Правовое регулирование оказания Интернет-услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, и сетевых услуг как основы развитой экономики двадцать первого века, а также отсутствие комплексных исследований, посвященных обязательствам, связанным с международной сетью Интернет, обусловливают актуальность темы настоящей работы.

Содержание

Ведение
Общая характеристика обязательств по оказанию услуг
Понятие Интернета
Правовые проблемы, связанные с оказанием Интернет-услуг
Развитие российского законодательства, регулирующего оказание Интернет-услуг
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

информационное.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

В литературе предлагалось также использовать для фиксации информации, расположенной на сайте, Web-депозитарии,  то есть независимое хранилище информации с сайтов. При этом в роли хранителей соответствующей информации будут выступать негосударственные организации, заключившие договор с владельцем сетевого информационного ресурса (сайта).

Однако данный метод вызывает сомнения, поскольку удостоверение фактов осуществляет лицо, не уполномоченное на такие действия и, кроме того, получающее плату за такое удостоверение.

Все это позволяет говорить о необходимости поиска других средств получения доказательств наличия определенной информации в Интернете.

Автором настоящей работы на основе изучения характеристик сетевых информационных ресурсов предложено осуществлять их депонирование в качестве программ для ЭВМ или баз данных  в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Другой проблемой, которая возникает при оказании Интернет-услуг, является проблема правового регулирования исключительных прав на доменное наименование,  которое идентифицирует сетевой информационный ресурс, и соотношение этих прав с правами на товарный знак  и фирменное наименование.

В отечественной юридической литературе, как правило, используется другой вариант упомянутого словосочетания - "доменное имя", однако, как совершенно правильно указала Орлова В.В. термин "имя" в российском законодательстве традиционно используется применительно к физическим лицам, поэтому более уместным будет применение термина "наименование".

Следует сразу подчеркнуть, что юридический статус доменных наименований в России пока не определен, однако прослеживается его тесная связь с правами на товарные знаки и фирменные наименования, так как доменные наименования выполняют схожие функции, что позволяет рассматривать их как средства индивидуализации сетевого информационного ресурса (сайта).

Другими проблемами, ставшими предметом исследования правоведов в связи с повсеместным распространением компьютерной обработки данных и передачей их по каналам телекоммуникационных сетей, стала защита персональных данных,  обеспечение права граждан на получение информации из Интернета, в том числе правовой информации и информации о деятельности государственных органов,  предотвращение распространения сведений, несоответствующих действительности, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан либо юридических лиц, оскорбительных и клеветнических сведений,  а также пропаганды, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной розни, насильственное изменение конституционного строя с использованием Интернета,  электронного документооборота,  электронной цифровой подписи,  заключения сделок в электронной форме,  решения вопросов налогообложения,  регулирование отношений по поводу осуществления безналичных платежей с использованием телекоммуникационных сетей.  Также изучалась информационная безопасность государства и граждан в сфере несанкционированного доступа к компьютерной информации с использованием телекоммуникационной сети, внесение несанкционированных изменений или уничтожение информации,  распространение вредоносных программ,  вопросы юрисдикции для юридических фактов, связанных с пользованием трансграничной телекоммуникационной сетью Интернет,  проблемы применения телекоммуникационных сетей для судопроизводства,  специфика гражданских правоотношений по поводу использования Интернета.  Поднимались вопросы возможности распространения правовых норм, регулирующих деятельность средств массовой информации, на сетевые информационные ресурсы. Следует отметить, что при рассмотрении отношений по использованию Интернета необходимо учитывать их сложный субъектный состав, обусловленный участием в отношениях операторов связи. К примеру, доступ пользователя к информационному ресурсу осуществляется, как правило, путем обращения к оператору связи, с которым он состоит в договорных отношениях, с запросом на определенную информацию. После автоматизированной обработки запроса оператор связи получает данные от другого оператора, разместившего информационные ресурсы на своем оборудовании. Таким образом, возникают информационные общественные отношения между пользователем связи, операторами связи и владельцем сетевого информационного ресурса.

Сложность субъектного состава указанных отношений также может заключаться в том, что они часто имеют иностранный элемент, причем пользователь связи, операторы связи и владелец сетевого информационного ресурса нередко находятся под юрисдикцией различных государств.

В заключении нужно отметить, что большинство публикаций, посвященных правовым проблемам использования Интернета, носят постановочный характер, сигнализируя о наличии тех или иных правовых проблем с указанием на невозможность использования существующих законодательных актов и необходимости внесения изменений в законодательство.

Вместе с тем, несмотря на охват российскими исследователями многих правовых проблем, связанных с отношениями по поводу использования Интернета, практически не получили должного освещения вопросы обязательственных отношений, их юридическая характеристика и виды.

Развитие российского законодательства, регулирующего оказание Интернет-услуг

Категория "Интернет" стала использоваться в российском законодательстве с 1997 года, первоначально в связи с привлечением каналов Интернета для информирования общественности государственными органами.

Так, приказом Минздрава России от 24.02.1997 г. № 57 был создан Федеральный информационный центр "Медицинский Интернет"  для непрерывного изучения и регистрации отечественных и зарубежных медицинских информационных ресурсов сети Интернет, а также информирования о них медицинской общественности (пункт 2.3. Приказа).

Позднее вопросы, касающиеся Интернета, стали называться при определении компетенции федеральных министерств, в частности, Министерства РФ по связи и информатизации, а также Министерства науки и технологий РФ.

