Особенности международной торговли машинами и оборудованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:

• дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм

• рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием

• выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

• проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные формы международной торговлей машинами и оборудованием………………………………………………………………6

1.1 Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6

1.2 Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9

2. Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15

2.1 Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15

2.2 Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36

3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41

Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемых источников…………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 2011КМТ.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра гражданско - правовых дисциплин 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Контракты в международной торговле»

на тему «Особенности международной торговли машинами и оборудованием » 

              Выполнил: студент 4-го курса  
              очной формы обучения  
              экономического факультета 
              группа 4531 
              А.О.Абдуллаева

              Подпись 

              Научный руководитель:

              Ю.А.Максимов,

              к.э.н.,к.т.н., доцент

              Подпись 
               

Санкт-Петербург

2011

                                        

                                                Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Основные формы международной торговлей машинами  и оборудованием………………………………………………………………6

1.1  Ведущие мировые производители машин и оборудования ………....…6

    1. Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств …….9

2.  Анализ состояния российской торговли машинами и оборудованием и её позиция в мировой торговле………………………………………………15

2.1  Позиция России на мировом рынке машин и оборудования………….15

    1.   Проблемы торговли машинами и оборудованием……………………..36

3. Пути решения проблем российской торговли машинами и оборудованием ………………………………………………………………..41

Заключение  ……………………………………………………………………46

Список  используемых источников…………………………………………..48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире машины и оборудование являются наиболее динамичной частью международной торговли. Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и кооперирования в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. На межотраслевые и внутриотраслевые кооперационные поставки приходилось более 40% общего объема международной торговли машинами и оборудованием. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной производственной кооперации. Помимо этого около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного обслуживания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.

     Машиностроение  как отрасль существует более  двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Почти 3/4 продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность. Машиностроение наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая отраслевую и территориальную структуру промышленности мира и уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.

     Данная курсовая посвящена международной  торговле машинами и оборудованием на современном этапе. Актуальность изучения этой отрасли промышленности в том, что машины играют важную роль в развитии производительных сил, изменении характера труда и качества жизни. Машиностроение является одной из наиболее динамичных отраслей современной экономики и ее состояние и динамика развития во многом определяет состояние и перспективы как других отраслей, так и экономики любой крупной страны в целом. Доля машин и оборудования в объеме экспорта страны является важным показателем направленности экспорта и может сказать о проблемах как экономики в целом, так и некоторых её отраслей. Российское машиностроение в настоящее время находится далеко не на лучшем этапе своего существования. Спад, обусловленный экономическим кризисом и структурной перестройкой народного хозяйства, заметно пошатнул позиции российских машиностроительных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     Цель  данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы производства и торговли машинами и оборудованием.

     Реализация  поставленной цели предполагает решение  ряда взаимосвязанных задач, в том  числе:

     • дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм

     • рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием

     • выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

     • проанализировать динамику внешней торговли машинами и оборудованием, выявить основные проблемы, актуальные для страны на сегодня и предложить пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  формы международной  торговлей машинами  и оборудованием
    1. Ведущие мировые производители машин и оборудования

     Машиностроение  — главная отрасль мировой  промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство, оказывающее влияние на развитие всех сфер как жизни человека, уровне прогресса и состоянии экономики, так и на престиж страны на мировой арене.

     Признанными мировыми лидерами в производстве и  экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых  приходится более 60% производства машин  и оборудования и примерно такая  же часть экспорта этих видов продукции  из промышленно развитых стран.

      

             В высокоразвитых странах на  машиностроение приходится 1/3-2/5 и  больше продукции обрабатывающей  промышленности. Именно в этой  сфере ярко проявляется лидерство  этих стран.

     Наибольшее  разнообразие в области  машиностроения в США, Японии, Великобритании, Франции, Германии. Они имеют все отрасли машиностроительного производства и непосредственно формируют мировой рынок. Структура машиностроения Швейцарии, Канады, Швеции и ряда других стран ориентирована не на внутренний рынок, а на мировой. Она словно дополняет структуру машиностроения других стран. Речь идет о специализации на выпуск продукции небольшими партиями.

     Развивающиеся страны, находятся на разных стадиях  экономического развития. Некоторые  по выпуску продукции машиностроения на душу населения близки к развитым, но здесь следует учитывать структуру производства. Машиностроение в них развивается за счет дешевого труда. Южной Кореи, Сингапура и др. свойственна ориентация на развитые страны как рынок сбыта, большая роль иностранного капитала в отрасли, дешевая рабочая сила.

     Есть, например, группа (Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина и др.), в которой  благодаря развитию других отраслей, работающих на мировой рынок, созданы  возможности для роста машиностроения, которое в большой степени контролируется иностранным капиталом.

     В наименее развитых странах машиностроение представлено преимущественно ремонтными и уборочными предприятиями.

     Итак, Западная Европа, Япония, США являются основными поставщиками изделий  высокой сложности для мирового рынка. «Новые» машиностроительные страны производят массовые товары среднего технического уровня, у них происходит усложнение машиностроительных производств.

     В мировом машиностроении сформировалось пять регионов:

     Североамериканский  регион производит более 30% продукции, имеет самую широкую номенклатуру изделий и специализируется на выпуске научно-й капиталоемких товаров. На него приходится 1 / 4 продукции мирового автомобилестроения, 2 / 3 гражданского самолетостроения и 70% больших ЭВМ. Регион выступает экспортером продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Наряду с этим он импортирует различную бытовую технику, автомобили, суда.

     Западноевропейский  регион производит 25-30% продукции мирового машиностроения. Это преимущественно машины средней сложности, но немалая доля приходится и на изделия особой сложности. Завозится высокосложных техника из США, а менее сложная, но працемистким - из Японии и развивающихся стран.

     Восточно-и  Южно-Восточно-Азиатский регион с центром в Японии приходится 20% мировой продукции машиностроения. В Японии машиностроения достигло высокой степени структурного и научно-технического развития только в начале 80-х годов. Главенствующим направлением развития машиностроения Японии является вывоз малоквалифицированных и средних по уровню производств в страны с более дешевой трудом. Экспортер изделий высокой сложности, бытовой техники, регион завозит продукцию высокой сложности с США и Западной Европы.

     Страны  СНГ и Восточной Европы выделяются развитием станкостроения (Чехия, Украина, Россия), автомобилестроение (Венгрия, Украина, Беларусь, Россия), авиа-и ракетостроение (Украина, Россия), морского судостроения (Украина, Россия, Польша), военного машиностроения ( Украина, Россия). В них достаточно дешевая рабочая сила, в некоторых отраслях (авиа-, ракето-, судостроения и военная техника их продукция не уступает мировым аналогам, но, с другой стороны, производство устарело, нуждается в модернизации и привлечения значительных инвестиций.

     В странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина) формируется пятый регион на базе производства ЭВМ (электронно-вычислительных машин), самолетов, автомобилей, судостроение - в Бразилии; авиа-и автомобилестроение - в Аргентине.


          Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

     В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии — 25% (на электротехнику), в Германии — 47 и 29%, во Франции — 50 и 43%, в Великобритании — 45 и 40%, в Италии — 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков1. 

     1.2. Мировой экспорт машин, оборудования и транспортных средств

     Крупными  экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения.(Табл.1) Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признанным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на мировой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электрооборудования, некоторых вооружений и других технически сложных видов продукции.

     Существенную  роль в уменьшении поставок на внешний  рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. дол.), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. долл. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции)2.

Информация о работе Особенности международной торговли машинами и оборудованием