Государственное регулирование внешнеэкономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является исследование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- цели и принципы ВЭД
- органы, регулирующие ВЭД в РФ
- формы и методы регулирования ВЭД
- регулирование внешней торговли и валютно-финансовых отношений
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность внешнеэкономической деятельности………………....5
1.1. Цели и принципы внешнеэкономической деятельности……………...5
1.2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в РФ...7
1.3. Основные направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…12
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………16
2.1. Государственное регулирование внешней торговли………………….16
2.2. Государственное регулирование валютно-финансовых отношений...29
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОС.РЕГУЛ. АЛЕКСЕЕВА 3531.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

________________________________________________

Кафедра товароведения  и таможенной экспертизы

 

">

 

 

 

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»

на тему «Государственное регулирование внешнеэкономических отношений»  

 

 

 

Выполнила: студентка 3-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа 3531 

М.Д. Алексеева

Подпись _____________________  

 

Проверил : Ю.А. Максимов                 

доцент, канд. техн. наук, канд. экон. наук, Оценка_______________________              Подпись_____________________          

«___»                                  2012 г. 

 

 

  

 

 

  

 

Санкт-Петербург

2012 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.  Сущность внешнеэкономической деятельности………………....5

1.1. Цели и  принципы внешнеэкономической деятельности……………...5

1.2. Органы, регулирующие  внешнеэкономическую деятельность  в РФ...7

1.3. Основные  направления, формы регулирования  и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…12

Глава 2. Государственное  регулирование внешнеэкономических

отношений……………………………………………………………………16

2.1. Государственное  регулирование внешней торговли………………….16

2.2. Государственное регулирование  валютно-финансовых отношений...29

Заключение…………………………………………………………………..34

Список использованных источников………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно  развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений. Поэтому особое значение приобретает  государственное регулирование  ВЭД как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

В современной  экономике суть государственного регулирования  заключается  в достижении конкретных целей, направленных на обеспечение хозяйственной деятельности и стабилизацию экономики в целом. В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик.

 Эти факты  обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является исследование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Достижение  указанной цели предполагает решение  следующих задач:

- цели и принципы ВЭД

- органы, регулирующие  ВЭД в РФ

- формы и  методы регулирования ВЭД

- регулирование  внешней торговли и валютно-финансовых  отношений

 Работа имеет  традиционную структуру и состоит  из введения, двух глав, заключения  и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Цели и принципы внешнеэкономической деятельности

 

Основные цели регулирования  ВЭД состоят в следующем1:

-   использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

- содействие повышению  производительности труда и качества  национальной продукции путем  приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных  комплектующих, сырья и материалов,  включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

-  защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

-  создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

-  создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, – организационного, финансового, информационного содействия;

Регулирование ВЭД в  России в условиях рыночной экономики  должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

-  единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;

-  единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;

-  перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

-  обеспечение равенства всех участников ВЭД.

-  четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:

-  осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

-  контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

-  предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;

-  заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;

-  иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Особое значение в  настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации  и ее субъектов в сфере ВЭД2. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

-  определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

-  разработка соответствующих федеральных программ;

-  защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

-  разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

-  подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;

-  организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

-  определение и реализация валютной политики страны;

-  формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

-  контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.);

-  разработка платежного баланса РФ.

Определенные вопросы  находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов:

-  координация действий участников ВЭД;

-  выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

-  разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

-  регулирование приграничной торговли;

-  информационное обеспечение ВЭД.

 

 

    1. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в РФ

 

 

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных  форм ВЭД способствуют указы Президента России. В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями3:

-  осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой;

-  подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

-  регулировать военно-техническое сотрудничество;

-  определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и  Совет Федерации разрабатывают  и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет  следующие функции:

-  проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

-  участвует в организации и проведении международных переговоров;

-  участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

-  осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

-  регулирует величины ставок таможенного тарифа;

-  принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

-  разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

На Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) возложены  следующие регулирующие функции:

-  государственное регулирование на основе разработки рекомендаций по совершенствованию: нормативно-правовой базы ВЭД, тарифного и нетарифного регулирования деятельности участников ВЭД, защиты внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров, участия в валютном и экспортном контроле РФ; организации импортных поставок для федеральных государственных нужд, контроля за обеспечением государственных интересов и т. д.;

-  координация действий российских участников ВЭД с помощью разработки мер по совершенствованию внешнеэкономической политики, обеспечению совместных действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД, совершенствованию институциональной организационной структуры управления ВЭД, объединению усилий российских экспортеров и т. д.;

-  оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ на базе анализа и прогноза мировой экономической конъюнктуры, участия в разработке платежного баланса, ведения внешнеэкономической статистики, анализа эффективности ВЭД и разработки мер по повышению ее уровня;

-  кадровое и информационное обеспечение ВЭД на основе подготовки и повышения квалификации специалистов по ВЭД, формирования единой информационной системы, выпуска соответствующих специальных изданий, консультирования участников ВЭД содействия проведению выставок, ярмарок, презентаций;

-  создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами на базе подписания двусторонних межправительственных договоров и протоколов, участия в деятельности международных организаций, борьбы против дискриминации российских экспортеров, обеспечения равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участия в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне;

-  руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МЭРТ в субъектах РФ.

В систему МЭРТ входят:

  • Центральный аппарат, в составе которого имеются департаменты, управления и отделы.
  • Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.
  • Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях.
  • Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ).
  • Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МЭРТ и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. Информ ВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

В условиях децентрализации  управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных МЭРТ в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

-  оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

-  проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

-  обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;

-  регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

-  помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;

В составе МЭРТ важное место занимают торговые представительства  РФ за рубежом, имеющие следующие  функции:

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических отношений