Совет Безопасности ООН: состав, полномочия и порядок принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ функционирования полномочий Совета Безопасности.
В связи с этим исследование было направлено на решение следующих задач:
Характеристика полномочий и функций Совета Безопасности ООН
Обзор полномочий Совета Безопасности, непосредственно не предусмотренных Уставом ООН

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Совет Безопасности ООН:………………………………………………….....6
Состав Совета Безопасности………………………………………………6
Функции и полномочия Совета Безопасности ООН…………………….7
Порядок работы Совета Безопасности ООН…………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ…………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал международное право.docx

— 55.68 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность юриспруденция

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Предмет: Международное право

 

Тема: Совет Безопасности ООН: состав, полномочия и порядок принятия решений

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: студентка 

                                                                               группы ЮВБ (пд)-2011-№ 

                                                                                                            Токарева И.В.

                                                           Проверил: к.ю.н. 

___________                                                                                                                             (личная подпись)        (расшифровка   подписи)

 

 

 

 

                                                      

 

 

                                             Пермь,2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Совет Безопасности ООН:………………………………………………….....6
    1. Состав Совета Безопасности………………………………………………6
    2. Функции и полномочия Совета Безопасности ООН…………………….7
    3. Порядок работы Совета Безопасности  ООН…………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22

  СПИСОК ЛИТЕРА  ТУРЫ…………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана  с возможной перспективой трансформации  полномочий и роли Совета Безопасности ООН.

В 1945 году союзными державами было принято важнейшее решение об учреждении универсальной международной  организации - Организации Объединенных Наций, задачей которой явилось  избавление грядущих поколений от бедствий войны. Для реализации данной задачи был создан постоянно действующий  орган - Совет Безопасности ООН, на который  была возложена основная ответственность  за поддержание международного мира и безопасности.

Однако за весь период деятельности ООН Совет Безопасности зачастую оказывался парализованным и не мог  сколько-нибудь существенно повлиять на мировую обстановку. Это было вызвано «холодной войной» и  межблоковой конфронтацией между  СССР и США, практикой односторонних  действий государств или группы государств по кругу вопросов, отнесенных Уставом  ООН к исключительной компетенции  Совета Безопасности.

Прекращение «холодной войны» и  устранение межблоковой конфронтации, в целом, не устранило указанных  проблем, но поставило ряд новых. Сегодня больше, чем когда-либо ранее, угрозы для международного мира и  безопасности взаимосвязаны и каждая из них представляет опасность для  всех государств. Взаимная уязвимость различных государств никогда не была столь очевидной. Способность  террористических групп осуществлять оборот ядерных материалов и технологий повышается вследствие неэффективного контроля за государственными границами  и вследствие усиления транснациональной  организованной преступности.

Односторонние действия ряда государств во главе с США по вмешательству  во внутренние дела суверенных государств, их вторжение или угроза вторжения  в дела других государств, нарушающие все основополагающие принципы международного права, серьезно дестабилизируют международную  обстановку и ставят под угрозу международный  мир и безопасность.

Нерешенные территориальные споры  вызывают все большую озабоченность  мирового сообщества. События в Кашмире, столкновения Израиля и Палестинской автономии, Израиля и Ливана, а  также события в странах Арабской Африки (Египет, Тунис и особенно Ливия) требуют скорейшего оперативного вмешательства Совета Безопасности ООН. Все это, несомненно, обусловливает  необходимость скорейшего осуществления  адекватных мер, направленных на усиление роли Совета Безопасности с целью  ликвидации подобных прецедентов международной  жизни.

Основатели ООН смоделировали  ее не только для выживания в условиях жесткого противостояния на международной  арене, а в гораздо большей  степени с перспективой установления мира, основанного на принципах сотрудничества и партнерства. Поэтому совершенно очевидно, что ООН не только не исчерпала  свой богатейший потенциал, а лишь прошла проверку на прочность в экстремальных  условиях и подтвердила свою жизнеспособность.

В наши дни Организация является уникальным инструментом по поддержанию  международного мира и безопасности, действенным средством обеспечения  свободы и прав личности, содействия социально-экономическому развитию.

Наряду с этим, следует отметить, что за прошедшие годы ООН превратилась поистине в универсальную международную  организацию, увеличив свои ряды с 42 членов в 1945 г. до 192 в настоящее время.

Полномочия Совета Безопасности как  главного органа ООН, ответственного за поддержание международного мира и  безопасности, за последние годы конкретизируются и расширяются. Развитие полномочий Совета Безопасности не только возможно, но и необходимо в силу изменения  международной обстановки. Границы  потенциального расширения полномочий Совета создаются целями и принципами ООН, а также нормами jus cogens. Свобода  действий Совета ограничена также принципом  пропорциональности, по которому предпринимаемые  им действия должны быть необходимыми и соответствовать достижению его  провозглашенных целей (устранению угрозы миру) и не должны в значительной мере нарушать другие интересы мирового сообщества.

Предмет исследования - правовая природа Совета Безопасности как органа ООН; функции и полномочия Совета Безопасности ООН.

Целью исследования является анализ функционирования полномочий Совета Безопасности.

В связи с этим исследование было направлено на решение следующих задач:

  1. Характеристика полномочий и функций Совета Безопасности ООН
  2. Обзор полномочий Совета Безопасности, непосредственно не предусмотренных Уставом ООН

 

 

 

 

 

 

  1. Совет Безопасности ООН.

 

    1. Состав Совета Безопасности.

Совет Безопасности состоит  из 15 членов Организации1.  Из них 5 являются постоянными, а именно Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США.  Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.  Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки - 5 членов, от Восточной Европы - 1, от Латинской Америки и Карибского моря - 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии - 2.  
В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных - до 7.  Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. 

Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи  ежегодные доклады и по мере необходимости  специальные доклады.  
Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН2 поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме.  

    1. Функции и полномочия Совета Безопасности.

Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующему:  
а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН; 

б) расследовать любые споры  или ситуации, которые могут вызвать международные трения; 

в) делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; 

г) вырабатывать планы для  создания системы регулирования  вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые подлежит принять; 

е) призывать государства - члены ООН к применению экономических  санкций и других мер, не связанных  с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии; 

ж) предпринимать военные  действия против агрессора; 
з) делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;  
и) осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке; 
к) делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; 

л) представлять ежегодные  и специальные доклады Генеральной Ассамблее.  
Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий. 

Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения3

Превентивная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осуществлении которых следует надлежащим образом сочетать консультации с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объективность и транспарентность4.

Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН. 
Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала. 
Миростроительство в конфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации. По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава.  Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. 
В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил.

Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для  предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем  введения экономических санкций  и принятия решения о применении коллективных военных мер.  
Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.  
Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену Организации, если против него Советом Безопасности были предприняты действия превентивного или принудительного характера5. Государство - член ООН, систематически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации.

Устава члены Организации  соглашаются "подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять  их"6.

Члены Организации  обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением и соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода7. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.  
Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но Совет Безопасности "должным образом учитывает невыполнение этих временных мер"8.  Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на действия с применением вооруженных сил9.

Информация о работе Совет Безопасности ООН: состав, полномочия и порядок принятия решений