этих мер имеет финансовая поддержка, к которой можно отнести:

-Кредитование экспорта

-Субсидирование экспорта

-Страхование  экспорта

В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Развитие внешнеэкономической деятельности», программа предусматривает усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, повышение вклада внешнеэкономической сферы в модернизацию национального хозяйства, а так же улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности. В данной государственной программе разработана целевая финансовая поддержка развития внешнеэкономической деятельности, которая предусматривает выделение средств из федерального бюджета, в общей сумме 438554246,65 тысяч рублей, в том числе:[31]

  • 2013 год - 75386901,4 тысяч рублей
  • 2014 год - 73149327,6 тысяч рублей
  • 2015 год - 72885231,31 тысяч рублей
  • 2016 год - 73087832,6 тысяч рублей
  • 2017 год - 70503676,87 тысяч рублей
  • 2018 год - 73541276,87 тысяч рублей

В процессе реализации данной программы ожидается: совершенствование экспортной специализации РФ; совершенствование диверсификации экспорта за счет увеличения количества товаров несырьевой специализации; увеличение в 1.5 раза организаций-экспортеров; и другие.

Торгово-политическое направление включает в себя решение проблем доступа на внешние рынки. Имеется ввиду не только устранение действующих ограничений по отношению к российским экспортерам, но и создание благоприятного климата для устранения угрозы в будущем. Данная деятельность по обеспечению доступа российских товаров на внешние рынки направлена на устранение дискриминации в отношении российских экспортеров посредством присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

Информационно – консультативные направления связаны с фактором конкурентоспособности, где эффективными мерами является сбор информации о потребностях потенциального зарубежного контрагента и его платежеспособности, и оценка особых условий, которые присущи определенному внешнему рынку, на стадии заключения контракта.[30]

За последние несколько лет, да данным Росэксимбанка, были реализованы следующие проекты:[34]

  1. Космические технологии. Росэксимбанк выступил организатором синдицированного кредита в размере 278,5 млн. долларов для финансирования проекта по созданию в Республике Ангола национальной космической системы спутниковой связи и вещания.
  2. Электроэнергетика. Росэксимбанк выступил организатором синдицированного кредита на сумму в 123,3 млн. долларов для финансирования поставок российского энергетического оборудования для строительства ГЭС «Сарапульо», «Аллурикин» и «Тоачи» в Республике Эквадор.
  3. Самолетостроение. Росэксимбанк заключил соглашение об открытии кредитной линии кубинской компании Aviaimport S.A. на сумму в 4,5 млн. долл. США., сроком на 5 лет.

По данным аналитического отдела МСП банка, общее число предприятий экспортеров уже достигло 38.7%.[35] В основном лидирует обрабатывающее производство, как по количеству предприятий, так и по выручке. Общий объем экспорта для одного предприятия малого и среднего бизнеса по результатам исследования составил 23 млн рублуй в 2013 году. Этот же показатель несколько выше для предприятий торговли –где общий объем экспорта составляет  37 млн рублей. Как показало исследование, большинство предприятий планируют увеличить объем экспорта в 2014 году в среднем на 28%, а в сфере торговли - до 76%.[35]

На основе вышесказанного, складывается вывод, что не только государство оказывает поддержку  экспортерам, но и различные банки.

Осуществление фактической реализации мер содействия экспорту происходит Департаментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России. В этом отношении Департамент, в отношении отечественных производителей, осуществляет следующие полномочия:

  • осуществляет координацию взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности, как на территории РФ, так и за рубежом
  • содействует торговым представителям РФ за рубежом в поиске партнеров
  • подготавливает и составляет аналитическую информацию, основанную на специфике работы с зарубежными компаниями
  • помогает в создании информационной базы, целью которой является систематизация предложений экспортной продукции
  • создает списки товаров и услуг, которые являются перспективными для продвижения
  • производит анализ представленных материалов, в которых закреплена информация о проводимых тендерах и конкурсах за рубежом
  • координирует выполнение задач и функций  Уполномоченных Минэкономразвития России
  • организует семинары, в которых могут принять участие региональные экспортно-ориентированные предприятия и ОИВ.
  • обеспечивает регулярное обновление и изменение каталога  «Российский экспорт: продукция и технологии»
  • оказывает содействие в проведении различных ярмарок и других мероприятий представителям зарубежных стран[31]

Следует сказать и о развитии внешнеэкономической стратегии до 2020 года, которая предполагает не только развитие каких-либо конкретных отраслей экономической деятельности, но и предполагает развитие импорта и экспорта товаров, а конкретнее намеревается разработка и внедрение программ для реализации несырьевого экспорта, так как на данном этапе развития он является наименее продуктивным и прибыльным. России необходимо превратить систему государственной поддержки экспорта в удобный и доступный для отечественных производителей инструмент развития для тех отраслей, где мы имеем значительный экспортный потенциал.

Недавно, Премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев одобрил новый вариант «дорожной карты», которая предполагает доступ российских товаров на зарубежные рынки. В данном случае будут значительно ускорены таможенные процедуры, а так же при экспорте будут упрощены процедуры валютного контроля и возврата НДС. К слову, «дорожная карта» создана для обеспечения успешного продвижения российского несырьевого экспорта на рынки зарубежных стран, и тем самым диверсифицирует экспорт и повысит его вклад в модернизацию отечественной экономики.

Информация о работе Государственное регулирование экспорта в РФ