Валютный контроль, валютный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа 15.02.2012.docx

— 100.66 Кб (Скачать файл)

1 Валютные ограничения  и валютный контроль

На протяжении всего времени  обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство  осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение  законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Государственное регулирование  валютно-кредитных отношений в  Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту  ее экономики за счет расширения внешнеэкономических  связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое  хозяйство.

Регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования является валютным регулированием.

Сущность валютного регулирования  заключается в создании такой  системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка  и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности  текущего момента [9, с.161].

Валютное регулирование  в узком смысле - это элемент  валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений  на проведение операций резидентов и  нерезидентов с иностранной валютой  и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Валютное регулирование  может быть: прямым и косвенным.

Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и  административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными  ценностями.

Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.

Преобладание того или  иного метода валютного регулирования, определяет его характер; либеральным или ограничительным.

Либеральное валютное регулирование  направлено на текущую конъюнктуру  валютного рынка, оно не затрагивает  структурных основ валютной системы  и валютного курса.

Ограничительное валютное регулирование  целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений  разнообразны:

- ограничение или запрет на экспорт капитала;

- блокирование счетов нерезидентов;

           - множественность валютных курсов и т.д.

Рассматриваются валютные ограничения  как разновидность валютной политики и преследующие цели:

- выравнивание платежного баланса;

- поддержание валютного  курса;

- концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач [10, с.54] .

Валютное регулирование  осуществляется посредством механизма  валютного контроля.

 Валютный контроль - это  система мер по обеспечению  исполнения законов, норм и  правил проведения валютных операций, установленных государством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования и поэтому является его составной частью [10, с.127].

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона № 173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора  в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 8 апреля 2004 года № 198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Положение о федеральной  службе финансово-бюджетного надзора  утверждено Постановлением Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов  валютного контроля обеспечивает Правительство  Российской Федерации, которое также  обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного  контроля с ЦБ РФ.

Права и обязанности органов  и агентов валютного контроля определены статьей 23 Закона № 173-ФЗ.

Органы и агенты валютного  контроля, их должностные лица в  пределах своей компетенции имеют  право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Помимо вышеперечисленных  прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют  право:

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами  и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении  валютных операций агентам валютного  контроля устанавливается:

    1. Правительством Российской Федерации - для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;
    2. ЦБ РФ - для представления уполномоченным банкам.

Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного  контроля имеют право запрашивать  и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

- документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

- регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

- документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

- документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

- документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

- документы, подтверждающие совершение валютных операций;

- таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

- паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления  только тех документов, которые имеют  непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы  должны быть действительными на день представления.

Документы представляются в  подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы  документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или  открытию счета имеет отношение  только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него [3].

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

- осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного  контроля, их должностные лица обязаны  сохранять в соответствии с законодательством  Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую  им известной при осуществлении  их полномочий.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в  Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона    № 173-ФЗ.

Резиденты и нерезиденты  имеют право:

- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

- обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц [3] .

Резиденты и нерезиденты  обязаны:

- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ;

- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Благодаря ограничительным  мерам валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно  уменьшается вероятность устойчивого  завышения реального валютного  курса и понижения покупательной  способности национальной валюты.

Валютный контроль позволяет  защитить экономику от возможных  серьезных последствий значительного  притока капитала, в частности  криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем  скупки предприятий иностранцами.

В настоящее время можно  говорить о том, что только США, ФРГ, Великобритания, Италия и Франция, а  с недавнего времени и Япония практически не имеют валютных ограничений. В некоторых странах (преимущественно  развитых) валютный контроль слабее, в  других (развивающихся) – сильнее. Однако в той или иной мере государственное регулирование и контроль валютных операций присутствуют во всех странах – если не как мера экономического регулирования, то как мера борьбы с легализацией доходов, нажитых нечестным путем [12. с.241].

 

 

 

 

 

 

 

2 Валютные операции  и их виды

Валютными операциями считаются:

- приобретение резидентом  у резидента и отчуждение резидентом  в пользу резидента валютных  ценностей на законных основаниях, а также использование валютных  ценностей в качестве средства  платежа;

- приобретение резидентом  у нерезидента либо нерезидентом  у резидента и отчуждение резидентом  в пользу нерезидента либо  нерезидентом в пользу резидента  валютных ценностей, валюты Российской  Федерации и внутренних ценных  бумаг на законных основаниях, а также использование валютных  ценностей, валюты Российской  Федерации и внутренних ценных  бумаг в качестве средства  платежа;

- приобретение нерезидентом  у нерезидента и отчуждение  нерезидентом в пользу нерезидента  валютных ценностей, валюты Российской  Федерации и внутренних ценных  бумаг на законных основаниях, а также использование валютных  ценностей, валюты Российской  Федерации и внутренних ценных  бумаг в качестве средства  платежа;

Информация о работе Валютный контроль, валютный рынок