В Положении о Министерстве РФ по связи и информатизации  отражено, что данное Министерство, кроме общего регулирования в сфере связи и информатизации, "...организует работу по распределению адресного пространства российского сегмента сети Интернет" (подпункт 25 пункта 6 Положения). В соответствии с Положением о Министерстве науки и технологий РФ  указанное Министерство "... разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в установленном порядке осуществляет меры по развитию и использованию российского сегмента сети Интернет в научно-технической и научно-образовательной сферах..." (подпункт 105 пункта 5 Положения).

До настоящего момента категория "Интернет" и производные от нее не отражены в федеральных законах РФ. Однако это не означает отсутствия законодательной базы для регулирования отношений по поводу этой международной сети электросвязи на территории России.

Как отмечает Талимончик В.П., - "Само существование международного... обмена данными связано с реализацией свободы каждого человека искать, получать и распространять информацию любыми средствами независимо от государственных границ..."

Фундамент правового регулирования этой свободы заложила Конституция, закрепив такие основополагающие положения, как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29).

Конституцией также закреплены гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8); признание идеологического многообразия в Российской Федерации (часть 1 статьи 13), гарантии свободы слова и мысли, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; гарантии свободы совести, включая право распространять религиозные и иные убеждения (статья 28); права каждого на личную и семейную тайну, тайну переписки и иных сообщений, ограничение которых допускается только на основании судебного решения (статья 23), запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24); запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства и другие.

Основополагающие нормы также содержатся в международных договорах России, которые являются в силу пункта 4 статьи 15 составной частью нашей правовой системы и имеют приоритет по юридической силе перед национальным законодательством.

Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 37-ФЗ  Устав  и Конвенцию  Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его пункте 1012 зафиксировано, что электросвязь это "… любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам".

Устав международного союза электросвязи предусматривает следующие положения:

1. Государство обязано обеспечить  передачу сообщений от населения  при помощи международной службы  общественной корреспонденции с  предоставлением по каждой категории  корреспонденции одинаковых условий  обслуживания, тарифов и гарантий  без предоставления какого-либо  приоритета или предпочтений (статья 33 Устава).

2. Государство вправе прервать  любую "… частную электросвязь, которая могла бы представлять  угрозу безопасности государству  или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия" (статья 34 Устава).

3. Государство вправе прекращать  службу международной электросвязи  вообще или для отдельных видов  электросвязи, либо корреспонденций  с немедленным уведомлением других  членов Союза международной электросвязи (статья 35 Устава).

4. Не принимается никакая ответственность "…по отношению к пользованию  службами международной электросвязи, в частности, в отношении претензий  по возмещению убытков" (статья 36 Устава).

5. Принимаются меры для сохранения  тайны международных сообщений, с резервированием за государством  права передавать эти сообщения  компетентным властям во исполнение  внутреннего законодательства либо  международных соглашений (статья 37 Устава).

Данные положения являются базовыми при изучении правового статуса общедоступных сетей электросвязи, в том числе международной сети Интернет.

Другим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, среди которых ведущим следует признать процесс расширения доступности и информационной наполненности сети Интернет, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании "Стран восьмерки" 22 июля 2000 года.

Данная Хартия провозглашает принципы, направленные на ликвидацию международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва) - принцип содействия развития конкуренции в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развитие трансграничной электронной торговли в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО, развитие механизма защиты частной жизни потребителя, а также электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г.,  Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г.,  Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г.  и др.

Кроме этого, сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций предусматривается двухсторонними договорами Российской Федерации. Среди них Соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г.,  Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г.,  Правительством Республики Куба  от 6 марта 1996 г. и др.

Помимо Конституции и норм международных договоров, отношения, связанные с использованием Интернет и оказанием Интернет-услуг, регулируются нормами о создании, передаче, обработке и хранении информации. Основной массив данных норм сгруппирован в законодательных актах об обмене информацией, создании информационных ресурсов и предоставлении на их основе услуг (включая регулирующие деятельность архивов и предоставление обязательных экземпляров информационных  ресурсов), о связи, о праве интеллектуальной собственности, о средствах массовой информации.

Кратко рассмотрим основные законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, связанные с оказанием Интернет-услуг.

1.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации  и защите информации"  посвящен  регулированию отношений по формированию  и использованию информационных  ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления  потребителю документированной  информации; созданию и использованию  информационных технологий и  средств их обеспечения, а также  защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных  процессах и информатизации.

 

Указанный Закон призван играть системообразующую роль при развитии законодательства об обработке, хранении, передаче информации, создании и применении информационных технологий, информационной безопасности и т.д. В нем определены понятия информации, документированной информации (документа), информационных процессов, информационных систем и ресурсов и другие базовые категории, закреплено право собственности на информационные ресурсы, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

Отдельная глава Закона посвящена информационным ресурсам - отдельным документам и отдельным массивам документов, в том числе находящимся в информационных системах, определяемых как организационно упорядоченные совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи (статья 1 Закона).

В данной главе устанавливается порядок документирования информации для включения ее в состав информационного ресурса (статья 5 Закона), право собственности на информационные ресурсы (статья 6 Закона), состав государственных информационных ресурсов (статья 7 Закона), порядок обязательного предоставления документированной информации органам государственной власти (статья 8 Закона), порядок отнесения отдельных информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию (статья 9 Закона), категории доступа к информационным ресурсам (статья 10 Закона).

Информация о работе Правовое регулирование оказания Интернет-услуг