Особенности президентской системы в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды. Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи: 1)дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки; 2)рассмотреть виды республиканской формы правления; 3)изучить Соединенные Штаты Америки как пример президентской формы правления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Республиканская форма правления…………………………………….5
1.1.Понятие республики……………………………………………………...5
1.2Виды республик…………………………………………………………...6
Глава2. Кто такой президент?..............................................................................12
2.1.Понятие президента…………………………………………………….12
2.2. Конституционно-правовой статус и значение президента в современных правовых системах……………………………………………….14
Глава3. Особенности президентской системы в США………………………..15
3.1.Конституция США……………………………………………………...15
3.2.Президент США………………………………………………………...17
3.3.Ветви власти……………………………………………………………..20
3.4.Структура Конгресса США…………………………………………….24
3.5.Современный аппарат федерального правительства США………….27
3.6.Политические партии…………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 57.64 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовила Турсунова Г.

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Республиканская форма правления…………………………………….5

       1.1.Понятие республики……………………………………………………...5

       1.2Виды республик…………………………………………………………...6

Глава2. Кто такой президент?..............................................................................12

       2.1.Понятие президента…………………………………………………….12

       2.2. Конституционно-правовой статус и значение президента в современных правовых системах……………………………………………….14

Глава3. Особенности президентской системы в США………………………..15

       3.1.Конституция США……………………………………………………...15

       3.2.Президент США………………………………………………………...17

       3.3.Ветви власти……………………………………………………………..20

       3.4.Структура Конгресса США…………………………………………….24

       3.5.Современный аппарат федерального правительства США………….27

       3.6.Политические партии…………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32

 

Введение

В данной работе рассматривается понятие  «Президентская республика». Это такая  форма правления, при которой  во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и  сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы  правительства. В республике этого  вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает  законы. Высшие органы государства  не только структурно обособлены, но и  обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием  ответственности правительства  перед парламентом. Правительство  формирует президент, но зачастую с  согласия парламента. Правительство  ответственно перед президентом. Президент  лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить  против президента процесс его отстранения  от власти. Это происходит тогда, когда  президент допускает злоупотребление  своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию.      Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов  государственных и общественных  при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Таким образом, в президентской  республике при условии соблюдения конституционной законности правительство  более стабильно, а парламент  обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому  она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация, Нигерия, и другие.                Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна. Потому что президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение, из 200 государств 156 имеют именно эту форму правления.        Цель моей курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.         Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:                      1)дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;             2)рассмотреть виды республиканской формы правления;           3)изучить Соединенные Штаты Америки как пример президентской формы правления;                              В соответствии с поставленной целью объектом курсовой работы является понятие республиканской формы правления, и ее отличительные признаки. Для написания курсовой работы была использована учебная и методическая литература: работы таких авторов, как Мишин А.А., Чиркин В.Е., Чудаков М.Ф. и другие, которые рассматривали в своих работах республиканскую форму правления.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Республиканская форма правления.

Республика(от лат. res publica – государственное, общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателя или представительного органа. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:            - существование единоличного и коллегиального главы  государства;            - выборность на определенный срок главы государства и других верховных     органов государственной власти;                                                                         - осуществление государственной власти не по-своему велению, а по поручению народа;                                       - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;                             - обязательность решений верховной государственной власти.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая  главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод  верен лишь при прочих равных условиях.             По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. 

1

 

 

1.2.Виды республик.

Насчитывается несколько  основных разновидностей республиканского правления:

1)Президентская республика.               Эта форму правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.                 Термин "президентская республика" говорит сам за себя: президент играет в республике доминирующую роль. Иногда его называют сильным президентом.                 Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном  законодательстве соответствующих  стран проводится строгое разграничение  компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и  судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.              Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающую к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости. Не следует вообще абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм вне зависимости от их конкретного политического содержания.

Основными ее признаками является:             1)четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей властей, а взаимоотношения между ними строятся на базе принципа так называемых "сдержек и противовесов";                 2)президент - глава государства и исполнительной власти;              3)президент избирается непарламентским способом , косвенным голосованием избирателей, что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;                  4)президент не имеет права роспуска парламента;      5)принцип парламентского большинства при формировании правительства не действует;                               6)президент самостоятельно, с минимальным одобряющим участием сената, формирует "правительство", отличающееся от обычного правительства тем, что оно не является органом, принимающим коллегиальные решения; решения принимает президент;                              7)политическая ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;                     8)президент единолично руководит исполнительной властью, должность премьер-министра не предусматривается;       9)акты президента не подлежат контрасигнатуре;      10)президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.

 

 

 

2)Парламентская республика.             Разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.          Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

 

 

Основными признаками парламентской  республики являются:

1)президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной политики;                  2)президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента;     3)президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижней палате. В противном случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это необходимая процедура для парламентской республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются президентом по рекомендации главы правительства;                 4)ключевой признак парламентской республики - политическая ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность эта чаще всего солидарная: недоверие главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;        5)президент не несет ответственность за деятельность правительства. Она возложена на главу правительства;

 

 

 

3)Смешанная республика

Это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.                  Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики).

 

Основными признаками смешанной  республики следует назвать:

1) президент является  главой государства и арбитром;            2) президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;                3) президент не является юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Он председательствует на официальных заседаниях правительства, утверждает акты правительства, т.е. фактически президент руководит правительством, чем проявляется свойство бицифиальности исполнительной власти;              4) президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций в парламенте, по рекомендации главы правительства назначает и членов правительства. Назначенное президентом правительство представляется парламенту (нижней палате), излагает свою программу и просит о доверии.               5) одним из признаков, свойственных смешанной республике, является двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;                           6) наиболее сильное полномочие президента - права роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;               7) президент наделен правом вето на законы, принятые парламентом, но одновременно некоторые, указанные в конституции, акты подвергаются контрасигнатуре. 2

Информация о работе Особенности президентской системы в США