Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Раздел 1. Теоретические основы международного рынка труда………………8
1.1. Международная миграция рабочей силы………………………………...8
1.2. Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов………13
1.3. Проблемы занятости в мировой экономике…………………………..16
1.4. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции…………………………………………………………………18
Раздел 2. Анализ миграционных процессов в странах сети МИРПАЛ…………………………………………………………………………23
Раздел 3. Движение рабочей силы в Украине………………………………….32
3.1. Законодательная база………………………………………………….…...32
3.2. Международное движение рабочей силы на современном этапе: практика, реализация, проблемы и перспективы……………………………………………………………………...36
Выводы…………………………………………………………………………...50
Список использованных источников…………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мэо.docx

— 257.87 Кб (Скачать файл)

Рис. 3   Соотношение потоков миграции на постоянное жительство и временной трудовой миграции в Россию,  тыс.

 

Источники:  данные по иммиграции –  Росстат, данные по трудовой миграции – ФМС России.

 

Рис. 4    Численность и категории российских граждан, выехавших на работу за границей  по линии лицензированных агентств занятости

Официальная  статистика   выбытий за рубеж  показывает, что  лицензированные  агентства занятости работают со строго определенными  категориями  работодателей за рубежом (рис. 4).    Почти   80%  граждан РФ ежегодно  выезжают для   работы  на судах под иностранными флагами, а 18% -  это   студент, работающие в период  каникул.   Эксперты отмечают, что   моряков, то с точки зрения формальной логики,  вообще нужно учитывать отдельно от прочих мигрантов, и не включать в анализ,  т.к.  они не присутствуют физически в стране назначения4 (т.е. стране, в которой находится порт приписки судна) . 

Таблица 2.1.   Показатели внешней трудовой миграции по основным странам происхождения и соотношение компонент показателя «Работало в отчетном периоде» .  Рассчитано по форме «2-Т миграция» за 2010 г.

Страна гражданства 

всего работало в отчетном периоде (гр. 2 + гр. 3)

по состоянию на начало отчетного  периода 

прибыло за отчетный период

выбыло за отчетный период

по состоянию на конец отчетного  периода (гр. 3 + гр.4 - гр.5) 

Доля показателя

" по состоянию на  начало отч. периода"  к "всего  работало" (гр. 3 : гр. 2)

1

2

3

4

5

6

7

Численность иностранных работников - всего 

1640,8

777,8

863,0

1009,3

631,5

47%

в  т.ч.  из государств  СНГ 

1246,9

587,5

659,4

769,3

477,6

47%

 Азербайджан

40,3

21,3

19,1

24,8

15,6

53%

Армения

59,8

29,1

30,7

37,4

22,4

49%

Казахстан

8,3

4,1

4,2

4,6

3,7

49%

Киргизия

117,7

59,1

58,5

70,1

47,5

50%

Молдова

72,2

37,4

34,9

44,3

28,0

52%

Таджикистан

268,6

134,0

134,6

163,5

105,1

50%

Узбекистан

511,5

221,7

289,7

323,5

188,0

43%

Украина

167,3

80,4

86,8

100,3

67,0

48%

из других стран

392,0

189,6

202,5

239,1

152,9

48%

в т.ч.  Вьетнам

46,0

28,2

17,8

31,0

15,0

61%

Германия

5,2

2,5

2,7

3,2

2,1

48%

Китай

186,5

87,4

99,1

117,8

68,6

47%

Корея, Народно-Демократическая Республика

36,5

16,7

19,8

17,3

19,3

46%

Сербия

12,0

5,5

6,5

6,8

5,2

46%

Прочие

105,7

49,2

56,5

63,1

42,6

47%

Лица без гражданства

1,9

0,7

1,2

0,8

1,1

36%


 

Источник: ФМС России. , форма 2-Т

Таблица 2.2.   Данные о потоках привлеченной иностранной рабочей силы в России , тысяч человек (по данным формы 2-Т миграция)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Узбекистан

68,6

281,0

390,3

320,7

289,7

Таджикистан

60,4

196,1

213,0

171,2

134,6

Китай

109,9

131,9

168,8

128,8

99,1

Украина

81,2

137,5

117,8

101,6

86,8

Кыргызстан 

21,5

90,1

105,5

71,8

58,5

Молдова

28,8

65,6

60,5

48,1

34,9

Вьетнам

37,9

40,4

48,7

44,2

17,8

Армения

22,6

52,2

51,0

37,3

30,7

Турция 

59,6

78,5

67,1

30,8

25,1

Азербайджан

16,9

41,6

38,8

28,0

19,1

КНДР

16,6

17,8

17,7

18,6

19,8

Казахстан

2,9

4,9

6,1

5,6

4,2


Источник: ФМС России , форма 2-Т

 

Рис. 5 Соотношение мужчин и женщин   среди контингента трудовых мигрантов, имеющих действующее разрешение на работу  в конце 1 квартала 2011 года, %*

Рассчитано  по данным ФМС России

*страны, граждане которых  составляют  в контингенте мигрантов не  менее 1000 чел. 

