Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права.
Достижение поставленной цели oпределило необходимость решения следующих конкретных задач:
-исследовать особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом;
-определить правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством;
-определить виды иммунитета гoсударства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом..5
Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством………………………………………………………………...7
Иммунитет иностранного государства и его виды. Теория ограниченного и абсолютного иммунитета………………………………14
Особенности регулирования сделок, заключаемых торговыми представительствами государств…………………………………………27
Заключение………………………………………………………………….29
Библиографический список………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по МЧП.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

И законодательство, и судебная практика зарубежных стран делят  акты иностранного государства на публичные (связанные с осуществлением прерогатив государственной власти) и частные (коммерческие — связанные с деятельностью  государства в качестве «коммерсанта»). Публичные акты государства пользуются абсолютным иммунитетом и не могут  быть предметом разбирательства  в суде другого государства.

Если же государство выступает  в качестве коммерсанта, то его деятельность представляет собой частный акт  и подлежит юрисдикции государства  места проведения такой деятельности. По частноправовым сделкам государства  возможно привлечение его к ответственности  в суде другого государства, применение права страны суда (или иного иностранного права), действия по предварительному обеспечению иска и принудительному  исполнению судебного решения.

Во всех национальных законах  об иммунитете иностранного государства  предусмотрено право такого государства  ссылаться на свой иммунитет. Закон  об иммунитете иностранного государства  США 1976 г. — государство должно сделать  заявление об иммунитете в суде. Государственный департамент США  может также участвовать в  процессе от имени американского  правительства, если, по его мнению, суд неправильно толкует закон.

 

Вопрос о признании  иммунитета иностранного государства  решается судом. Акт об иммунитете государства  Великобритании 1978 г. — заявление  об иммунитете может быть сделано  в суде непосредственно официальным  представителем иностранного государства. Суд по этому вопросу вправе обратиться в Министерство иностранных дел  Великобритании, и сведения, полученные от него, для суда обязательны. Судебная практика континентальных стран (Швейцарии, ФРГ, Франции) устанавливает, что заявление  об иммунитете делается иностранным  государством в суде по правилам местного гражданского процессуального законодательства.

Европейская (Брюссельская) конвенция Совета Европы о государственном  иммунитете 1972 г. представляет собой  основной нормативный источник практической реализации теории функционального  иммунитета, Преамбула Конвенции  устанавливает, что государства-участники  принимают во внимание современную  тенденцию международного права  ограничивать иммунитет государства  при его вступлении в частноправовые отношения.

Конвенция содержит детализированный, обширный перечень частноправовых отношений, при вступлении в которые государство  автоматически лишается своего права  на иммунитет. В Брюссельской конвенции  зафиксировано, что государство  не вправе ссылаться на иммунитет  в суде другого государства:

При предъявлении встречного иска, если иск вытекает из отношений  права или факта, на которых основано основное требование, подчиненное юрисдикции другого государства.

Государство обязано подчиняться  юрисдикции другого государства  по международному соглашению, специальному положению письменного контракта  или соглашения, заключенного уже  после возникновения спора.

При вступлении в гражданские (коммерческие — договоры займа, купли-продажи, подряда, аренды и т.п.) правоотношения, исполнение по которым должно иметь  место на территории страны суда.

При заключении трудовых договоров  с физическими лицами, если работа должна быть выполнена на территории страны суда (за исключением случаев, когда физическое лицо является гражданином  государства-нанимателя или в договоре предусмотрена письменная оговорка о подсудности).

Если государство является участником (совместно с другими  частными лицами) какого-либо общества, ассоциации или юридического лица, имеющего реальное или уставное место  нахождения или главное предприятие  на территории страны суда.

Государство имеет на территории страны суда бюро, агентство или  иное учреждение, через которое оно  на тех же условиях, что и частные  лица, осуществляет производственную, коммерческую или финансовую деятельность.

Спор касается прав на промышленную собственность, зарегистрированную и  защищаемую в стране суда.

Государство нарушило принадлежащие  третьему лицу авторские права, защищаемые в стране суда.

По делам о праве  на недвижимость, расположенную в  стране суда.

По делам о возмещении вреда, возникшим в связи с  фактами, имевшими место на территории страны суда.

Брюссельская конвенция  предусматривает возможность принятия принудительных мер по отношению  к собственности иностранного государства  — участника коммерческой деятельности — в целях предварительного обеспечения  иска, а также возможность принудительного  исполнения судебного решения, вынесенного  против иностранного государства.

Доктрина абсолютного  иммунитета государства до сих пор  закреплена в законодательстве некоторых  государств — Китая, России. Эти  процессуальные положения признают абсолютный иммунитет иностранного государства на территории РФ и устанавливают  возможность привлечь любое иностранное  государство к ответственности  в судебных органах РФ при наличии  явно выраженного согласия этого  государства. Таким образом, российское процессуальное право основано на концепции  «договорного, дипломатического» отказа от иммунитета.

По-видимому, устанавливая подобные положения, российский законодатель рассчитывал, что другие государства, даже придерживающиеся концепции функционального иммунитета, на условиях взаимности будут проводить  такую же политику в отношении  РФ. Подобный расчет полностью противоречит современной практике, о чем ясно свидетельствуют иски, предъявленные  в судах Франции и Швейцарии  в связи с коммерческой деятельностью  Российского государства, и принятие в этих странах принудительных мер  по отношению к собственности  РФ в связи с предварительным  обеспечением иска.

Эти прецеденты имели место  до вступления в силу нового гражданского процессуального законодательства РФ, и следовало бы сделать вывод, что государства соблюдают свои собственные законы, а не законы других стран. Если государство придерживается концепции функционального иммунитета, то нельзя ожидать, что оно будет  нарушать положения своего собственного права и предоставлять абсолютный иммунитет государству, в законодательстве которого закреплена эта теория.

В 1986 г. при рассмотрении в американском суде иска к КНР  в связи с обязательствами  китайского правительства по займу 1911 г. Китай сделал заявление, что  доктрина функционального иммунитета не может применяться за границей к коммерческой деятельности государств, которые не признают эту доктрину, а придерживаются концепции абсолютного  иммунитета. Это заявление не было принято во внимание американским судом, поскольку при разбирательстве  дела он применял свое собственное  право — Закон об иммунитете иностранного государства 1976 г., основанный на теории функционального иммунитета.

 

Подобная практика недвусмысленно демонстрирует, что положения ст. 401 ГПК РФ и ст. 251 АПК РФ являются устаревшими, неприемлемыми для  большинства других стран, не отражают реалий современной действительности и могут только причинить ущерб  интересам России. Кроме того, указанные  нормы процессуального законодательства противоречат положениям ст. 124 и 1204 ГК РФ о том, что государство участвует  в гражданско-правовых отношениях на равных началах со своими частными партнерами.

Поскольку в современном  мире господствует доктрина функционального  иммунитета и подавляющее большинство  государств готовы вступать в международные  коммерческие отношения только на ее началах, то в договорной практике РФ также имеет место отказ от доктрины абсолютного иммунитета.

В двусторонних международных  соглашениях о взаимной защите иностранных  инвестиций закреплен добровольный и явно выраженный отказ Российского  государства от своего иммунитета (договоры РФ с Венгрией, США, Южной Кореей). Споры между принимающим государством и частным иностранным инвестором рассматриваются не в судах принимающего государства, и не в соответствии с его национальном правом, а в  порядке международного коммерческого  арбитража.

Доктрина абсолютного  иммунитета, которой придерживается российское законодательство, не позволяет  закрепить в процессуальных законах  правила о заявлении об иммунитете от имени государства. Предполагается, что подобной проблемы не может возникнуть, поскольку государство автоматически  неподсудно судам другого государства.

Такое предположение давно  устарело и полностью не соответствует  реальной действительности. На практике России приходилось делать такие  заявления в иностранных судах: в деле по искам И. Щукиной и  И. Коновалова заявление об иммунитете было сделано как путем направления  ноты посольства РФ во Франции в  МИД Франции, так и непосредственно  во время судебного заседания  по правилам французского гражданского судопроизводства.

Привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских  должностных лиц закреплены в  международном публичном праве  и неразрывно связаны с суверенитетом  государства. Официальные представители  государства должны иметь в другом государстве возможность свободно выполнять свои функции как представители  суверенного государства.

На этом основано их освобождение от гражданской юрисдикции в государстве  пребывания. Однако в международном  праве предусмотрены и изъятия  из дипломатических и консульских  иммунитетов: Венские конвенции  о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г. содержат перечень оснований для  отказа в предоставлении иммунитетов  по гражданским делам.

Консульские должностные  лица пользуются в государстве пребывания иммунитетом от гражданской юрисдикции только в связи с тем, что касается их служебной деятельности, но это  не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного ДТП. Двусторонние консульские конвенции, как правило, расширяют перечень иммунитетов  консулов по сравнению с Венской  конвенцией 1963 г. и предоставляют  консулам дипломатические иммунитеты в полном объеме.

В соответствии с Венской  конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. дипломаты не пользуются иммунитетом  от гражданской юрисдикции государства  пребывания:

В отношении вещных исков, относящихся к частному недвижимому  имуществу на территории государства  пребывания, если дипломат владеет  таким имуществом как частное  лицо, а не от имени государства  аккредитования.

В отношении исков о  наследстве, в которых дипломат выступает  в качестве исполнителя завещания, попечителя наследственного имущества, наследника или отказополучателя как  частное лицо.

В отношении исков, касающихся любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом за пределами его официальных  функций.

Согласно концепции функционального (ограниченного) иммунитета, иностранное  государство, его органы, а также  их собственность пользуются иммунитетом  только тогда, когда государство  осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperii. Если же государство  совершает действия коммерческого  характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Иными словами, представители  концепции ограниченного иммунитета считают, что, когда государство  ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться  иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.

Во второй половине XX в. концепция  функционального иммунитета получила широкое распространение в законодательной, судебной и договорной практике различных  стран. Это объясняется тем, что  государство как таковое расширило  сферу своего участия в экономической  деятельности.

Особое значение в современных  экономических отношениях приобрел вопрос об иммунитете для тех государств, которые проводят политику активного  привлечения иностранных инвестиций. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы государство, принимающее  инвестиции, отказывалось от своего иммунитета в случае возникающих споров между  инвестором и этим государством.

В результате сфера применения договорной и обычной международно-правовой норм, ограничивающих иммунитет иностранного государства, постепенно расширяется, о чем свидетельствует законодательная  и судебная практика стран, придерживающихся концепции ограниченного иммунитета. В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы  об абсолютном иммунитете государства  постоянно сужается. Все чаще государства, придерживающиеся концепции абсолютного  иммунитета, отказываются от него в  отношении определенных категорий  дел.

В тех странах, в которых  не принято специальных законов  об иммунитете, а также в государствах, не участвующих в международных  соглашениях по этому вопросу, существенную роль продолжает играть судебная практика, хотя решения суда одной страны могут  использоваться и во всяком случае учитываться при рассмотрении аналогичного дела в другой стране.

При предъявлении возможных  претензий к государству, в частности  по трудовым отношениям и требованиям  о возмещении ущерба в результате причинения вреда, прежде всего с  чисто практической точки зрения следует различать два возможных  случая:

-когда иск предъявляется  к российскому государству как  стороне в отношениях с иностранными  юридическими и физическими лицами, т.е. когда речь идет о предъявлении  претензий, исков за рубежом,  а также наложении ареста на  имущество российского государства,  находящееся за границей. В этих  случаях необходимо прежде всего  решить вопрос, будет ли пользоваться  российское государство в настоящее  время за рубежом иммунитетом;

Информация о работе Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом