Внешняя задолженность крупных держав мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В наше время сложно представить современную мировую экономику без системы международных заимствований, которая играет важнейшую роль в экономической политике любого государства и в целом в системе международных отношений. Это явление стало нормальным не только для развивающихся стран, но и для стран с достаточно высоким уровнем развития, таких как Великобритания, Франция, Италия, а США занимает одну из лидирующих позиций в списке главных должников в мире.
Внешние заимствования не только пополняют государственный бюджет, но и открывают возможность использования последних достижений в различных научно-технических областях, что позволяет занять более стабильную позицию на международном рынке.
Однако, стоит отметить, что череда долговых кризисов 1980-1990х годов, разразившихся в ряде стран, в частности кризис 1982 г. в Мексике, когда правительство заявило о невозможности дальнейшего обслуживания своего иностранного долга, говорит о том, что к этому процессу необходимо относиться с особой осторожностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита. 5
Глава 2. Международная финансовая политика РФ. Россия как кредитор. 9
Глава 3. Структура внешнего долга РФ. 15
Глава 4. Динамика изменения структуры внешнего долга России в различные исторические периоды. 21
Глава 5. Сравнительный анализ внешнего долга крупных мировых держав 27
Заключение 30
Приложения 32
Список использованной литературы 36
Список интернет-источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

 Парижский клуб – это межправительственная финансовая организация, состоящая из 19 стран-кредиторов, функционирующая в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ). Отличается от Лондонского клуба тем, что занимается выдачей кредитов не частным заемщикам, а государственным структурам. Россия вступила в клуб в 1997 г. Имеет задолженность клубу 38 млрд. долларов. Ведет переговоры о реструктуризации долга. Погашение его основной части должно начаться в 2002 г. и завершиться в 2020 г.3

 Ровно по 0,1% процента  составили задолженность ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России.

 

 

 

 

 

Глава 4. Динамика изменения структуры внешнего долга России в различные исторические периоды.

 В развитии долговой ситуации рассматриваются следующие три периода:

  1. Российская империя (1721-1917)
  2. Советская Россия (XX век)
  3. На рубеже веков (1991-2012)

 

 Как таковое явление  финансирования общественных нужд  с помощью кредита появляется  только в XVII веке, когда русский царь впервые осуществляет государственные займы. Однако вплоть до середины XVIII века явление это было несущественным и нерегулярным. Но начиная с середины XVIII века все основные формы и виды государственных кредитных отношений получили развитие и к моменту Октябрьской революции наша страна имела внушительный опыт использования кредитной политики.

 Поначалу в условиях  феодализма основными внутренними кредиторами выступали монастыри и церкви, затем в 1613 году царь Михаил Федорович( основатель правящего дома Романовых) ввел добровольный заем с граждан, которые не принес значительных средств в казну, но вынудил правительство ввести принудительный заем у монастырей и наиболее богатых купцов и промышленников. Одновременно с развитием системы внутренних займов, велась работа по привлечению займов из Англии и Голландии. Стоит отметить, что желаемых результатов эта работа не принесла: Англия выставила неприемлемые требования(предоставление своим купцам права на беспошлинную торговлю и других льгот), Голландия же сослалась на собственную финансовую нестабильность, вызванную недавно завершенной войной.

 Первый внешний заем  датируются 1769 годом, когда государственном правила императрица Екатерина II. Заем в размере 7,5 млн. гульденов предоставила Голландия, обозначив срок 10 лет и 5% годовых. Всего Екатерина II за годы правления(1761-18796) провела 20 внешних заимствований на общую сумму 75 млн. гульденов.4  В этот период началась отработка механизма привлечения внешних заимствований, формировались различные органы управления внешним и внутренним долгом, проводились исследования по методам его регулирования.

 Активное использование  государственного кредита привело  к тому, что уже к началу  XIX века накопилась существенная государственная задолженность, составлявшая 133 млн. рублей при годовом бюджете около 100 млн. рублей. 5

 Причину, по которой  долг нарастал так быстро, историки  видят в постоянной и стабильно  увеличивающейся потребности в  денежных средствах на ведение  бесконечных войн при ограниченной  и медленно развивающейся доходной  базе бюджета. Разрушающие войны и всяческие связанные с ними расходы и породили дефицитность государственного бюджета. Так, общий дефицит государственного бюджета за 2,5 Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, следующих за ней, составил около 360 млн. рублей. Он был покрыт следующим образом: выпуск ассигнаций – 191 млн. рублей., внутренние займы – 47 млн. рублей, займы Англии – 42 млн. рублей, прочие источники – 89 млн. рублей.6

 Во второй половине  XVIII века в связи с появлением различных кредитных учреждений сформировался новый вид кредитных операций государства, а именно заимствование средств у казенных банков. Это явление чрезвычайно быстро развивалось, и к концу феодально-крепостнического периода заимствование средств у государственных кредитных учреждений стало важнейшим каналом пополнения финансовых ресурсов правительства.

 Можно выделить следующие крупные государственные банковские учреждения: Государственный заемный банк (создан в 1786 г.), Государственный коммерческий банк (1817 г.), сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772 г.), приказы общественного призрения (1775 г.). Постепенно главным должником банковской системы становится правительство Российской империи. К 1810 г. правительственный долг составлял 86 млн. рублей.7 К 1860 государственная задолженность перед казенными кредитными учреждениями составляла 521 млн. рублей, при общей сумме вкладов во всех банках в 1 млрд. рублей.8

 Стоит отметить, что  развитие капитализма в России  в конце XVIII столетия в значительной степени обеспечивалось увеличением государственных операций, что естественно привело к резкому увеличению государственного долга, платежи по которому в конце столетия составили 275 млн. рублей, поглощая более шестой части бюджетных средств.

 В начале XX столетия тенденции в развитии государственного кредита пополнились новой чертой – движением в сторону развития непроизвольного характера использования заимствованных средств. С вступлением в новое столетие займы стали заключаться в основном в связи с подготовкой к войнам и ведением революционны движений, в отличии от условий раннего капитализма, когда государство одалживало деньги у кредиторов как на военные цели, так и на хозяйственные. В связи с русско-японской войной 1904-1905 гг. были предприняты крупные долговые операции. Таким образом, к началу 1914 г. общая сумма государственного долга составила 8,8 млрд. рублей. Член Государственной думы профессор Т.В. Локоть,  оценивая государственную задолженность, очень точно называл ее «самой характерной и самой роковой чертой в истории русских финансов».9

 Не секрет, что в XX веке Российская империя широко прибегала к иностранной финансовой помощи. К началу первой мировой войны правительство задолжало иностранным кредиторам около 4,6 млрд. рублей по внешним займам.10 Это составляло 26% национального дохода России, что почти в 1,5 раза превышало обыкновенные доходы государственного бюджета 1914 года. Трудности военного времени привели к еще большей зависимости Российской экономики от международного капитала.

 В годы Первой мировой войны  иностранные кредиты были не просто источником финансирования боевых действий – масштабы заимствований перешагнули все мыслимые пределы. В общем, за 4 года войны чрезвычайные поступления составили 74,1% доходов государственного бюджета, или 41188 млрд. рублей.

 К моменту Октябрьской  революции долг России составил 51, 7 млрд. рублей, а конкретно внешний  – 13,3 млрд. рублей. В 1917 году государственный  долг был в 11 раз больше текущих  доходов бюджета и в 5,1 раза  больше национального дохода  страны.

 В годы войны огромный  государственный долг тяжким  бременем ложился на бюджет, вынуждал  правительство все большую долю  его средств выделять на цели  погашения заимствований, что сопровождалось утечкой за границу золота и иностранной валюта, а так же дальнейшему снижению жизненного уровня граждан России.

 VI съезд РСДРП(б), который состоялся в июле-августе 1917 года, однако, объявил об «отказе от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков».11

 Данное требование  было выполнено Советской властью  декретом ВЦИК «Об аннулировании  государственных займов» от 21 января 1918 года. Это освобождало Советскую  Россию от необходимости выплачивать  международному и внутреннему  капиталу 51,7 млрд. рублей в виде  погашений по основному долгу  и до 2,6 млрд. рублей в год в  виде процентов по нему.

 Аннулирование государственного долга должно было значительно оздоровить бюджет, однако результаты не оправдали ожиданий. Экономическая мощь капитала внутри страны и за ее пределами сильно ослабилась. Также эта мера отразилась на деловых взаимоотношениях России с зарубежными странами и доверии россиян к финансовой политике новой власти, что затормозило позднее возможности развития государственных долговых отношений.

 Первые четыре года существования Советской России не были ознаменованы значительными шагами в области внешнего долга. Основная причина состояла в том, что Советская республика вошла в длительную фазу гражданской войны и иностранной интервенции, которая соответствовала политика «военного коммунизма». Политика «военного коммунизма», в первую очередь, характеризовалась централизацией экономических отношений, а также резким падением роли денег и натурализацией хозяйственных связей. Это объясняет отсутствие больших шагов по формированию здоровых советских государственных долговых отношений. Развитие государственного кредита было отмечено попыткой ликвидировать внешний бойкот капиталистическими странами и вновь получить внешний заем. Особенно остро вопрос встал во второй половине 1921 года, когда население страны голодало в связи с неурожаем. Иностранные государства могли оказать помощь голодающим, но лишь с условием, что Россия признает дореволюционные долги. Россия пришлось пойти на некоторые уступки, но консенсус так и не был достигнут. На Генуэзской конференции в 1922 году предъявило счет странам Антанты на сумму 39 045 млн. довоенных рублей, эта сумма покрыла бы с лихвой внешний долг России.

 Впервые Советская  Россия столкнулась с иностранным  денежным рынком в процессе  подготовки Первого международного пятипроцентного займа. Этот заем в пользу России выпускался находившимся в Берлине торгово-промышленным акционерным обществом международной рабочей помощи. Заем был долгосрочным и был в виде облигаций на сумму 1 млн. рублей.

