Внешняя задолженность крупных держав мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В наше время сложно представить современную мировую экономику без системы международных заимствований, которая играет важнейшую роль в экономической политике любого государства и в целом в системе международных отношений. Это явление стало нормальным не только для развивающихся стран, но и для стран с достаточно высоким уровнем развития, таких как Великобритания, Франция, Италия, а США занимает одну из лидирующих позиций в списке главных должников в мире.
Внешние заимствования не только пополняют государственный бюджет, но и открывают возможность использования последних достижений в различных научно-технических областях, что позволяет занять более стабильную позицию на международном рынке.
Однако, стоит отметить, что череда долговых кризисов 1980-1990х годов, разразившихся в ряде стран, в частности кризис 1982 г. в Мексике, когда правительство заявило о невозможности дальнейшего обслуживания своего иностранного долга, говорит о том, что к этому процессу необходимо относиться с особой осторожностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита. 5
Глава 2. Международная финансовая политика РФ. Россия как кредитор. 9
Глава 3. Структура внешнего долга РФ. 15
Глава 4. Динамика изменения структуры внешнего долга России в различные исторические периоды. 21
Глава 5. Сравнительный анализ внешнего долга крупных мировых держав 27
Заключение 30
Приложения 32
Список использованной литературы 36
Список интернет-источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

 Важно подчеркнуть, что жесткая денежно-кредитная политика в принципе оказывала неблагоприятное влияние на состояние бюджета. Поддержание относительно низких темпов прироста денежного предложения (монетизации экономики) сокращало уровень налоговых поступлений, способствуя увеличению бартера и общих неплатежей в экономике. Теоретически, рост монетизации экономики при одновременном повышении спроса на деньги для уплаты налогов, а также оплаты товаров и услуг, мог бы улучшить общую макроэкономическую ситуацию. Но практический опыт денежно-кредитной и валютной политики Центрального банка показывал, что любое чрезмерное увеличение денежного предложения вело исключительно к росту покупки иностранной валюты и оттока капитала, и денежное предложение возвращалось на прежний уровень.(с)

 Что касается денежно-кредитной политики, то её основополагающую цель можно определить как помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося стабильностью цен и полной занятостью.

 Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие, либо устанавливает лимиты в отношении различных параметров деятельности банков.

 Более того, при помощи кредитного регулирования государство преследует следующие цели: во-первых,  смягчить экономические кризисы, во-вторых сдержать рост инфляции. В целях поддержания сложившейся ситуации в экономике государство может использовать кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли.

 Говоря о России как о кредиторе, необходимо ввести некоторые понятия, чтобы более детально рассмотреть данный вопрос.

 Международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанный с предоставлением во временное пользование денежно-материальных ресурсов одних стран другим на условиях платности, срочности, возвращения.

 Источниками международного кредита являются:

  • временно высвобожденная у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме;
  • денежные накопления государства, мобилизованные банком;
  • денежные сбережения индивидуального сектору, мобилизованные банком.

 Существуют принципы, которых должны придерживаться в процессе практического выполнения любой операции на международном рынке банковских кредитов и которые нашли свое отображение в международном кредитном законодательстве.

 Основные принципы международного кредита такие:

  • возвращение — отображает необходимость своевременного возвращения полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Если полученные средства не возвращают, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т.е. финансирование;
  • срочность — предусматривает необходимость его возвращения не в любое приемлемое для заемщика время, а в четко определенный срок, зафиксированный в кредитном соглашении;
  • платность — означает необходимость не только прямого возвращения заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, а и проплата права их использования;
  • обеспеченность - предусматривает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора в случае нарушения заемщиком взятых на себя обязательств и отображается в таких формах кредитования, как займа под залог или под финансовые гарантии;
  • целевой характер - присущий большинства кредитов и отображает необходимость целевого использования средств, которые получены от кредитора;
  • дифференцированный характер (не всегда выделяется, хотя при современных условиях, на наш взгляд, очень важный) - определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к разным категориям потенциальных заемщиков в зависимости от интересов как банка, так и страны, в которой расположенный банк-кредитор.

 Принципы международного кредита выражают его связь с экономическими законами рынка и используются для достижения текущих и стратегических задач субъектами рынка и государства.

 К базовым функциям международного кредита можно отнести:

  • перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения нужд расширенного производства;
  • экономию затрат обращения в сфере международных расчетов;
  • ускорение концентрации и централизации капитала;
  • обслуживание международного товарооборота;
  • ускорение научно-технического прогресса.

 Через выполнение взаимосвязанных функций международный кредит сыграет определенную роль в развитии мирового производства, которая может быть и положительной, и отрицательной.

