Государственное регулирование внешнеэкономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является исследование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- цели и принципы ВЭД
- органы, регулирующие ВЭД в РФ
- формы и методы регулирования ВЭД
- регулирование внешней торговли и валютно-финансовых отношений
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность внешнеэкономической деятельности………………....5
1.1. Цели и принципы внешнеэкономической деятельности……………...5
1.2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в РФ...7
1.3. Основные направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…12
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………16
2.1. Государственное регулирование внешней торговли………………….16
2.2. Государственное регулирование валютно-финансовых отношений...29
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОС.РЕГУЛ. АЛЕКСЕЕВА 3531.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

-  защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

-  контроль соблюдения резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

-  содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

-  сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами  вносит в правительство предложения  об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральный банк России определяет совместно с Министерством  финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

Федеральное агентство  по науке призвано контролировать и  координировать международное научно-техническое  сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Федеральная таможенная служба (ФТС) выполняет следующие функции:

-  принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

-  осуществляет контроль пересечения государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;

-  осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т. д.;

-  ведет таможенную статистику -  участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;

-  принимает участие в валютном и экспортном контроле;

-  принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

 

 

 

    1. Основные направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством4:

1. Протекционистских и либерализационных мер

2. Административных и экономических мер

3. Таможенно  - тарфиных и нетарифных мер

4.  Лицензирования

  Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все   разнообразие   применяемых   государством   инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все  меры могут быть разделены в зависимости  от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все  меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности, установление квот, лицензий, эмбарго и др. К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В России в процессе регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.

В зависимости  от характера и разновидности  применяемых приемов регулирования  внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими нормативными актами. Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на три категории.

К первой относятся  меры прямого ограничения, которые  направлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров.

Перечни лицензируемых  товаров (работ, услуг) устанавливаются федеральным законодательством. В настоящее время список товаров, экспорт и/или импорт которых подлежит лицензированию, включает:

•   товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий из них;

•   лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

•   радиоактивные вещества и изделия на их основе;

•   ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии;

•   товары (материалы, оборудование и технологии) двойного применения, т. е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия;

•   порохи промышленного применения, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия;

•   возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений;

•   шифровальные средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация);

•   опасные отходы;

•   озоноразрушающие вещества и продукты, содержащие их;

•   спирт этиловый и водка (только импорт).

•   наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества;

Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация  и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время  МТ). Большинство лицензий выдается после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1. Внешняя  торговля и ее государственное регулирование

 

Тарифное регулирование  осуществляется с помощью классического  инструмента внешнеторговой политики — таможенных пошлин и таможенных тарифов5.

Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны.

Таможенные пошлины, которые  выполняют функцию налога, могут быть импортными, экспортными и транзитными. Их ставки устанавливаются на национальном уровне.

Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, которые  группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, причем каждому товару присваивается многозначный цифровой код в соответствии со стандартом международной торговой классификации ООН. Таможенный тариф имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка таможенной пошлины.

Таможенные тарифы могут  быть простые, одноколонные, и сложные, многоколонные. Одноколонный тариф - такой, при котором для однотипных товаров применяется одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товара. Такой подход не позволяет государству регулировать товаропотоки из разных стран. Одноколонный таможенный тариф используется в наименее развитых странах. Многоколонный тариф - это тариф, при котором определены несколько ставок пошлин на каждую тарифную позицию в зависимости от страны происхождения товара. Чаще всего используется трехколонный тариф, предусматривающий максимальную, базовую и преференциальную (льготную или нулевую) ставки пошлины.

Таможенный тариф на импорт.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Импортные таможенные тарифы действуют  параллельно с внутренней налоговой  системой, включая налоги на импорт, и оказывают влияние на уровень  внутренних цен, формирование торговой структуры импорта, обеспечивают экономическую  безопасность и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранных конкурентов. Эффективная защита национального рынка зависит от ставки импортного таможенного тарифа.

Структура импортных таможенных тарифов  для эффективной защиты внутреннего  рынка строится на принципе тарифной эскалации. Под ней понимают повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара, иными словами, на сырье действуют более низкие ставки пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Например, в США, Канаде, Японии средние ставки на текстиль составляют 9%, на готовую единицу из текстиля — 14%.

Что касается России, то ее система  импортных пошлин включает три уровня: сырье; материалы и комплектующие  изделия; полуфабрикаты и готовые  изделия. Импортными пошлинами облагается почти весь импорт продуктов питания (ставки доходят до 30%), одежды из текстиля и кожи (до 35%), промышленной готовой продукции (до 30%). Самые низкие импортные пошлины приходятся на импорт сырья (0,5% его таможенной стоимости) и на полуфабрикаты (не более 10%). Отдельные виды импортных товаров (часть лекарственных препаратов, детское питание и некоторые другие) полностью освобождены от таможенных пошлин. Однако но сравнению с большинством развитых стран импортные пошлины в России в несколько раз превышают их средний уровень.

Экспортный тариф.

Таможенный тариф, как  правило, вводится для ограничения  импорта в целях защиты отечественных  производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного  тарифа на экспорт может быть целесообразным тогда, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в  основном развивающиеся страны и  страны с переходной экономикой. Промышленно  развитые страны применяют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией. Что касается России, то экспортные таможенные пошлины были введены в 1991 г. после отмены действовавших до этого экспортных налогов. В то время экспортные пошлины были введены на ряд экспортных товаров стратегического назначения (на некоторые виды топлива, черные и цветные металлы, авиатехнику, отдельные виды продовольствия, вооружения), составляющих более 50% российского экспорта. В середине 90-х годов этот список подвергся сокращению примерно в два раза и одновременно были резко сокращены ставки экспортных пошлин до 3-25% таможенной стоимости товаров.

Инструменты тарифного  регулирования.

Развитие таможенных тарифов в большинстве стран  осуществляется двумя способами  — увеличением номенклатуры товаров  и установлением нескольких видов  ставок по одним и тем же товарам. Первый способ известен как простой таможенный тариф. который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических отношений