Азербайджанская мирная делегация в Париже. Признание Азербайджана Верховным Советом в Версале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:19, реферат

Краткое описание

Таким образом, первый год независимого существования Азербайджанской республики был полон упорной борьбы и тяжелых испытаний. В то время как правительство пыталось решать внутренние проблемы, связанные с многочисленными трудностями, азербайджанские дипломаты вели ожесточенную борьбу за получение признания и поддержки со стороны собравшихся в Париже держав победительниц. Азербайджанский парламент утвердил делегацию для участия на Парижской мирной конференции в следующем составе: А. Топчибашев - председатель, М.Г. Гаджинский - заместитель председателя, члены делегации - А.А. Шейхульисламов, А. Агаев и советники М. Магеррамов и Дж. Гаджибеков.

Вложенные файлы: 1 файл

Азербайджанская мирная делегация в Париже.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)

Азербайджанская мирная делегация  в Париже. Признание Азербайджана Верховным Советом в Версале

Таким образом, первый год независимого существования Азербайджанской  республики был полон упорной  борьбы и тяжелых испытаний. В  то время как правительство пыталось решать внутренние проблемы, связанные  с многочисленными трудностями, азербайджанские дипломаты вели ожесточенную борьбу за получение признания  и поддержки со стороны собравшихся  в Париже держав победительниц. Азербайджанский  парламент утвердил делегацию для  участия на Парижской мирной конференции  в следующем составе: А. Топчибашев - председатель, М.Г. Гаджинский - заместитель председателя, члены делегации - А.А. Шейхульисламов, А. Агаев и советники М. Магеррамов и Дж. Гаджибеков. Делегация Азербайджана была наделена дополнительными полномочиями для "...подготовки общественного мнения цивилизованных стран Европы и Америки в направлении, наиболее благоприятствующем установлению коммерческих контактов с деловыми кругами этих стран. 18 января 1919 года дипломаты выехали в Стамбул, где должны были получить визу и отправиться в Париж 20 января 1919 года. Однако после прибытия в Стамбул, делегация вынуждена была задержаться до конца апреля 1919 года, так как английское командование чинило всяческие препятствия к недопущению азербайджанцев к участию на Парижской мирной конференции. Представители англо-французского командования арестовали члена азербайджанской конференции Ахмед бека Агаева, "по обвинению в принадлежности к утопизму, в журнальных и парламентских выступлениях против Антанты" и пр. Все попытки главы азербайджанской делегации А. Топчибашева освободить А. Агаева, не дали никаких результатов, во внимание не была принята даже доверенность, выданная генерал-губернатором Баку и его районов Томсоном на имя А. Агаева. Из стамбульских донесений главы делегации Алимардан бека Топчибашева видно какую титаническую работу ему пришлось проделать для получения визы на въезд в Париж. Только к середине мая азербайджанским дипломатам удалось приехать во Францию: это было слишком поздно для того, чтобы провести необходимую подготовительную работу по обеспечению поддержки в своем вопросе. Однако уже 28 мая 1919г. азербайджанской делегации удалось встретиться с президентом США В. Вильсоном. Результаты встречи оказались мало обнадеживающими. Президент США подчеркнул, что в намерения мирной конференции не входит раскол мира на мелкие территории и вопрос Азербайджана не может быть разрешен до решения вопроса России В то же время В. Вильсон заверил азербайджанскую делегацию в том, что "...азербайджанский народ найдет в великой отныне Америке защиту и поддержку в святом деле отстаивания своей свободы и независимости. Он рекомендовал азербайджанцам рассматривать идею создания конфедерации народов Южного Кавказа, которая могла бы рассчитывать на покровительство одной из великих держав в качестве страны, переданной под мандат Лиги Наций.5 Глава азербайджанской делегации А. Топчибашев вручил президенту США Вильсону копию меморандума, которая была представлена на Парижской мирной конференции. Документ состоял из 3-х пунктов:

1. Меморандум о независимости  Кавказского Азербайджана с описанием  его границ на особом листе  с картой;

2. Меморандум об экономическом  состоянии и финансах Азербайджана  с экономической картой;

3. Меморандум об этническом составе  населения Азербайджана с диаграммами  и этнографической картой.

Делегация Азербайджана проводила  большую работу в целях ознакомления участников Парижской конференции  с политическим положением в республике. Так, например, 23 и 28 мая 1919 г. были проведены  встречи с английским представителем Л.Маллетом и представителем Америки Г. Моргентау. На Парижской мирной конференции участвовали делегаты всех независимых государств, образовавшихся на территории бывшей Российской империи. В ходе этой конференции они проводили между собой встречи, обменивались своими наблюдениями. По некоторым вопросам они выступали с общими требованиями.

13 июня 1919 года за подписью В.  Вильсона, Д. Ллойд-Джорджа, Б.Клемансо, В.Орландо и барона Макино был опубликован документ о частичном признании верховной власти адмирала Колчака на территории России. В связи с этим, представители Азербайджана, Грузии, Латвии, Эстонии, Северного Кавказа, Белоруссии и Украины 13 июня 1919 года вручили ноту протеста председателю Парижской конференции. В Париже азербайджанской делегацией была проведена большая работа по вопросу об отношении с Ираном. Как известно, после образования АДР, Иран выдвигал территориальные притязания к Азербайджану, требуя присоединения его к Иранскому государству. После заключения в Лондоне 19 августа 1919 года англо-иранского договора , Иран отказался от территориальных притязаний к Азербайджану.

1 ноября 1919 года в Париже между  Азербайджаном и Ираном был  заключен договор о признании  независимости Азербайджана и  достигнуто соглашение об установлении  дипломатических отношений между  ними8. Подписание этого договора явилось большим успехом азербайджанской дипломатии на международной арене. Однако, деятельность Азербайджанской делегации, а также делегаций других вновь образовавшихся государств осложнялось тем, что рассмотрение вопроса о признании их независимости со стороны Парижской мирной конференции явно затягивалось. Обсуждение его должно было связываться с так называемым "русским вопросом", который стоял в повестке дня конференции. Это ставило под сомнение признание их как субъектов международного права. 8 октября 1919 г. представители независимых республик Азербайджана, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Горцев Северного Кавказа и Украины в дополнении к совместной декларации от 7 июля 1919 г. направили письмо председателю мирной конференции Клемансо, в котором резко осуждали позицию, занятую в отношении этих республик. В письме говорилось о политической ситуации, сложившейся на территории бывшей Российской империи, где с одной стороны, "...российские большевики стремились установить диктатуру пролетариата и коммунизма, а с другой, российские реакционные круги стремились на той же территории установить свою военную диктатуру и реставрировать прежнюю Россию с порабощением народностей"9. Делегации вышеуказанных государств просили не откладывать рассмотрение вопроса о признании их субъектами международного права. В обращении указывалось, что затягивание данного вопроса на неопределенное время чревато тяжелыми последствиями для народов, которые стремятся к независимости. В письме на имя Клемансо были выдвинуты два вопроса, которые представлялись на рассмотрение Высшего Совета. " Первое -признание каждой из республик независимым государством, и второе - о немедленном рассмотрении территориальных, финансовых, экономических и других вопросов "10.

Ситуация, создавшаяся на Кавказе  вследствие большевистской угрозы, вынудила страны Антанты серьезно призадуматься  и предпринять реальные практические шаги. Было очевидно, что агрессия Красной Армии на Кавказе, будет способствовать распространению идей большевизма в Иране и Передней Азии, возмущая весь Ближний и Средний Восток. В связи с этим, многие политики Европы склонялись к мысли о необходимости укрепления обороноспособности Азербайджана и Грузии, обеспечивая их соответствующими средствами обороны с целью противодействия советской экспансии. Однако дело оказания помощи правительствам стран с непризнанным суверенитетом в силу международных отношений, утвердившихся в послевоенный период, наталкивалось на серьезные трудности. В то же время идея "единой и неделимой России" которая бы воспрепятствовала признанию этих республик со стороны международного сообщества, в сложившейся обстановке уже утратила свой смысл. Надежды приверженцев этой идеи не оправдались. Вот почему, в период столь ускоренного развития событий, признание независимости Азербайджана и Грузии стало неотложной задачей. С этой целью по инициативе Великобритании 10 января 1920 г. была созвана сессия Верховного Совета Парижской мирной конференции. На сессии участвовали главы правительств и министры иностранных дел Англии, Франции и Италии, а со стороны США и Японии присутствовали делегаты на мирной конференции и послы этих стран во Франции. На сессии, проведенной в Кэ д'Орсе, проблема кавказских республик подверглась очень широкому и всестороннему обсуждению ".

