Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

ВЭД включает в себя внешнеторговую деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, а также некоторые другие виды деятельности.
Внешнеторговая деятельность определяется в российском законодательстве как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией к результатам интеллектуальной деятельности.
Субъектами внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные ее

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД шпора.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Если он передаёт свои права на изобретение другому лицу полностью, это считается продажей патента. Такая сделка совершается на основе патентного соглашения. Обычно к продаже патента прибегают мелкие и средние фирмы, изобретатели-одиночки, не имеющие достаточных финансовых средств для самостоятельного внедрения своего изобретения. Скупают патенты обычно крупные фирмы.

Если же патентовладелец передаёт свои права на изобретение частично, т.е. оставаясь собственником изобретения, разрешает на определённый срок за вознаграждение использовать изобретение, охраняемое патентом, то это - купля-продажа лицензии на использование изобретения. Сделка осуществляется на основе лицензионного соглашения.

 

46.Авторское право

Основная статья: Авторское право

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Смежные права

Группа исключительных прав, созданная  во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания..

 

47. Патентное право  и т.д, ноу-хау

48.

Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Конвенция), подготовленная в результате признания растущей важности международного арбитража как средства урегулирования международных коммерческих споров, преследует цель обеспечения общих законода-тельных стандартов для признания арбитражных соглашений и судебного признания и приведения в исполнение иностранных и других не являющихся внутренними арбитражных решений. Термин "решение, неявляющееся внутренним", предположительно охватывает те арбитражные решения, которые, хотя они и вынесены в государстве приведения в исполнение, рассматриваются согласно его законодательству как "иностранные" по причине наличия определенного иностранного элемента в процессе, например в случае применения процессуального законодательства другого государства.

Основная цель Конвенции состоит  в том, чтобы не допустить дискриминации  в отношении иностранных и  не являющихся внутренними арбитражных  решений, и она налагает на участников обязательство обеспечивать, чтобы  такие решения признавались и в целом подлежали приведению в исполнение в их правовых системах таким же образом, что и внутренние решения. Вспомогательная цель Конвенции состоит в том, чтобы потребовать от судов государств-участников в полной мере признавать арбитражные соглашения, обязав их отказывать сторонам в доступе к судам в нарушение их соглашения о передаче спора на арбитраж.

Каждое Договаривающееся Государство  признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в  арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства.

2. Термин “письменное соглашение”  включает арбитражную оговорку  в договоре, или арбитражное соглашение, подписанное сторонами, или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.

3. Суд Договаривающегося Государства,  если к нему поступает иск  по вопросу, по которому стороны  заключили соглашение, предусматриваемое  настоящей статьей, должен, по просьбе одной из сторон, направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Каждое Договаривающееся Государство  признает арбитражные решения как  обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений.

1. Для получения упомянутого в предшествующей статье признания и приведения в исполнение сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы представляет:

 а) должным образом заверенное  подлинное арбитражное решение  или должным образом заверенную копию такового;

b) подлинное соглашение, упомянутое  в статье II, или должным образом  заверенную копию такового.

2. Если арбитражное решение  или соглашение изложено не  на официальном языке той страны, где испрашивается признание  и приведение в исполнение этого решения, сторона, которая просит о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком или дипломатическим или консульским учреждением.

В Нью-Йоркской конвенции 1958 г. единообразно установлен перечень оснований, при  наличии которых в признании  и исполнении компетентные власти государства-участника  Конвенции вправе отказать. Данные основания распределены по двум группам. Первую составляют факторы, на которые вправе ссылаться сторона, против которой решение направлено: a) стороны в соглашении, указанном в ст. II, были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны, или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено, или b) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения, или c) указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, ибо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, условием, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение, или d) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж, или e) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.

 

49. Международные расчеты  и кредитование

Расчеты осуществляются по средствам  аккредитива в порядке инкассо  и иным способом. Аккредитив – это  поручение банку произвести платежи за счет специально выделенных для этого сумм против предоставления соответствующих документов. Международная торговая палата разработала Унифицированные правила и обычаи для документальных аккредитивов.

При другой форме расчетов в порядке  инкассо, уполномоченной на получение платежа, организация дает обслуживающему ее банку поручение с тем, чтобы банк через своего иностранного корреспондента получил причитающийся платеж. При такой форме расчетов применяются Унифицированные правила по инкассо.

Широкое распространение в области кредитно-расчетных отношений получили такие ценные бумаги как вексель и чек.

 Векселями оформляется задолженность  импортера при коммерческом кредите  и отношения между банками  при предоставлении банковского  кредита. Форма векселя определяется законом страны, где он выставлен.

В 1988 г. была принята Конвенция ЮНСИТРАЛ о международных чеках. Чеки, подлежащие оплате в РФ должны удовлетворять  требованию российского права. Выданный в России чек, подлежащий оплате за рубежом должен отвечать требованиям права страны места платежа.

При коммерческом кредите экспортер  предоставляет кредит импортеру  в виде продажи товара с отсрочкой  платежа. Банковский кредит в виде денежных средств предоставляется банками  в различных формах, его предоставление может быть связано с конкретной внешнеторговой сделкой.

 

50. В Федеральном законе "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли.

В соответствии с указанным законом  правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

Участники внешнеторговой деятельности:

- внешнеторговые фирмы разных  форм собственности, которые выступают  главными субъектами внешнеторговых  связей;

- государственные внешнеторговые  организации -правопреемники общесоюзных  внешнеторговых объединений и  вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных предприятий;

- участники мелкооптовой торговли.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер.

К методам государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в России относятся:

- таможенно-тарифное регулирование;

- методы нетарифного регулирования;

- запреты и ограничения внешней  торговли;

- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельностиВ данном законе зафиксировано также положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.

Специально сформулированы положения  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности в области  внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

 

51. Нетарифные меры  внешнеэкономического регулирования - комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.  
К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:  
- антидемпинговые меры;  
- различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;  
- меры валютного и финансового характера.  
К нетарифным ограничениям административного характера относятся:  
- запрещение импорта;  
- количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;  
- лицензирование;  
- добровольные ограничения экспорта.  
К нетарифным ограничениям технического характера относятся:  
- национальные стандарты, системы сертификации продукции;  
- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;  
- требования экологического характера;  
- требования к упаковке и маркировке товаров.

Нетарифные методы включают широкий  круг инструментов современной экономической  и торговой политики государств. Некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Это самый многочисленный вид.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

 

52. Таможенное оформление (таможенная очистка, декларирование груза) — выполнение необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенного режима.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность