Принципы и нормы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в раскрытии понятия и сущности международно-правовой нормы, ее структурированных особенностей, способов создания и действия, а также в проведении классификации таких норм.
Для достижении указанной цели предполагается решение следующих задач:
1) исследование понятия нормы международного права и особенностей ее структуры;
2 ) выявление специфики их создания, установление содержания норм;
3) дифференциация международно-правовых норм по различным основаниям;
4) сделать вывод по теме исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие норм международного права 7
1.2 Специфика создания норм международного права 8
2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 12
2.1 Виды норм международного права 12
2.2 Принципы международного права 17
2.3 Иерархия норм международного права 19
2.4 Кодификация международного права 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат МП - копия.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

В отличие от принципов  международного права в целом  отраслевые принципы являются основополагающими  нормами, правовой основой деятельности субъектов в определенной области  регулирования. Это принципы дипломатического и консульского права (в том числе  предписания о привилегиях и  иммунитетах), международного гуманитарного  права, космического права, морского права  и др.

2.3 Иерархия норм международного  права

 

Нормы международного права  не всегда находятся на одном уровне с точки зрения их юридической  силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И договорные нормы, независимо от наименования договоров, и обычные, и нормы, содержащиеся в актах международных организаций  и актах международных конференций, – все они обладают одинаковой юридической силой, если лежащее  в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и потребностях всех или подавляющего большинства  государств либо когда это касается особо важного предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности придают соответствующим  нормам особое юридическое значение.

Относительно юридической  силы такого важнейшего универсального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано: «В том случае, когда  обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Локальные нормы в принципе должны соответствовать универсальным. Однако это не значит, что локальная норма должна быть точной копией универсальной. В таком случае в локальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международно-правовым нормам. Вместе с тем специализация недолжна затрагивать права и интересы других государств - участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приводить к несовместимости локального и универсального договоров.

Недопустимо, например, заключение двустороннего договора об оказании помощи какому-либо третьему государству  в производстве ядерного оружия, поскольку  это запрещено Договором о  нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление является нарушением Договора.

Другой пример. Согласно Венской конвенции о консульских  сношениях 1963 г. консульское должностное  лицо может быть подвергнуто задержанию или аресту в случае преследования  за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в  законную силу приговора суда (п. 1 ст. 43). В двусторонних консульских соглашениях  закрепляется либо это положение  в неизменном виде, либо иное, например полное освобождение консульских должностных  лиц от уголовной юрисдикции государства  пребывания. Иное, чем в Венской  конвенции о консульских сношениях, регулирование касается двусторонних отношений и не затрагивает интересы других государств-участников.

Среди локальных норм можно  выделить нормы, обладающие преимущественной силой по отношению к другим локальным  нормам. Это нормы, которые регулируют наиболее важные стороны международной  жизни нескольких (или даже двух) государств, определяют основные направления  их взаимоотношений, а потому последующие  нормы должны создаваться на их основе и им соответствовать. Так, в ст. 15 Соглашения об основах отношений  между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой от 25 июня 1998 г. предусматривается, что «Стороны будут заключать  по мере необходимости соглашения и  другие договоренности, необходимые  для реализации настоящего Соглашения». Согласно ст. 8 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. «государства-участники  обязуются не заключать международные  соглашения, несовместимые с настоящим  Договором».

Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а  другие - нет. Подчиненность - это не что иное, как совместимость одних  норм с другими. В частности, требование соответствия локальных норм универсальным  нормам международного права отражает необходимость согласования интересов  нескольких государств с интересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка17.

2.4 Кодификация международного права

Кодификация – это официальная  систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в  соответствии с предметом регулирования  в целях создания внутренне согласованных  крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации:

а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода  развития общественных отношений;

б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность  в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между  отдельными нормами;

г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный  нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным  развитием международного права. При  кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении  тенденций развития международных  отношений и международно-правового  регулирования. Кодификация – один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности18.

Особое значение имеет  кодификация для повышения эффективности  обычных норм международного права  посредством их преобразования в  договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный  документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы  Женевских конвенций по морскому праву 1958г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, – режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном  уровне – либо государствами посредством  созыва специальных международных  конференций, либо в рамках международных  организаций.

Полномочия Генеральной  Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов.

Особое место среди  них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных  актов либо одобряются на сессиях  Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации  является один или комплекс кодификационных  актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так  как в нем содержатся уже действующие  и, следовательно, обязательные нормы  права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством  ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин:

1) круг участников прежде  действовавших норм вследствие  их закрепления в кодификационном  акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном  акте, они остаются обычными, для  других становятся обычно-договорными,  для третьих – только договорными,  поскольку в качестве обычных  они их не признавали);

2) кодификационный акт  неизбежно включает новые нормы;  некоторые ранее действовавшие  могут быть существенно изменены;

3) четко выраженное согласие  необходимо во избежание неопределенности  и возникновения споров в процессе  реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных  документов. Другой способ систематизации права – инкорпорация, т. е. собирание  в определенном порядке (предметном, хронологическом), действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел  СССР систематически выпускало «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с  иностранными государствами (с 1982 г. –  «Сборник международных договоров  СССР»), после прекращения существования  СССР его издание было продолжено МИДом России, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен  и опубликован в 1996 г. «Сборник международных  договоров Российской Федерации  по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник «Международные нормативные акты ЮНЕСКО».

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат ООН публикует «Тreaty Series»; Исполнительный секретариат СНГ - «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «Сouncil of Eurepe Treaty Series».

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических или в информационных целях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что эффективность правовых норм определяется как правовыми, так  и неправовыми факторами.

Правовыми факторами являются качество формулировки нормы в соответствующем  акте (точность и т.п.), согласованность  с другими нормами (в том числе  учет вышестоящих норм, отсутствие противоречий с нормами своего уровня), а также уровень функционирования других частей правовой надстройки. Неправовыми  факторами, влияющими на эффективность  осуществления правовых норм, являются объективные закономерности общественного  развития, обусловленные этими закономерностями тенденции в экономике, политике и других сферах общественной жизни.

Если под эффективностью правовой нормы понимать социальную результативность ее осуществления, т.е. достижение максимально близкого к  намеченному в норме социально полезного регулятивного воздействия на определенные общественные отношения при минимально возможных в данных социальных условиях побочных отрицательных последствиях, то лишь сочетание указанных правовых и неправовых факторов может обеспечить указанную эффективность. Показатели эффективности нормы - точность и последовательность ее реализации и социально полезный результат такой реализации.

Важнейшим неправовым фактором, влияющим на эффективность международно-правовых норм, является соотношение сил на международной арене. Можно констатировать, что в современных условиях это  соотношение порождает четкую тенденцию  к возрастанию эффективности  международно-правовых норм. Мерилом  эффективности международного права  в целом является международная  законность19. Международная законность – соответствие поведения подавляющего большинства субъектов международного права международно-правовым предписаниям, дозволениям и запретам.

Классификация международно-правовых норм.

По форме объективирования нормы международного права делятся  на договорные и обычно-правовые. По количеству участников - на нормы, обязывающие двух субъектов международного права (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (многосторонних договорах). По субъектно-территориальной сфере действия - на универсальные и локальные. По юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы. Императивная норма общего международного права (]'из со§еп5) является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу. По видам международно-правовых норм - на нормы материального права и нормы процессуального права. В зависимости от функционального назначения - на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст.ст. 41, 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН). По характеру субъективных прав и обязанностей - на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

Информация о работе Принципы и нормы международного права