Подробная информация о ситуации на Кавказе была сделана британским премьер-министром, сообщившем о продвижении  большевиков к Каспию, которые  в случае разгрома Деникина и захвата  Каспийского моря могут рассчитывать на помощь турков (здесь имеется в виду движение, начатое в Турции и возглавленное М. Кемалем - Ред.). В этом случае кавказские государства оставались в безвыходной ситуации. Вследствие этого Ллойд Джордж предложил выработать наиболее приемлемый вариант снабжения этих государств оружием и военным снаряжением. По его предложению было принято постановление Верховного Совета, согласно которому военным инспекторам поручалось внести предложения по оказанию помощи республикам. Полностью поддержав заявление Ллойда-Джорджа, Жорж Клемансо отметил необходимость разработки меморандума "Об оказании помощи кавказским республикам" британскими представителями, имевшими большой опыт в кавказских делах12. Дневное заседание Верховного Совета продолжало на уровне министров иностранных дел, без участия Ллойда-Джорджа и Клемансо. По инициативе английского министра иностранных дел лорда Керзона, министры иностранных дел обсудили политическую сторону проблемы отношения к республикам.

В своем выступлении Керзон заявил о намерении Ллойда- Джорджа включить в повестку заседания Верховного Совета вопрос о признании независимости Азербайджана и Грузии. Что касается "армянского вопроса", то его предполагалось решить вместе с "турецким вопросом". Министры иностранных дел выразили единое мнение по поводу угрозы, нависшей с трех сторон над Азербайджаном и Грузией13. Учитывались, во-первых, продвижение на южном направлении войск большевистской России, во-вторых, отступавшие деникинские войска, которые могли вторгнуться в эти республики, и, в-третьих, -кемалисты, способные по соглашению с Россией войти в пределы этих республик. Вследствие критичности ситуации правительства Азербайджана и Грузии обратились к странам Антанты за помощью. Проинформировав Верховный Совет об этих просьбах, Керзон выдвинул предложение о немедленном признании де-факто Азербайджана и Грузии. Из атмосферы, царившей на Версальской конференции, явствовало, что все условия, необходимые для признания реально функционировавших государств, были уже созданы. Необходим был лишь толчок, и этот толчок был сделан делегатом мирной конференции, министром иностранных дел лордом Керзоном14. По мнению Керзона, вхождение британских войск в пределы Кавказа после Мудросского перемирия создавала для британского правительства наибольшие преимущества.

Несколько позже, 11 января, по предложению  лорда Керзона Верховный Совет союзников принял постановление следующего содержания: "Союзнические и объединенные государства совместно признают правительства Азербайджана и Грузии на уровне де-факто"15. Представители США и Японии заявили о том, что для присоединения к этому акту признания Азербайджана и Грузии они должны выяснить мнения своих правительств . Немного спустя Япония присоединилась к постановлению Верховного Совета, принятого 7 февраля. Что касается Соединенных Штатов, то они официально отказались сделать это. Такое решение США обуславливалось различными причинами. Американское правительство, в частности, опасалось усиления влияния Великобритании на Кавказе. В то же время на заключительном этапе мирной конференции между США и ее европейскими союзниками возникли серьезные разногласия. Думается, нежелание США признать независимость Азербайджана нельзя объяснить одними англо-американскими противоречиями. Отказ большинства американского Сената утвердить Версальский договор, критика политики широкого международного сотрудничества правительства Вильсона, как и критика всей его внешней политики в целом, оказали свое влияние и на его политику в отношении Кавказа.

13 января посол США в Париже  Валлес сообщил в Вашингтон о том что Англия и Франция де-факто признали независимость Азербайджана и Грузии и собираются оказать им помощь. В ответном послании американского посольства во Франции говорилось, что Соединенные Штаты, соглашаясь с идеей помощи Англии и Франции кавказским государствам, тем не менее рассматривают признание их независимости как начало распада России. В то же время признание 19 января союзниками независимости Армении было оценено Соединенными Штатами вовсе не в качестве расчленения России. В результате 23 апреля 1920 г. США де-факто признали Армению. 15 января представители Азербайджана и Грузии были приглашены в министерство иностранных дел Франции. Представители Азербайджана - А. Топчибашев и М. Маггерамов и Грузии - И. Церетели и 3. Авалов были приняты первым секретарем министерства Жюлем Камбоном, представителем Англии Филиппом Керром и Италии -маркизом де-ла Торрета17. Жюль Камбон представил А.Топчибашеву официальное решение Парижской мирной конференции о признании де-факто Азербайджана со стороны членов Верховного Совета и союзнических стран.

Поздравив азербайджанских и грузинских представителей, он заявил, что отныне Азербайджан и Грузия, в качестве признанных государств, могут официально обращаться к мирной конференции  при решении тех или иных важных вопросов. Начиная с этого времени, обе эти страны могут официально войти в сношения с "Верховным  Советом", а также требовать  учета своих нужд и обеспечения  своих законных прав и равноправного  членства на заседаниях конференции. Помимо этого, Камбон заявил о том, что акту признания правительств этих государств должно сопутствовать, в то же время, признание факта отделения их от России18. После этого Ж. Камбон расспросил делегатов об их просьбах и предложениях. Выступивший от Азербайджанской Республики А.Топчибашев дал краткую информацию о политической структуре Азербайджана, отметив при этом, что Азербайджанская Республика ожидает как помощи, так и своего признания де-юре со стороны великих государств. 15 января, Совет военных экспертов обсудил в Версале вопросы, связанные с оказанием военной помощи Азербайджану и Грузии.

Для участия в работе Совета из Лондона в Париж в срочном  порядке прибыли военный министр Великобритании У. Черчилль, начальник главного штаба Британской Империи фельдмаршал Г. Вильсон, первый лорд-адмирал У. Ланг, лорд-адмирал Битти и др.19 16 января работа военных экспертов была возобновлена. На заседании военных экспертов председательствовал Ж. Клемансо. За день до этого, встретившись с азербайджанскими и грузинскими делегатами, Ж. Клемансо попросил Ж. Камбона сделать сообщение по поводу обстановки на Кавказе. Ж.Камбон, информировав участников заседания об обороноспособности кавказских республик, отметил, что они испытывают серьезную потребность в оказании финансовой , военной и другой помощи. Однако сообщения, сделанные Ж. Камбоном и Ф. Керром, не удовлетворили Клемансо. Было решено, что завтрашнее заседание, с участием делегатов Азербайджана и Грузии, продолжит фельдмаршал Г. Вильсон. 17 января в помещении гостиницы "Кларидж" в которой проживали азербайджанские делегаты, было проведено совещание под председательством Г. Вильсона, на котором участвовал адмирал Битти, представитель министерства иностранных дел Англии Роберт Ванситарт, а также делегаты Азербайджана и Грузии. Главная цель совещания заключалась в уяснении вопросов оказания материальной помощи Азербайджану и Грузии, оказавшихся перед лицом угрозы большевистского нашествия. Тем не менее вопрос об отправке союзных войск на Кавказ на заседании не обсуждался . Был затронут лишь вопрос об оказании помощи в рамках продовольственных поставок. На вопрос адмирала Битти насчет того, сумеет ли Азербайджан организовать свои военно-морские силы для обороны побережья Каспийского моря без помощи извне, А.Топчибашев ответил отрицательно.

Информация о работе Азербайджанская мирная делегация в Париже. Признание Азербайджана Верховным Советом в Версале