Процессуальные аспекты рассмотрения споров в Международном коммерческом арбитраже при ТПП РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение основных положений деятельности Международного коммерческого арбитража.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
Изучение понятия международного коммерческого арбитража
Рассмотрение классификации международных коммерческих судов
Изучение общей характеристики и состава МКАС при ТПП РФ
Анализ процедуры рассмотрения споров в МКАС при ТПП РФ
Изучение процедуры оспаривания решений МКАС

Содержание

Введение…………………………………………………………………2-3
Глава 1. Правовая природа международного коммерческого арбитража.
1.1 Понятие международного коммерческого арбитража…………..4-7
1.2 Классификация международных коммерческих судов………..8-13
Глава 2. Процессуальные аспекты рассмотрения споров в Международном коммерческом арбитраже при ТПП РФ
2.1 Общая характеристика процедуры рассмотрения споров в МКАС при ТПП РФ……………………………………………………………14-17
2.2 Рассмотрение арбитражной практики МКАС………………...18-24
2.3 Признание и исполнение иностранных арбитражных решений..25-27
Заключение…………………………………………………………….28-29
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МЧП КУРСОВАЯ Анна 5 курс(нов ред).docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

    Лондонский международный арбитражный суд (London Court of International Arbitration, LCIA) существует как внутренний третейский суд с 1892 г., как международный – функционирует с 1981 г.

    Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce) создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько регламентов для различных процедур арбитража. Он является органом Торговой палаты, однако управляется независимым Правлением из шести человек, которое назначается на три года Советом директоров палаты. Текущее руководство осуществляет Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

    Арбитражный институт  является одним из ведущих  центров по разрешению международных  коммерческих споров, хотя количество  дел остается незначительным  по сравнению с МТП, ААА или  МКАС.

    В Российской  Федерации авторитетным арбитражным  учреждением является МКАС и МАК при Торгово-промышленной палате РФ.

    2. Временно создаваемые (разовые, «на один раз», изолированные, ad hoc) арбитражи.

    Временно создаваемые  арбитражи создаются сторонами  договора специально для рассмотрения  конкретного спора, т. е. бремя  определения правил, в соответствии  с которыми данный арбитраж  должен рассматривать переданный  на его разрешение спор, возлагается  на спорящие стороны. После  вынесения решения по спору  такой арбитраж прекращает свое  существование, выполнив поставленную  перед ним задачу.

    Поскольку арбитражи  ad hoc создаются в каждом конкретном случае при возникновении спора, то основной является проблема определения правил, в соответствии с которыми данный арбитраж должен рассматривать переданный на его разрешение спор. Одним из оптимальных способов, позволяющих сторонам избежать непростую процедуру самостоятельной регламентации процедуры разрешения спора, является присоединение к одному из следующих типовых регламентов для арбитража:

    а) Арбитражный  регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г. (далее – Арбитражный регламент ЕЭК);

    б) Правила международного  коммерческого арбитража Экономической  комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. (далее – Правила ЭКАДВ);

    в) Арбитражный  регламент Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г. (далее – Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ).

    Между тем в последнее время получила довольно широкое распространение практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров, которые при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc могут оказывать помощь в назначении и отводе арбитров, организации слушания дела включая предоставление для этой цели помещений, вспомогательного персонала и т. п.

    В Российской  Федерации в целях активизации  роли МКАС в оказании содействия  арбитражам ad hoc были подготовлены Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (далее – Правила по оказанию содействия).

    Так, согласно  п. 1 Правил по оказанию содействия  МКАС вправе действовать в  качестве компетентного органа  в соответствии с Арбитражным  регламентом ЮНСИТРАЛ и оказывать  организационное содействие арбитражным  разбирательствам на основании  указанного регламента, включая  выполнение следующих функций2:

    а) направление  документов сторонам и арбитрам;

    б) содействие  составу арбитража в определении  даты, времени и места слушания  дела и направление заблаговременного  уведомления сторонам о слушании;

    в) предоставление  помещений для слушания дела  и совещаний состава арбитража;

    г) осуществление  машинописных работ;

    д) обеспечение  услугами переводчика;

    е) удостоверение  подписей арбитров на арбитражном  решении печатью МКАС и подписью  его ответственного секретаря;

    ж) получение  аванса арбитражных расходов  и его дальнейшее перечисление  с учетом установленного распределения  таких расходов;

    з) оказание  иного содействия, насколько таковое  возможно.

