Правовое регулирование оказания Интернет-услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, и сетевых услуг как основы развитой экономики двадцать первого века, а также отсутствие комплексных исследований, посвященных обязательствам, связанным с международной сетью Интернет, обусловливают актуальность темы настоящей работы.

Содержание

Ведение
Общая характеристика обязательств по оказанию услуг
Понятие Интернета
Правовые проблемы, связанные с оказанием Интернет-услуг
Развитие российского законодательства, регулирующего оказание Интернет-услуг
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

информационное.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

В противном случае законодательство в области отношений по поводу использования Интернета будет страдать декларативностью, что приведет к негативным последствиям в сфере правосознания, усилению правового нигилизма среди субъектов информационного обмена.

Российскими специалистами признается необходимость принятия законодательства в области использования Интернета и оказания Интернет-услуг,  которое должно быть увязано с международными нормами и принципами, а также законодательством других государств, 

особенно США,  что соответствует подходу к данному вопросу в зарубежных странах.

Необходимость правового регулирования в данной сфере признается также представителями Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.

Вместе с тем, до настоящего момента Интернет-услуги (по доступу к ресурсам Интернета, электронной почте и так далее) не только не получили детального регламентирования в действующем законодательстве, но и не нашли своего отражения в подготовленных проектах федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Данный факт порождает необходимость разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов для формирования и совершенствования законодательства в области оказания Интернет-услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категория "Интернет" стала использоваться в Российском законодательстве с 1997 года. Фундамент правового регулирования отношений, связанных с ее использованием, оказанием Интернет-услуг, заложила Конституция, закрепив такие основополагающие положения как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29) и др.

Основополагающие нормы также содержатся в международных договорах Российской Федерации, которые являются в силу пункта 4 статьи 15 составной частью нашей правовой системы.

Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интернет-услуг осуществляется на основе федеральных законов, в частности, ГК РФ, Федерального закона "О связи", Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" и других законов и подзаконных актов.

Следует отметить наличие целого ряда проблем, связанных с необходимостью применения норм права, созданных до широкого распространения сети Интернет и не учитывающих специфики отношений по поводу использования последней.

Кроме того, сами Интернет-услуги (по доступу к ресурсам Интернета, электронной почте и т.д.) не только не получили детального регламентирования в действующем законодательстве, но и не нашли своего отражения в подготовленных проектах федеральных законов, представленных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Основываясь на легальном определении обязательства по оказанию услуг и понятии гражданско-правового обязательства, необходимо определить для целей данной работы, что обязательства по оказанию услуг представляют собой такие гражданско-правовые отношения, в которых одно лицо (исполнитель) обязано выполнить определенные действия или осуществлять определенную деятельность, не имеющие овеществленного результата, по заданию другого лица (заказчика), которое, в свою очередь, должно оплатить исполнителю осуществление этой деятельности или выполнение действий.

Проанализировав признаки Интернета, существенные для определения правового статуса ее использования, можно сделать вывод о том, что Интернет - это международная телекоммуникационная сеть общего пользования, то есть международная сеть электросвязи общего пользования, предназначенная для обмена данными. Под машиночитаемыми сообщениями (данными) понимаются сообщения, содержащие сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированные в форме, позволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

Данные понятия позволяют определить Интернет-услуги как услуги, содержанием которых является выполнение определенных действий или деятельности по передаче данных посредством международной телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.

Обязательства, связанные с оказанием Интернет-услуг, можно разделить по функциональным признакам, оказывающим влияние на правовое регулирование, в зависимости от того, на каком этапе Интернет-услуги связаны с использованием Интернета (на этапе своего возникновения либо на этапе исполнения) на обязательства, основанием возникновения которых является передача данных, а также обязательства, исполнение которых осуществляется посредством передачи данных.

Рассматривая обязательства, возникающие в результате передачи данных, следует отметить, что в законодательстве недостаточно урегулирован вопрос заключения сделок в электронном виде, а также вопросы использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), которые признаются специалистами в качестве основных для развития электронной коммерции.

Правовые основы использования ЭЦП заложены рядом развитых стран, среди которых США, Канада, ФРГ и другие европейские страны. Европейским Союзом также принята в июне 1999 года Директива "Об общих условиях использования электронных подписей". Среди ближайших к нам стран Республика Беларусь в январе 2000 года в Законе "Об электронном документе" и Эстонская Республика в Законе "Об электронно-цифровой подписи" закрепили правовые условия использования ЭЦП.

Совсем недавно в России также принят Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", который представляет собой значительный шаг вперед в сфере правового регулирования информатизации. Вместе с тем, к сожалению, в указанном Законе были устранены не все недоработки, выявленные на этапе подготовки проекта этого документа. Автором предложено внести ряд изменений в данный закон, в частности, дополнить нормами о создании, наряду с коммерческими удостоверяющими центрами, Всероссийской государственной системы удостоверяющих центров для сертификатов ключей подписей.

Предложение внесено с учетом специфики деятельности таких центров, направленной на подтверждение подлинности электронной цифровой подписи, а также в связи с отсутствием в России негосударственных организаций, имеющих организационно-технические возможности для оказания таких услуг во всех городах России и обладающих доверием большинства участников гражданского оборота.

Кроме того, все еще остается неразработанным механизм использования электронных документов в качестве доказательств в суде, арбитражном суде и других правоприменительных органах, что представляет собой значительное препятствие, в частности, для заключения договоров путем обмена электронными документами (данными).

В связи с этим, необходимо предусмотреть оснащение судов и других юрисдикционных органов программно-техническим обеспечением для работы с электронной документацией и электронной цифровой подписью.

Рассматривая обязательства, исполнение которых осуществляется посредством передачи данных, следует выделить два основных класса таких услуг по критерию их содержания - это услуги связи, заключающиеся в передаче и приеме любой указанной пользователем информации и услуги по обработке и предоставлению информации, содержанием которых является обработка и передача информации, имеющей определенные качества.

Обязательства по оказанию Интернет-услуг связи, заключающиеся в приеме и передаче машиночитаемых сообщений (данных) по каналам Интернета можно дифференцировать в настоящий момент на следующие виды:

1. Подключение оконечного оборудования  абонента к Интернету.

2. Прием, отправка и хранение  сообщений, а также выдача их  абоненту в рамках услуг электронной  почты.

3. Размещение информационного ресурса  абонента на станции сети Интернет  для обеспечения доступа к  информационному ресурсу пользователей  сети (Интернет-услуги хостинга).

Данная дифференциация не является исчерпывающей, поскольку постоянно возникают новые виды Интернет-услуг связи.

Кроме услуг связи, необходимо выделить обязательства по передаче информации (такие как рекламные, маркетинговые, образовательные, консультационные и другие).

Как уже отмечалось, наиболее распространенными на сегодняшний день договорными обязательствами по оказанию Интернет-услуг являются договор на подключение к сети Интернет, договор на услуги электронной почты и договор на услуги хостинга.

По договору подключения к сети Интернет оператор связи обязуется оказать услуги по подключению оконечного оборудования, принадлежащего потребителю услуги на праве собственности или ином праве к сети Интернет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами.

Следует отметить, что действующим законодательством в значительной мере охвачен круг общественных отношений, возникающих по поводу оказания услуг подключения к сети Интернет.

 Вместе с тем, не решены  вопросы распределения ответственности  между оператором связи и пользователем  Интернета при совершении противоправных  деяний, особенно с учетом практики  заключения договоров без указания  личных данных пользователя.

По договору Интернет-услуг электронной почты оператор связи обязуется присвоить потребителю услуги адрес и принимать направленные в этот адрес данные через сеть Интернет, а также хранить и отправлять такие данные по поручению потребителя услуги в указанные им адреса, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами.

В договоре Интернет-услуг электронной почты целесообразно устанавливать положения, касающиеся соблюдения законных интересов граждан, в том числе соблюдения тайны связи и сроков доставки сообщений, предотвращения использования электронной почты для незаконной, в том числе преступной деятельности, которая, к сожалению, усиливается в последнее время в России.

По договору Интернет-услуг хостинга оператор связи обязуется предоставить доступ пользователям сети Интернет к информационному ресурсу потребителя услуги путем размещения данного ресурса на оборудовании, постоянно подключенном к сети Интернет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами.

В связи с изучением правового регулирования услуг хостинга возникает вопрос об определении правового статуса имен информационных ресурсов в Интернете (доменных наименований).

Как уже указывалось, в настоящий момент доменные наименования играют не только техническую роль адреса сетевого информационного ресурса (сайта), но и роль средства индивидуализации, сходного по функциям с товарным знаком или знаком обслуживания, выделяющих товары и услуги определенного производителя среди товаров и услуг его конкурентов.

В судебной практике возникли большие сложности при определении правомерности использования доменных наименований при их совпадении с товарными знаками и фирменными наименованиями.

В целом, видится необходимость законодательного урегулирования статуса доменных наименований, их соотношения со статусом товарных знаков и фирменных наименований с учетом возможности наличия нескольких идентичных товарных знаков для разных типов товаров или услуг, а также идентичных фирменных наименований, зарегистрированных в различных субъектах Российской Федерации и имен собственных, под которыми выступают в гражданском обороте физические лица.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо, на наш взгляд, закрепление норм об адресации пользователей Интернета, где устанавливался бы порядок передачи прав на доменные наименования, включающий порядок передачи прав и выполнения фактической перерегистрации доменного наименования на основании судебного решения, а также норм, запрещающих регистрацию доменных наименований, содержащих общеизвестные товарные знаки, фирменные наименования либо имена собственные физических лиц субъектами, не обладающими правами на использование соответствующих средств индивидуализации.

Исследование договорных обязательств по передаче информации показывает, что с помощью Интернета может быть исполнено любое обязательство по передаче информации, кроме случаев, когда в договоре предусмотрены иные способы ее предоставления. Поэтому необходимо выделить специальные договоры, предмет которых составляют услуги по обработке и передаче информации по каналам сети Интернет, и договоры, для которых исполнение посредством Интернета лишь один из возможных способов исполнения.

В настоящий момент широко распространены обязательства, исполняемые преимущественно с использованием Интернета: реклама в сетевых информационных ресурсах, маркетинговые исследования поведения пользователей, информационно-статистические услуги о работе информационных ресурсов (их посещаемости, количественному и качественному составу аудитории и т.д.), дистанционные образовательные услуги, консультирование, в том числе юридическое (например, eBuro.ru).

Исследование вышеупомянутых обязательств показывает ряд пробелов законодательства. Так, правила, устанавливающие ограничения доли рекламы в средствах массовой информации, не рассчитаны и не могут применяться для регулирования объема рекламы в изданиях, распространяемых в Интернете. Не ограничивается также навязывание рекламы (в международной практике такая деятельность именуется "спамминг", а сами рекламные сообщения "спамом" - от английского "spamming" - широковещательная рассылка сообщений не тем пользователям).

Информация о работе Правовое регулирование оказания Интернет-услуг