Азербайджанская мирная делегация в Париже. Признание Азербайджана Верховным Советом в Версале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:19, реферат

Краткое описание

Таким образом, первый год независимого существования Азербайджанской республики был полон упорной борьбы и тяжелых испытаний. В то время как правительство пыталось решать внутренние проблемы, связанные с многочисленными трудностями, азербайджанские дипломаты вели ожесточенную борьбу за получение признания и поддержки со стороны собравшихся в Париже держав победительниц. Азербайджанский парламент утвердил делегацию для участия на Парижской мирной конференции в следующем составе: А. Топчибашев - председатель, М.Г. Гаджинский - заместитель председателя, члены делегации - А.А. Шейхульисламов, А. Агаев и советники М. Магеррамов и Дж. Гаджибеков.

Вложенные файлы: 1 файл

Азербайджанская мирная делегация в Париже.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)

19 января 1920 года на заседании  Верховного Совета парижской  мирной конференции с участием  глав правительств проблема Южнокавказских республик подверглась детальному обсуждению. В этот же день азербайджанские делегаты в полном составе участвовали на заседании Парижской мирной конференции, на которой присутствовали такие выдающиеся политики того времени, как Ллойд Джордж, Клемансо, Нитти, Камбон, Матеи, Керзон, Черчилль, Фош, Битти, Вильсон и др. На заседании был зачитан меморандум, подготовленный по поручению Верховного Совета от 10 января английскими делегатами. В меморандуме предусматривались следующие меры:

1. Признание Азербайджана и Грузии (эта мера была осуществлена).

2. Передача Азербайджану, Грузии  и Армении оружия и снаряжения, переданного в свое время Деникину  и находившегося в пути.

3. Оказание Азербайджану и Грузии  дополнительно продовольственной,  финансовой и военной (оружием  и одеждой) помощи.

4. Проведение дополнительных мер  по укреплению обороны Баку.

5. Обеспечение обороны Каспийского  побережья, недопущение большевистской  армии к Каспийскому морю и  Каспийской флотилии. Возращение  деникинской морской флотилии в общее пользование союзников, в случае же невозможности сего - ее потопление20.

На заседании с докладом военных  экспертов союзников выступил маршал Фердинанд Фош. Наибольший спор вызвал вопрос о том , как и в какой форме следует оказывать помощь южно-кавказским республикам. Глава делегации военных экспертов маршал Фош счел необходимым послать на Кавказ несколько дивизий. Поддержав Фердинанда Фоша, фельдмаршал Вильсон добавил, что без взятия на себя британской флотилией инициативы на Каспийском море, удержать Кавказ будет невозможно. С Г. Вильсоном был солидарен военный министр У. Черчилль, который заявил, что если Англия не будет господствовать на Каспийском море, то все посланное на Кавказ оружие будет захвачено большевиками21. Против предложения военных экспертов категорически возражал Ллойд Джордж, который отметил, что военные ничего не смыслят в политике. "Если Кавказ нельзя удержать без посылки туда армии и если отправленное оружие будет потеряно, то логически следует отказаться от помощи. Надо ли понимать решение военных именно в таком плане?" - сказал Ллойд Джордж, адресуя свой вопрос маршалу Фонту. Маршал Фош справедливо полагал, что избавить Кавказ от большевистского нашествия возможно только путем направления туда армии22. Таким образом, Клемансо и Черчилль выступали за непосредственную отправку войск на Кавказ, в то время как Ллойд Джордж и Нитти предлагали ограничить помощь поставками военного снаряжения. Отмечая необходимость оказания военной помощи Азербайджану и Грузии, Ллойд Джордж в то же время пытался выяснить возможность эффективного использования помощи этими республиками и не перейдет ли эта помощь, по примеру помощи, направленной Деникину, в руки большевистской армии? Обращаясь к делегатам Азербайджана и Грузии, председатель конференции Ж. Клемансо спросил их насчет того, какая угроза беспокоит эти страны и смогут ли они, в связи с вопросом, поднятым Ллойд Джорджем, эффективно воспользоваться помощью, представленной им союзниками?

Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы было решено выслушать азербайджанских и грузинских депутатов. От имени обоих делегаций, по достигнутой договоренности выступил И. Церетели, который отметил большую потребность Грузии и Азербайджана в помощи союзников. На вопрос Клемансо "Хотите ли вы армию?", Церетели ответил, что это было бы лучше, поскольку большевики рано или поздно ринутся на Кавказ24. Затем Ллойд Джордж принялся подробно расспрашивать о вооруженных силах Азербайджана. Сделав по этому поводу сообщение, советник азербайджанской делегации М. Магеррамов заявил, что при наличии необходимого количества вооружения и снаряжения, в Азербайджане можно мобилизовать в армию за короткое время 100 тыс. человек. Выступивший на заседании А. Топчибашев отметил, что Азербайджанская Республика не имеет никаких претензий ни к большевикам, ни к Деникину. Она не намерена вмешиваться во внутренние дела России. Вместе с тем, он считал, что для защиты от угрозы, исходящей для независимости Азербайджана от обеих сил, следует эффективно использовать все возможности, и в первую очередь - помощь, предоставленную союзниками. По мнению Алимардан бека, если бы союзники смогли задействовать английскую флотилию в Энзели, то смогли бы значительно укрепить обороноспособность Баку. А. Топчибашев предложил также союзникам признать де-факто Горскую Республику, игравшую роль буфера между армией, двигающейся с севера и южнокавказскими республиками. Подводя итог заседания, Ллойд Джордж счел необходимым оказание срочной помощи республикам Кавказа в виде предоставления им вооружения, военного снаряжения и обмундирования. Касаясь вопроса посылки армии в Азербайджан и Грузию, он признал невозможность этого шага. По его мнению, кавказским республикам следует укреплять свою обороноспособность и, особенно обороноспособность Баку, за Счет собственных вооруженных сил.25 Ллойд Джордж одобрил выдвинутое А. Топчибашевым предложение о признании де-факто Горской республики.26 В результате, в связи с обсуждавшимися вопросами Верховный Совет в отношении Кавказа принял постановление, состоявшее из четырех пунктов:

1. Признание де-факто Армении  и Дагестана. Данное решение  не касается вопроса определения  границ Армении, которое будет  рассматриваться в связи с  "турецким вопросом".

2. Союзные правительства не обладают  способностью для отправки армии  в Кавказские республики.

3. Союзники окажут помощь Кавказским  республикам путем поставки туда  вооружения, военного снаряжения  и продовольствия.

4. Просить маршала Фоша и фельдмаршала Вильсона рассмотреть вопросы, связанные с уточнением конкретного состава военных материалов и путей их доставки в республики Кавказа27.

Таким образом, политическое признание  Азербайджанской Республики на Парижской  мирной конференции в январе 1920 г. следует оценить как результат  успешной дипломатической деятельности азербайджанских делегатов, возглавляемых  А. Топчибашевым. В связи с победой, достигнутой большими трудностями и лишениями, А. Топчибашев в письме, направленном из Парижа главе азербайджанского правительства Н. Усуббекову, писал: "Нет ничего изменчивее и эластичнее политики. И поэтому ее приливы и отливы всегда неожиданны. Тем не менее начинается такая эпоха, когда укрепляются и наши надежды на свободное независимое существование, стремясь обрести какую-то реальную форму. Мы никогда не теряем надежды и не теряли их даже в самые неблагоприятные для всех народов прежней России, когда нам говорили о тщетности нашего труда. Мы действовали подобным образом, потому что верили, что наш народ сможет жить независимо, что, наконец, любым путем обретем независимость. Вместе с тем мы не забываем и о влиятельных борцах других малых народов. Во имя обретения своей свободы эти народы боролись не полгода и не год, а десятки и более лет и путем многочисленных человеческих и материальных жертв достигли желаемого. Цена такого дорогого счастья никогда не заставляла и не заставит нас отступить, поскольку мы не знаем ничего, равного этому счастью"28.

12 января 1920 г. было созвано чрезвычайное  заседание правительства. Было  объявлено о проведении 14 января  праздничных торжеств на всей  территории Азербайджана, принято  решение о проведении в столице  республики митингов и демонстраций, а также военного парада азербайджанской  армии и торжественного заседания  парламента Азербайджана. 14 января  было объявлено нерабочим днем  в Азербайджане. В тот же день  было опубликовано обращение  премьер-министра Республики Н.  Усуббекова к гражданам Азербайджана, в котором говорилось: "Граждане, 28 мая 1918 г. Азербайджан волей своей нации был объявлен независимым. В огне жестоких событий и бедствий рождена Республика. Подвергаясь кровавой смуте и бедствиям, разрушалась целая страна. Определив свою судьбу и обретя свое священное право, нация вскоре, положив конец смуте, сумела успешно заложить основы своего государства. Несмотря на все трудности, имевшиеся на пути осуществления в будущем нашей национальной цели и идеи, Азербайджан сумел с честью выйти из выпавшего на его долю тяжелого испытания. Нация, показавшая свою способность к независимой жизни и самоуправлению, собственной волей успешно заложила основы и обеспечила развитие нового свободного и демократического Азербайджана. Верховным Советом союзников было принято совместное постановление по поводу независимости Азербайджана. Вступление Азербайджана в качестве полноправного члена в семью передовых наций Запада является самым светлым днем в его истории. Нет сомнений в том, что с этого дня дух и нравственность нации, прогрессируя день ото дня, будут значительно улучшаться. Какие бы препятствия и беды не случились в дальнейшем, правительство верит, что все граждане как один окажут помощь в деле обеспечения счастья для своей свободной и независимой страны. Да здравствует независимый азербайджанский народ!"29.  

Признание независимости Азербайджана способствовало росту интереса к  нему на международной арене. Целый  ряд стран - Бельгия, Швейцария, Голландия, Чехия и Словакия, Финляндия стали  открывать в Баку свои консульства, а Италия открыла здесь свое дипломатическое  представительство30. Поражение армии Деникина в феврале стало важным событием для получения передышки республики. Начался процесс налаживания всестороннего сотрудничества с соседними Грузией и Ираном. 20 марта 1920 года между Азербайджаном и Ираном был подписан договор о мире и дружбе, по которому иранское правительство признавало де-юре независимость Азербайджана. Стороны принимали на себя обязательства по созданию и укреплению дружественных и экономических отношений, а также по открытию азербайджанского посольства в Тегеране и иранского - в Баку31. Кроме того, в тот же день между Азербайджаном и Ираном были подписаны соглашения о таможне, торговле, почтово-телеграфных и консульских отношениях32. Спустя некоторое время в Тегеране было открыто посольство Азербайджана, а в Тебризе начало действовать генеральное консульство Азербайджана33.

В середине апреля 1920 года азербайджанский  парламент принял закон об учреждении дипломатических представительств в Великобритании, Франции, Италии, США, Швейцарии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Украине, Румынии, Германии и России34. Расширились дипломатические связи с такими соседними странами, как Турция, Грузия и Армения. В этот период в Баку стали действовать дипломатические миссии свыше 20 стран. Как видно, накануне апрельской оккупации 1920 года, с изоляцией Азербайджанской Республики на международной арене было покончено. Начался процесс широкого дипломатического признания и вхождения независимого Азербайджана в систему всесторонних международных связей.


Информация о работе Азербайджанская мирная делегация в Париже. Признание Азербайджана Верховным Советом в Версале