    Согласно Рекомендациям  в помощь арбитражным учреждениям  и другим заинтересованным органам  в отношении арбитражных операций  согласно Арбитражному регламенту  ЮНСИТРАЛ рекомендуется, чтобы  учреждения при проведении административных  процедур четко различали свои  услуги как компетентного органа, как они предусмотрены в Арбитражном  регламенте ЮНСИТРАЛ, и административные  услуги технического, секретарского  характера.

    Различие между  этими видами услуг имеет также  отношение к вопросу о том,  какая сторона может запрашивать  эти услуги. С одной стороны,  учреждение может действовать  в качестве компетентного органа  в соответствии с Арбитражным  регламентом ЮНСИТРАЛ, только если  оно было назначено сторонами  либо в арбитражной оговорке, либо в отдельном соглашении. С другой стороны, административные  услуги технического, секретарского  характера могут запрашиваться  не только сторонами, но и  арбитражным судом (п. 1 ст. 15 и  п «с» ст. 38 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ).

    Следует отметить, что при выступлении МКАС в  качестве компетентного органа  и оказании организационного  содействия арбитражным разбирательствам  в соответствии с Арбитражным  регламентом ЮНСИТРАЛ должна применяться соответствующая типовая арбитражная оговорка, если иное не установлено соглашением сторон.

 

 

 

По Предметному  Признаку.

    1. Арбитражи общей компетенции, которые рассматривают все виды гражданско-правовых споров, связанные с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством. Такие арбитражи созданы практически во всех государствах. К наиболее авторитетным относятся:

    Арбитражный суд  при МТП в Париже;

    МКАС;

    Международный  третейский суд в Лондоне;

    Коммерческий  арбитраж в Цюрихе;

    Коммерческий  арбитраж в Стокгольме;

    Коммерческий  арбитраж в Базеле и др.

    2. Арбитражи специальной компетенции, которые формируются с целью разрешения споров, возникающих из определенных отношений. Особое место среди таких видов арбитражей занимают:

    Морская арбитражная  комиссия при ТПП РФ;

    Арбитраж Лондонской  ассоциации по торговле зерном;

    Арбитраж при  ассоциации по торговле кофе  в Гамбурге;

    Арбитраж при  Международной ассоциации воздушного  транспорта;

    Арбитраж Ливерпульской  хлопковой ассоциации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Процессуальные аспекты рассмотрения споров в Международном  коммерческом арбитраже при ТПП  РФ

 

2.1 Общая характеристика  процедуры рассмотрения споров  в соответствии с регламентом  Международного коммерческого арбитража  при ТПП РФ

Важным шагом в совершенствовании  регулирования деятельности МКАС как  самостоятельного постоянно действующего арбитражного учреждения является введение в действие с 1 марта 2006 г. нового Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, утвержденного  Торгово-промышленной палатой РФ 18 октября 2005 г. (согласно порядку, установленному Положением о МКАС при ТПП РФ), который заменяет Регламент 1995 г. Как  и прежде, приложением к новому Регламенту является Положение об арбитражных сборах и расходах. Следует отметить, что содержание данного Положения также подверглось уточнениям и изменениям.

Поскольку согласно Регламенту арбитражное разбирательство начинается подачей искового заявления, рассмотрение новых положений разумно начать с требований к исковому заявлению (§ 8 - 11).

При подготовке искового заявления  важно учесть, что согласно Регламенту в исковом заявлении наряду с  другими положениями должно содержаться  обоснование исковых требований с учетом применимого права. Уточнены правила для исковых заявлений, в которых содержится несколько  требований. Истец должен дать расчет каждого требования в отдельности. Даны уточнения, касающиеся определения  цены иска. В частности, предусмотрено, что при предъявлении денежного  требования, заключающегося во взыскании  продолжающих начисляться процентов, цена иска будет определяться суммой, исчисленной на дату подачи иска, что  в цену иска не включаются требования о возмещении арбитражных сборов и расходов, а также издержек сторон.

Новыми в Регламенте являются положения о содержании отзыва на иск, который теперь должен представляться в срок не позднее 30 дней (ранее 45 дней) с даты получения копии искового заявления (§ 12). Важно также обратить внимание на дополнение условий предъявления встречного иска и требования в целях зачета, которые могут быть предъявлены при наличии арбитражного соглашения, охватывающего такой иск или требование наряду с требованиями по первоначальному иску (§ 13).

Изучая новый Регламент  МКАС, следует отметить положения, касающиеся статуса арбитров. Как и ранее, предусматривая, что арбитры должны обладать необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, быть беспристрастными и независимыми, Регламент  включает и новые положения, направленные на обеспечение рассмотрения споров арбитрами, которые соответствуют  предъявляемым высоким требованиям.

Положение п. 1 ст. 1186 ГК РФ прямо  предусматривает, что особенности  определения применимого права  международным коммерческим арбитражем определяются Законом "О международном  коммерческом арбитраже", положения  которого теперь прямо воспроизведены в Регламенте МКАС. Предусмотрено, что  МКАС разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые  стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое  указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам. При отсутствии какого-либо указания сторон МКАС применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.

Внимание сторон договора, предусматривающих рассмотрение спора  в МКАС при ТПП РФ, следует обратить и на новый текст Регламента об определении применимых процессуальных норм, который предусматривает, что МКАС применяет к процедуре ведения разбирательства положения Регламента с учетом соглашения сторон, если таковое не противоречит императивным нормам применимого законодательства о международном коммерческом арбитраже и принципам настоящего Регламента.

Учитывая, что на практике стороны нередко злоупотребляли предоставленным ранее действовавшим  Регламентом правом до окончания  устного слушания дела без необоснованной задержки изменить или дополнить  свои исковые требования или возражения по иску, в новый Регламент в  целях лучшей организации разбирательства  включено положение о том, что  состав арбитража может установить срок представления сторонами письменных заявлений и доказательств в  целях заблаговременного ознакомления каждой из сторон до устного слушания дела с представленными другой стороной документами и материалами (п. 2 § 30). Следует отметить, что в практике МКАС при ТПП РФ арбитры и ранее прибегали к таким мерам. В некоторых случаях об установлении арбитражем такого порядка представления письменных документов и доказательств ходатайствовали стороны спора.

Сторонам следует быть готовыми к тому, что в новом  Регламенте МКАС при ТПП РФ не сохранено  ранее действовавшее положение  о том, что после вынесения  решения его резолютивная часть  объявляется сторонам устно, а позднее (как правило, в 30-дневный срок) сторонам направляется мотивировочное решение. Нельзя не отметить, что во многих случаях состав арбитража и при старом Регламенте пользовался предоставленной ему возможностью не объявлять резолютивную часть решения по окончании устного слушания, а принимал постановление о том, что арбитражное решение без устного объявления его резолютивной части будет направлено сторонам в срок, как правило, не превышающий 30 дней. В новом Регламенте не предусмотрено оглашение резолютивной части, а предусмотрено, что решение выносится в пределах сроков, устанавливаемых с учетом предусмотренных в Регламенте сроков рассмотрения спора. Данное положение соответствует современной практике международных коммерческих арбитражей, в большей степени обеспечивает необходимые условия для принятия обоснованных решений. Это тем более важно, что в настоящее время в рассматриваемых МКАС при ТПП РФ спорах значительно увеличилась доля крупных и сложных дел.

Вынесением окончательного решения прекращается арбитражное  разбирательство. Важно иметь в  виду, что принятые решения МКАС (без указания сторон спора и предмета контракта в целях соблюдения конфиденциальности) публикуются уже  в течение 10 лет в ежегодных  сборниках практики МКАС, составителем которых является проф. М.Г. Розенберг. Наиболее интересные решения публикуются  в новом специальном журнале "Международный  коммерческий арбитраж". Возможность ознакомления с решениями МКАС обеспечивает не только прозрачность его деятельности, но создает для истцов и ответчиков возможность, ознакомившись с практикой МКАС, найти ответы на сложные вопросы при подготовке к слушанию и аргументации своих позиций при рассмотрении споров, лучше понять, как применяются положения Регламента, на основе которых МКАС осуществляет свою деятельность и которые должны соблюдаться сторонами спора.

Информация о работе Процессуальные аспекты рассмотрения споров в Международном коммерческом арбитраже при ТПП РФ