 Независимо от решения  вопроса о дореволюционных долгах  России 15 ноября 1922 г. было подписано  соглашение с Норвегией, по  которому Норвегия предоставляла  России 6%-ный государственный заем, который должен был быть погашен  1 апреля 1932 г. Однако, заем был предоставлен в форме продовольствия на сумму 0,3 млн. рублей. Именно этот случай получения Советским правительством иностранного кредита в восстановительный период имел большое политическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Сравнительный анализ внешнего долга  крупных мировых держав

 

  По данным РБК, в минувшем 2010 г. совокупные государственный долг стран мира превысил 41 трлн. долл., однако, считается, что на тот момент это явление могло быть вызвано потребностью правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса. По итогам 2011 г., как сообщает РБК, правительственные долги крупнейших мировых экономик выросли и достигли суммы 55 трлн. долл, в то время как статистические отчеты продемонстрировали положительную динамику различных экономических показателей, в том числе прирост ВВП. На данный момент, совокупная задолженность указанных государств превысила 65 трлн. долл.

 Считается, что внешний долг  США является самым крупным  в мире, но это не совсем  так. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении, но меньше долга целого ряда стран по отношению к размеру экономики (ВВП).  По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов.

Основная часть этого долга  обеспечена ценными бумагами. На июнь 2008-го года стоимость ценных бумаг  США в руках у иностранцев  составляла $10,3 трлн, как в государственных облигациях США ($3,6 трлн), так и корпоративных акциях ($3 трлн) и облигациях ($2,8 трлн).

Основными источниками внешнего долга  являются:

  • Долги частного сектора
  • Дефицит государственного бюджета
  • Отрицательное сальдо торгового баланса США (с 1985 года объём импорта превышает объём экспорта).
  • Процентные начисления на ранее выданные средства

 Внешний долг Великобритании, по данным ЦРУ, составляет примерно 10 трлн. долл., 396% к ВВП.

 Долг Германии и Франции находится примерно в одном диапазоне 6, 5 трлн. долл. В отношении к ВВП долг Франции составил 188%, а Германии 159%. Немецкий аналитик Гюнтер Марале так прокомментировал сложившуюся в Германии ситуацию, касающуюся внешнего долга: «Федеральный бюджет сейчас — самая большая проблема. Далее идут земельные бюджеты. Задолженность по ним в этом году выросло на два процента. Или на 10 млрд евро. А задолженность коммун возросла на три с половиной процента и превысило сумму в сто миллиардов», — Гюнтер Марале, аналитик. Кроме того, задолженность ФРГ увеличили и краткосрочные кредиты федерального банка.

 Внешний долг Японии почти вдвое меньше долгов Франции и Германии, а именно 2,7 трлн. долл.,  что в процентном отношении к ВВП составляет 46%. По мнению аналитиков-экономистов, одним из возможных выходов из положения могло бы стать повышение налогов, однако премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми неоднократно заявлял, что не будет этого делать вплоть до окончания своего пребывания на этом посту. 
Внешний долг Италии ненамного меньше долга Японии и, по данным ЦРУ,  составляет 2,6 трлн. долл.

 Долг Испании –  2, 5 трлн. долл., 165% к ВВП. 

Долг Люксембурга ЦРУ  определяет в пределах 2,1 трлн. долл., что составляет 3411% к ВВП.

 Долг Китая – 697 млрд. долл., 7% к ВВП. 

 На 199 месте в списке ЦРУ, с самым скромным внешнем долгом находится Ниуэ, долг этого государства всего лишь 418 тыс. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Взаимоотношения, связанные с формированием государственных долгов, его обслуживанием, погашением - это быстро развивающаяся сфера экономической деятельности каждого государства. Участие в таких взаимоотношениях требуют максимальной компетентности государственных служащих, толерантности правительства того или иного государства.

 Уже 4 века государственные заимствования помогают России формировать дополнительные финансовые ресурсы и обеспечивать  чрезвычайные нужды народы, как социальные и духовные, так и политические и экономические. Особенно важную роль внешние заимствования сыграли на стыке XIX и XX веков, обеспечив мощную военную поддержку.

  Россия несколько раз сталкивалась с кризисом на рынке внешних заимствований. Так в 1918 году правительству пришлось вновь создавать этот рынок и с трудом вернуть его к стабильному функционированию после  аннулирования государственных дореволюционных долгов. В начале 90-х России пришлось столкнуться с проблемой полного отсутствия у государственных служащих опыта по ведению и организации государственных долговых операций. Именно это заставило практически с нуля готовить специалистов в этой области. Не случайно в марте 2000 г., министр Финансов РФ А. Л. Кудрин, выступая с докладом на конференции "XXI век: новая модель специалиста - экономиста», заявил ,что видит серьезную проблему в недостатке высококвалифицированных специалистов в области региональных и внешних заимствований.

Информация о работе Внешняя задолженность крупных держав мира