 

 

 

Рис. 6 Возрастной состав (по укрупненным группам) контингента трудовых мигрантов, имеющих действующее разрешение на работу  в конце 1 квартала 2011 года, %*

Рассчитано  по данным ФМС России

*страны, граждане которых  составляют  в контингенте мигрантов не  менее 1000 чел. 

 

Рис. 7  Контингент высококвалифицированных специалистов на конец 1 квартала 2011 г.  по странам гражданства

Данные  ФМС России

Рис. 8   Сравнение данных о постановке не миграционный учет с целью работа и числа иностранцев, легально трудоустроенных в течение года, 2010 , тыс. чел.

 Источник: данные ФМС России -  формы 2-РД и 2-Т Миграция  

Раздел 3. Движение рабочей силы в Украине

3.1 Законодательная база

Трудовые  миграции - это общепринятый экономический  механизм согласования потребности  и предложения рабочей силы. В  то же время возможность осуществления  межгосударственных трудовых миграций определяется не только экономическими причинами (такими как емкость национальных рынков труда, материальная оценка трудовой деятельности), но и политическими  факторами (государственные границы, политические союзы, визовые режимы).

Нормативно-правовая база  Украины, регулирующая миграцию в Украине:

- Закон Украины “Об иммиграции”,

- Указ Президента Украины “Вопрос организации выполнения Закона Украины "Об иммиграции",

- Постановление Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2002 г. N 1983 "Об утверждении Порядка формирования квоты иммиграции, Порядка проведения за заявлениями о предоставлении разрешения на иммиграцию и представления о его отмене и выполнении принятых решений, Порядка оформления и выдачи удостоверения на постоянное проживание,

- Закон Украины "О свободе передвижения и  свободном выборе места проживания в Украине»,

- Правовые акты, регулирующие статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев,

- Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»,

- Постановление  Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие  Закона Украины «О правовом статусе иностранцев»,      

- Постановление Кабинета Министров Украины от 29 декабря 1995 г№ 1074 «О правилах въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда с Украины и транзитного проезда по ее территории»,

- Постановление Кабинета Министров Украины от  20 февраля  1999 г. N 227 «О введении нового порядка оформления визовых документов для въезда  в Украину»,

- Постановление Кабинета Министров Украины от   17 июля  2003 г. N 1110 «Об утверждении Типового положения о пункте временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине»,

- Указ Президента Украины «О мерах по усилению борьбы с незаконной миграцией» [ [Электронный ресурс]: Нормативная правовая база. – Режим доступа: http://mirpal.org/uklegislation.html /].

В контексте  использования механизмов Украина  в ратифицировала Европейскую конвенцию  о правовом статусе трудящихся-мигрантов, 1977 года, и сейчас активно изучает  опыт европейских стран по применению Конвенции. В рамках двусторонних переговоров  активно готовятся договора о  трудоустройстве граждан между  Украиной и Испанией, Украиной и  Итальянской Республикой. Подписаны  и требуют разработки соответствующих  реализационных механизмов Соглашения о малом приграничном движении между  Украиной и такими странами как Венгрия, Польша, Словакия [17].

7 июля 2001 года вступил в силу Закон  Украины “Об иммиграции”. Это  знаменательное событие практически  завершило, начатый в 1991 году  процесс формирования законодательной  базы, регулирующей сферу миграции  в Украине. Начался этот процесс  с принятия Верховной Радой  Украины Закона Украины “О  гражданстве Украины”. За принятием  этого Закона в 1993-1994 гг. последовало  принятие законов “О правовом  статусе иностранцев”, “О порядке  выезда с Украины и въезда  в Украину граждан Украины”, “О  беженцах”, а также целого  ряда нормативно-правовых актов,  регулирующих те или иные аспекты  в сфере миграции. В частности,  Постановление Кабинета Министров  Украины “О мерах по предоставлению  помощи лицам, которые вынужденно  оставили места постоянного проживания в Автономной Республике Абхазия Грузии и прибыли в Украину” от 26.06.1996г., “О мерах по предоставлению помощи лицам, которые вынужденно оставили места постоянного проживания в Чеченской Республике Российской Федерации и прибыли в Украину” от 16.02.1995г. А также ряд других документов, в частности, регулирующих правовое положение прибывающих в Украину депортированных крымских татар.

В то же время, в ряде законодательных и  подзаконных актов, регулирующих иные сферы общественной жизни в Украине, появляется ряд статей и положений, которые непосредственно относятся  к регулированию правового положения  иностранцев в Украине. К примеру, порядок социального обеспечения, медицинского обслуживания, ведения  коммерческой деятельности и ряд  иных аспектов правового статуса  иностранцев регулируются соответствующими законодательными актами, которых насчитывается  в общей сложности (вместе с подзаконными) более 50. Таким образом, существующая законодательная база позволяла  достаточно эффективно регулировать возникающие  проблемы и достаточно оперативно реагировать  на требования изменяющейся ситуации, путем внесения изменений и поправок в те или иные законодательные  акты ( в Закон Украины “О гражданстве  Украины” более 8 раз законодателем  вносились изменения и дополнения, а 2 раза он принимался в новой редакции, в данное время он действует в  редакции от 18 января 2001 г.). Тем не менее, закона, который бы ясно и четко  регулировал процесс иммиграции в Украину до 2001 г. не существовало. Проект такого закона разрабатывался в различных редакциях профильными  министерствами и ведомствами, начиная  с 1992 г. и рекомендовался для принятия Верховным Советом Украины, начиная  с 1994 г. Но по тем, или иным причинам, до 2001 г. такой закон не принимался.

В настоящее  время принятый Закон действует, и только время да практическое применение покажут, насколько удачна именно эта  редакция Закона. Не прибегая к анализу  его положительных и отрицательных  моментов, можно в целом отметить, что Закон учитывает главные требования международного законотворческого опыта и практики к такого рода законам.

Ч.3 ст. 4 Закона устанавливает категории  иммигрантов, которые могут иммигрировать  в Украину вне квоты. В соответствии с п.1 ст. 5 порядок формирования квоты  иммиграции и сама квота иммиграции устанавливается Кабинетом Министров  Украины. Следует отметить, что требования к категориям иммигрантов, которые  могут иммигрировать в Украину  в пределах квоты, достаточно высоки. Например, по мотивам квалификации, могут иммигрировать только высококвалифицированные  специалисты и рабочие, острая необходимость  в которых есть ощутимой для экономики  Украины. Перечень таких специальностей и требований к квалификации, в  соответствии со ст. 8 Закона, ежегодно утверждает центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики. Суть и смысл – собственно ясны, неясно только каким образом  получить разрешение на постоянное место  жительство в Украине тем категориям иностранцев, которые уже на протяжении многих лет “временно” проживают  в Украине и не подпадают под  требования ст. 4 и других положений  Закона. А ведь таких иностранцев  в Украине в настоящее время  достаточно много.

При необходимости, один из дополнительных документов, перечень которых определен этой же статьей. Довольно демократичны и основания для отказа в разрешении на иммиграцию, определенные ст. 10 Закона [ [Электронный ресурс]: Нормативная правовая база. – Режим доступа: http://migration.kiev.ua/ukr/law-c1.shtml/ ].

 

3.2. Международное движение рабочей силы на современном этапе

По данным Государственного комитета статистики Украины на учете в государственной службе занятости на 1 сентября 2009 года состояли 827.4 тыс. человек, из которых каждый второй проживал в сельской местности. Из них 96.7% имели официальный статус безработного (800.4 тыс. чел). Уровень зарегистрированной безработицы в целом по стране составил на этот момент 2.8% от численности населения трудоспособного возраста, в том числе в деревне - 4.6%, а в городской местности - 2.1%. Однако число безработных трудоспособного возраста, определенное по методике Международной организации труда, оказалось значительно больше. В среднем за 2008 год их размеры достигали 1882.2 тыс. человек (9.2% экономически активного населения трудоспособного возраста), а за первый квартал 2009 г. - 1896.3 тыс. (9.3%). Количество безработных трудоспособного возраста, рассчитанное по методологии МОТ, составило в среднем за 2003 г. 2045 тыс. чел. или 9.7% экономически активного населения соответствующего возраста. Таким образом, уровень незанятости в стране хотя и медленно, но снижается [15].

Информация о работе Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы: проблемы и перспективы