 Положительная роль международного кредита в процессе воспроизведения заключается в том, что он: стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны; создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций; повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности. 
Отрицательная роль международного кредита заключается в том, что он: заостряет разногласия рыночной экономики; оказывает содействие созданию и укреплению в странах-должниках удобных для стран-кредиторов экономических и политических режимов; выступает источником финансирования войн.

 Считается, что сумма  выданных кредитов примерно равна  сумме полученных кредитов, что, однако, не означает возможность сведения к нулю баланса. Считается, что долг России, в том числе долг СССР, был сформирован на незатейливых рыночных условиях в свободно конвертируемой валюте. По сути же, доставшиеся в наследство России от СССР внешние долговые активы имеют другой характер. В таком случае, должниками являются развивающиеся страны,  которым кредиты предоставлялись на основе межправительственных соглашений исходя из политических и военно-стратегических соображений.

 В рядах должников  России можно увидеть и наименее  развитые страны, а согласно договоренностям,  которые были достигнуты на  переговорах семи ведущих держав  мира, до 80% долга таких стран подлежит  списанию.

 Чтобы ускорить погашение долга, используется практика переуступки задолженности банкам и фирмам других стран. Однако переуступить долги стран с низким уровнем платежеспособности можно только на условиях большой скидки, которая обычно достигает 90%.

 Надеясь ускорить процесс погашения долга развивающимися странами, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве государства-кредитора. Однако из числа российских должников лишь 25 стран (около 1/2) работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др). На них приходится долг в размере 50 млрд долл.

С Парижским клубом не работает самый  крупный российский должник - Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан. Последние три страны должны России около 30 млрд долл. При урегулировании долга развивающихся стран России в рамках Парижского клуба значительная часть его в объеме 35-80% списывается. Размер списания зависит от уровня развития страны и доли поставки военной техники в сумме долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Структура внешнего долга РФ.

 

 Согласно ст. 98 бюджетного кодекса РФ структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным данной статьей видам долговых обязательств. На практике имеется ввиду состав долговых обязательств.

 Итак, долговые обязательства  могут существовать в виде  обязательств по:

  1. кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от:
    • кредитных организаций иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам(заимствованиям);
    • международных финансовых организаций, иных субъектов международного права;
    • иностранных юридических лиц;
  1. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ в любой установленной законом форме;
  1. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. государственным гарантиям РФ;
  3. иным долговым обязательствам, отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Согласно мнению А.З. Селезнева, государственный  долг РФ включает:

  1. номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;
  3. объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

 А.З. Селезнев классифицирует  долговые обязательства субъекта  Федерации следующим образом:

  

  1. государственные ценные бумаги субъекта РФ;
  2. бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта Федерации от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  3. кредиты, полученные субъектом Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

 

В объем государственного внешнего долга субъекта Федерации он включает:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  3. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Федерации в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте;
  4. объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

На сегодняшний день, согласно данным Министерства Финансов РФ,  структура  внешнего долга РФ выглядит следующим  образом:  

 

 Заметно, что большую  часть внешнего дога России, а  именно 82,1% занимают еврооблигационные  займы. 

 Еврооблигации – облигации  внешних займов Российской Федерации,  которые размещаются на европейском  рынке долговых обязательств. Их  еще называют евробондами. Имеются  определенные условия их реализации:

  1. общий объем всех видов заимствований каждого из субъектов Федерации в пределах бюджетного года не должен превышать 30% объема собственных доходов этого субъекта.
  2. Расходы на погашение и обслуживание всех видов еврооблигаций долговых обязательств каждого из отмечены субъектов Федерации не должны превышать 15% собственных доходов бюджета данного субъекта РФ.2

  Чуть меньше, 6,8%, Россия  должна международным финансовым  организациям.

 Международные финансовые организации - межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами. Задолженность России перед международными финансовыми организациями на 1 января 2012 года составила 14,79 млрд. долларов. Такие данные содержатся в материалах, подготовленных к заседанию комиссии по государственному долгу и активами Госдумы, передает «Интерфакс».

 Всего 3,8% общего внешнего  долга составляет задолженность  странам не вошедшим в Парижский клуб.

2,9% внешнего долга составляет  предоставление гарантий Российской  Федерации в иностранной валюте. Как говориться в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012): «Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период, за исключением целевых иностранных кредитов (заимствований), привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации, с указанием: 
 
1) Общего объема гарантий; 
 
2) Направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели); 
 
3) Исключен; 
 
4) Валюты обязательств по гарантии; 
 
5) Наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий; 
 
6) Общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году и плановом периоде на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.»  
Задолженность странам-участницам Парижского клуба составила 1,3%.

Информация о работе Внешняя задолженность крупных держав мира