Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:52, доклад

Краткое описание

В обществе уже давно сложились соответствующие общечеловеческие идеалы и ценности - незыблемые представления о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе социальных. Зародившись на заре человечества и непрерывно пополняясь новым, более широким содержанием, они, в конечном счете, легли в основу концепции правового, социального государства. Постепенно естественные права человека воплотились в международные акты - декларации, пакты, соглашения, конвенции, рекомендации и т.д. Число таких актов в истекшем веке стремительно увеличивалось, особенно в период после окончания второй мировой войны, когда подавляющее большинство людей осознало приоритеты общечеловеческих идей и ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт.docx

— 14.54 Кб (Скачать файл)

1.1. Понятие общепризнанных  принципов и норм международного  права. Международный опыт

 

Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы  и имеют наивысшую юридическую  силу. Значит, такие принципы и нормы  входят в общий массив правовых предписаний, действующих в стране, а акты, в которых они содержатся, являются частью законодательства страны.

В обществе уже давно сложились  соответствующие общечеловеческие идеалы и ценности - незыблемые представления  о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе социальных. Зародившись на заре человечества и  непрерывно пополняясь новым, более  широким содержанием, они, в конечном счете, легли в основу концепции  правового, социального государства. Постепенно естественные права человека воплотились в международные  акты - декларации, пакты, соглашения, конвенции, рекомендации и т.д. Число таких  актов в истекшем веке стремительно увеличивалось, особенно в период после  окончания второй мировой войны, когда подавляющее большинство  людей осознало приоритеты общечеловеческих идей и ценностей.

В настоящее время можно с  полной определенностью утверждать, что общепризнанные принципы взаимоотношения  людей и организации жизни  в обществе, как и межгосударственные отношения закреплены в международных  актах и являются той основой, на которой выстроена правовая система  всех развитых, цивилизованных стран.

Изложенное в полной мере относится  и к социальной работе, в частности  социальному обеспечению, хотя в  этой сфере есть некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как  сравнительно замкнутого государственного образования и нынешней России, не преодолевшей еще некоторых барьеров общения с мировым сообществом. Они состоят, в частности, в том, что СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных  международной организацией труда (МОТ), другими международными организациями, деятельность которых охватывает социальное обеспечение наемных и некоторых  других работников. Однако тенденции  к их ратификации в последние  годы проявляются: ратифицированы, в  частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека». В  этих Конвенциях, наряду с другими, содержатся и нормы, касающиеся, защиты социальных прав и социального обеспечения.

Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря  1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах - об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.

Эти международные акты регламентируют основные права граждан в области  социального обеспечения и социальной защиты.

Можно выделить три сложившихся  в России способа внедрения и  учета международных норм о социальном обеспечении.

Первый - это непосредственное применение норм, содержащихся в международных  актах, без трансформации их в  российские законы.

Второй - включение таких норм в  российские законы полностью или  частично. Эти способы применяются  в отношении норм, содержащихся в  международных правовых актах, которые  ратифицированы в установленном  порядке. Однако, международные нормы часто реализуются не в полном объеме. Причиной тому является широко распространенный до сих пор правовой нигилизм федеральных властных структур (законодательной и исполнительной ветвей власти), недооценка ими необходимости безусловного выполнения принимаемых страной обязательств перед мировым сообществом и собственным народом, несмотря на трудности, порождаемые самой властью. МОТ образована в целях международного сотрудничества и устранения социальной несправедливости, она является в настоящее время специализированным учреждением ООН. Недавно отмечался ее 80-летний юбилей. Высший орган МОТ - Международная конференция труда, которая созывается ежегодно. Она состоит из представителей государств - членов МОТ. Каждое государство представляется четырьмя делегатами - два от правительства, один от предпринимателей и один от работников. Рабочие органы МОТ также формируются по указанному принципу. Нормативная деятельность МОТ осуществляется в виде принятия конвенций и рекомендаций.

Третий способ - учет и реализация в нормативных правовых актах  внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального  обеспечения, выраженного в соответствующих  международных актах, к которым  Россия не присоединилась, а также  в национальном законодательстве других стран. Этот способ использовался в  СССР и еще более широко применяется  в России (например, при реформировании пенсионной системы на страховых  принципах в 1990 г., введении пособий по безработице). В данном случае речь идет о заимствовании и использовании международного опыта для правового регулирования соответствующих общественных отношений в стране с помощью внутреннего законодательства. В указанных целях используются также результаты сравнительных исследований, проводимых международными организациями (МОТ, МАСО и т.д.).


Информация о работе Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт